24 Ноября, Воскресенье, 22:17, Воронеж

Молодость и радость отечественного кино: от берлинского до воронежского кинозалов

Март богат на кинопремьеры. И пока голливудские толстосумы собирают всю кассу, другое кино проходит по кинотеатрам тихой сапой. Вот и «Тряпичный Союз» Михаила Местецкого, проделавший долгий путь от «Кинотавра» до «Берлинале» и сорвавший там бурные овации, добрался до Воронежа и был представлен в рамках фестивального показа «ЗИМА P.S.». Почему этот фильм достоин внимания ничуть не меньше остальных кинолент и почему это лучший кинодебют года в России, узнал корреспондент «P.S. — 5 сов».


О российском кино массовый зритель привык говорить либо плохо, либо никак. Кажется, здесь работает то же правило, что и с покойником, только в перевернутом виде. Однако, вопреки расхожему мнению, российское кино живет, и живет вполне себе ярко, а порой даже смело. Приблизительно так, как это делают герои картины Михаила Местецкого «ТРЯПСОЮЗ».



Героев в картине четверо. Трое из них представляют собой банду или, если вам угодно, организацию, которая и носит название «Тряпичный союз». Почему тряпичный? Да просто ребята еще недостаточно окрепли. Вот как только это произойдет, станет союз деревянным. А пока – тряпичный, уж извините. Четвертый герой – Ваня. Но четвертый он не потому, что менее значим (скорее, наоборот, является главным, ведь именно от его лица ведется повествование), а просто потому, что пока еще не является членом организации, и мы его вроде как выносим за скобки. Вообще странно разделять «Союз» на главных и второстепенных лиц. Не случайно приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре» получили все четверо актеров.

Однако вернемся к Ване. Он пока еще действительно вынесен за скобки, но не прихотью автора рецензии, а самой жизнью. Школа закончилась, дальнейшие перспективы туманны. Все лучшие люди, по его мнению, уже умерли. Сам Ваня занимается тем, что продает надгробия. Однако положение дел кардинально меняется после встречи с вышеупомянутой компанией. Ване кажется, что именно такие парни, хулиганы и мечтатели, способны изменить его жизнь, а может, и целый мир. И вот, желая войти в уникальное сообщество, он поселяет новых друзей у себя на даче. Отыскав подходящее место для развития «Союза», парни начинают «строить». Вот только что строить, пока неясно. Каждый из них видит цель организации по-своему.



Лидер союза Петр (Павел Чинарев) считает союз главным делом жизни, строит «научно-исследовательский монастырь». Андрей (обаятельный внук Олега Янковского — Иван) – человек творческий, художник и дамский угодник (последнее, по мнению Петра, вредит союзу). Единственная звезда киноленты Александр Паль исполняет роль подрывника Попова. И у всех этих замечательных людей только одна проблема – с целеполаганием. Поэтому идеи рождаются самые разные, например, взорвать голову памятника Петру I.

В фильме также присутствует любовная линия, проведена она в меру тонко, даже изящно. Так, чтобы лирические ребра не выпирали наружу. Весь фильм сделан с невероятным чувством такта и вкуса. В нем отсутствуют банальности, нет нравоучений. Здесь встречаются и пошлые жесты, и грубые фразы, и штаны в три полоски. Все это есть, равно как и в жизни. Важно, что Местецкий не обходит эту сторону реальности, но показывает ее удивительно симпатично. Разговоры о политике и религии, что называется, «на кухне» или на деревенской дискотеке; поп-музыка и рядом идолы классики, например, Вагнер. При всей своей фрагментарности в плане действий героев, картина не рвется на несвязные элементы, выглядит более чем целостной.



Из популярных аналогий к фильму на ум приходит «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, только здесь, у Местецкого, все несколько бесшабашнее, смелее, без присущего «той стороне экрана» пафоса. В сегменте российского кино к фильму и вовсе сложно подобрать аналог. Отмечается разве что авангардное «Шапито-шоу» Сергея Лобана с присущей ему такой же изобретательностью. Но в целом кино действительно другое. Самобытное, вдохновляющее на поступки, пусть даже немного бесшабашные, полное эскапизма и… иронии.

***

Примечательно, что режиссер фильма Михаил Местецкий работал над сценарием «Союза» почти 15 лет. Задумывал книгу, а на выходе получилось кино. «Поздний дебют лучше никакого», — говорит Местецкий. И попробуй тут с ним не согласиться. Ведь по сути у творчества нет рамок, и уж тем более – возрастных. Не случайно с «Тряпичного Союза» из кинозала зритель выходит под гимн Ляписа Трубецкого – «Молодость и радость».

Илья МАКАР
Фото: КиноПоиск

2 комментария

kluyev@email.ru
ну про тонкое чувство вкуса — это, конечно, такое себе. на самом деле включать «полёт валькирии» и пытаться строить из этого комизм — тот ещё дурной вкус
IlMak97@yandex.ru
там про операторскую предложение убрали. и все как-то немного по-другому заиграло