22 Ноября, Пятница, 09:13, Воронеж

Мягкое пробуждение

Те, кто всей душой болели и переживали за судьбу звёздной саги, теперь могут облегчённо выдохнуть. «Пробуждение силы», к счастью, вряд ли оскорбит чьи-то фанатские чувства, оно не топчется по своим «старшим братьям», не пытается обмануть или нагло сыграть на наших ожиданиях. В общем, «Звёздные войны» под руководством Джей Джея Абрамса – это в целом очень недурственный фильм, и вовсе нетрудно понять, почему он вышел недурственным. Но вопрос в том, почему он не стал большим и не вышел за пределы этого довольно скромного в данном случае определения.

Без сомнения можно сказать, что седьмой эпизод «Звёздных войн» оказался фильмом довольно богатых потенций: часть из них с разным успехом удалось реализовать, но часть лишь заявлена и оставлена в сыром виде. «Пробуждение силы» – это когда крепкая мужская дружба (явно крепостью еще на пару эпизодов) между недавними врагами заводится буквально через пять минут от начала; а через десять минут – первые признаки любовной химической реакции между главным героем и героиней; это снова конфликт отцов и детей (те, кто были детьми в первой трилогии, стали отцами в этой), бесконечная борьба света и тьмы, мира и войны; это когда судьба ждёт и манит тебя на дне деревянного сундучка с древней реликвией в тёмном подземелье, а под злобной маской скрывается, конечно же, человек, а не сущее зло, как бы её носитель не пытался убедить всех в обратном. Как видно, потенций море, и это ещё не полный список – у злодея необычный меч с гардой, на троне сидит какой-то новый тёмный лорд, планета Джакку вся завалена огромными обломками давних сражений.



И совершенно очевидно, что седьмой эпизод, как и его предшественники, просто про дружбу, любовь, борьбу, надежду и тому подобное; то есть неожиданного выхода из круга классических тем и философских проблем можно не ждать, и правы те, кто уже раскусили, что перед нами «Новая надежда» версия 2.0, но ещё не факт, будто это нечто катастрофичное. А факт-то в том, что про Джей Джея Абрамса не сказать, что он очень уж самостоятельный или самобытный режиссёр с оригинальной художественной позицией, который способен перевернуть с ног на голову всю сагу; например, в своём «Супер 8» он всё-таки опирался на крепкое плечо Спилберга. Вот и шефство над «Звёздными войнами» поставило Абрамса в совсем уж неловкое положение: каким-то образом надо было запустить работу над вселенной, которая родилась ещё сорок лет назад, включает в себя две трилогии, при этом с одной стороны за тобой наблюдает многомиллионная фанатская база, с другой – новое диснеевское руководство и продюсеры, где-то с третьей стороны поглядывает Джордж Лукас, ещё и про собственные авторские амбиции и чувства фаната надо не забыть и как-то это использовать. Осилит — не осилит? Справится? Выдержит? Груз-то не из лёгких.

В этой связи Абрамс поразительно напоминает главного злодея своего фильма Кайло Рена (отлично исполненная роль Адама Драйвера), который в таком случае является его альтер-эго. Кайло Рен постоянно разрывается между сторонами Силы, из одной крайности впадает в другую и, будучи самым впечатляющим и живым персонажем, бесконечно не уверен в себе, закомплексован и несдержан. Правда, в случае Абрамса речь идёт не о сторонах Силы, всё гораздо прозаичнее: фильм получится хорошим или не очень хорошим. И видно, как уже на его собственные плечи давит этот тяжёлый груз, и он будто напуган происходящим и тем, во что он ввязался, обжигается, словно схватился голыми руками за клинок светового меча. Поэтому основное режиссёрское качество Абрамса в «Пробуждении силы» – это стремительность. Бежать, торопиться, только вперёд, никаких остановок. Сняли эту сцену – взрываем всё и бегом к следующей. Что сейчас было? Как это так сложилось? У вас вопросы? Слишком быстро? Не важно, кто-нибудь объяснит в следующих эпизодах, здесь мы уже всё взорвали.



Важно понять правильно: в «Пробуждении силы» есть подходящий, точно сработанный приключенческий драйв (за примеры брали наиболее удачные опыты предыдущих эпизодов), но вместе с этим в тело фильма забралась сумбурность. И вроде как всё это продиктовано ситуацией: сага крепко спит, её нужно хорошенько потрясти. Но врачи-то рекомендуют просыпаться мягко и осознанно. Тут же сцены проносятся одна за другой, а когда всё-таки необходимо взять тайм-аут, притормозить, герои остаются друг перед другом и перед нами, выражая практически одно единственное универсальное настроение: «ох, аж тридцать лет про нас ни слуху, ни духу. А вот и мы! Ждали, поди? Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались!» Вот так и прокисают и разрушаются потенции, о которых мы говорили вначале. Любовная линия – пара забавных жестов и нелепое, клишированное объяснение в чувствах в пару предложений. Конфликт отцов и детей трагично заканчивается после довольно неубедительного короткого разговора по душам. Давно не виделись и набралось вопросов и проблем? – «Да у тебя же куртка новая». Вот и всё.



Однако язык не повернётся обвинить в чём-то Абрамса, сказать, что он не справился, провалился. «Пробуждение силы» – это всё-таки очень тщательно и дотошно собранное кино. Джей Джей Абрамс особенно хорош в том, что касается дизайна. Он визионер, визуализатор, (этим он напоминает, кстати, Нила Бломкампа) поэтому всё, что он снял в своём фильме – места, декорации, детали, костюмы и т.д. – выглядит сочно, свежо, интересно и даже достоверно и убедительно. А это далеко не последнее, в чём нуждалась сага, на которой залежался довольно толстый слой пыли. Поэтому лучшего режиссёра для того, чтобы встряхнуть и пробудить «Звёздные войны», чем Абрамс, пожалуй, подобрать нельзя. По факту дело-то сделано, остальное – работа для других режиссёров.

Илья КЛЮЕВ
Фото:http://wdsspr.ru/

1 комментарий

Lina_Gavrilova
Фильм в целом в рамках традиции, что не может не радовать. Только вот у меня, давнего поклонника SW, возникли три «НО»:
1. Образ мечущегося антигероя уж слишком похож на образ его «дедули» (режиссер еще и нарочно обращает на это внимание, выставляя шлем Дарта Вейдера напоказ, как хранимую реликвию Кайло). Даже новый «дом» злодея — увеличенная и модернизированная Звезда Смерти.
2. Мне, на контрасте с автором рецензии, абсолютно не понравился Кайло, сыгранный Адамом Драйвером. Никакой харизмы и обаятельности Темной стороны в нем и в помине нет: это всего лишь пакостливый школьник, трудный подросток, выбивающийся из-под родительского крыла. Во время кинопоказа на моменте, когда герой впервые снял маску, зал взорвался хохотом. Отовсюду слышалось: «Не позорься! Надень лучше обратно!», «Я бы с таким лицом тоже маску носил!» Разве этого добивались создатели фильма?
3. Смерть Хана Соло. Герой Харрисона Форда — изюминка этого эпизода, его душа. Я не против смерти Хана как сюжетного поворота, только вот остается вопрос: на ком в таком случае будут «держаться» следующие части? Новый актерский состав пока не вызывает у зрителя теплых и родственных чувств.
Комментарий отредактирован: 20 декабря 2015, 13:44