Всё больше студентов получают водительские права. Однако количество ДТП, произошедших по вине молодых водителей, увеличилось за 2020 год на 2 тысячи случаев, сообщает ТАСС. Попасть в аварию на ранней стадии вождения для водителя может означать страх перед «баранкой» на долгие годы. Но некоторые справляются со страхом и продолжают ездить даже после самых страшных столкновений.
Еду по России, не доеду до конца
Сесть за руль для студента — огромное преимущество. В Воронеже не самая лучшая система общественного транспорта, где из одной части города в другую сложно доехать без пересадок. Например, чтобы доехать из микрорайона «Тепличный» до остановки «Памятник славы» нужно поменять 2 автобуса и потратить полтора часа. Автомобиль позволяет минимизировать время, которое студент тратит на поездки и уменьшить шанс опоздания, которые многие преподаватели не терпят.
Для ребят из других городов и областей возможность управлять автомобилем помогает добраться до дома в любой возможный момент, в частности, приезжать к родителям на выходные. Это — огромное преимущество.
«Через пару дней опять сел за руль»
— Я за рулём два с половиной года, — рассказывает 20-летний студент ВГТУ Роман Княжев. — Попал в ДТП за это время два раза, в первый раз сам въехал в машину, а второй раз мне у «цирка» в водительскую дверь. Оба раза ощущения были какие-то смешанные, вроде и смешно, и страшно, и весело, и злобно, в общем, весь спектр. Потом было не страшно садиться за руль, как-то спокойно к этому относился. Я считаю, что от судьбы не убежишь, что суждено, то и будет.
При небольших ДТП и достаточном стаже вождения, страх садиться за руль не наступает. Это подтверждают и некоторые другие истории.
— Уже два года вожу, но автомобиль только с сентября. Начинать немного страшно было. Я пропускал впереди стоящий автомобиль и сзади в меня въехала женщина. Я «улетел» в машину спереди, которую пропускал. Да по началу страшно было. Смотрел постоянно в заднее зеркало: не едет ли кто-нибудь там. А потом боязнь как-то сама прошла. — Николай Воробьёв, студент ВГТУ, 19 лет.
Опыт в данном случае обладает исцеляющими свойствами. При достаточном опыте можно пережить даже самое страшное ДТП без страха перед автомобилем.
— В 18 начал, ДТП было несколько, причины — нарушение ПДД, невнимательность обеих сторон. Чувствовал всегда досаду, потом страха не было, — рассказывает 25-летний студент ВГУ Илья А. — Один раз машина была «в мясо». Я ехал, сбросил скорость перед светофором, который горел жёлтым мигающим, никого не увидел. Перед выездом с перекрёстка сильный удар, взрыв подушек безопасности, запах пиропатрона, несколько раз развернуло. Выскочил, осмотрел, заглушил машину, проверил второй автомобиль. Сел на бордюр и почувствовал, что болит спина. Через минуты две приехала «пожарка», они уже вызвали скорую и ДПС. Машину на эвакуатор, а сам в больничку. Были ушибы, носил корсет какое-то время и спал на твёрдом. Через пару дней опять сел за руль другой машины — отвёз семью на дачу.
Особенно хорошо видно это на примере очень опытных водителей, которые «за баранкой» уже несколько десятилетий.
— За рулём я уже 31 год. Меня занесло на льду, и машина несколько раз перевернулась. Перелом грудины после этого не позволял даже сесть, 40 дней я просто лежал. Когда я оправился, страха перед автомобилем не было, я смог накопить на новый и так же продолжил ездить. Единственное, что теперь я понимаю, почему нельзя экономить на зимней резине. — Алексей А., 47 лет.
Разбитый кусок металла
Вот только, что если сходятся тяжёлое ДТП и отсутствие опыта? Авария происходит внезапно: в тот момент, когда ты максимально уверен в себе и не ожидаешь ничего страшного. Именно удар по этой самоуверенности самый больной в аварии: что скажут родные, почему я это допустил и другие вопросы тут же начинают грызть изнутри. Добавляется к этому и страх за свою жизнь.
— В первый раз я сел за руль в 11 лет, официально вожу уже больше года. Начинать было не столько страшно, сколько непривычно: вот вроде ты все видел справа, а тут ты слева и сам управляешь автомобилем. Опять же, «за рулём» чувства абсолютно другие, — рассказывает 19-летний студент ВГТУ Михаил Митусов. — Были плохие погодные условия, соответственно плохая видимость дороги. Я не смог рассчитать дистанцию разъезда со встречным автомобилем. При этом я «закусил» обочину на приличной скорости, после чего последовало сильное лобовое столкновение. Было 23 февраля, шёл снег с дождём, обочину не было видно — она была неотличима от дороги, просто соскочило переднее колесо. Тогда я был без прав, без документов на машину — взял покатать девушку. Сразу подумал, что скажет мне отец, увидев полностью разбитый кусок металла вместо его машины. Из-за удара головой я потерял кратковременную память и мне очевидцы рассказывали, что я просто бегал вокруг разбитой машины в панике и думал, что сказать родителям. После этого я полтора месяца не ездил вообще.
Страх, который возникает после аварии Михаил поборол собственным способом, который, однако, относится к общей логике того, как водители справляются с ДТП.
— Я ещё управляю мотоциклом, у меня появился страх приближаться к обочине. Держал большую дистанцию перед ней, события сильно отразились в моей памяти, сразу вспоминалась авария. Мотоцикл маленький, габариты его заканчиваются на кончиках твоих колен, все хорошо чувствуется. Начал ездить спокойно на мотоцикле, не нужно никуда прижиматься, пропускал машины. Потом я продал мотоцикл и купил автомобиль, почувствовал сам автомобиль, его габариты. Постепенно начал медленно приближаться к обочине во время езды, пытаться её чувствовать. Так сказать, специально себя подготавливал, бороться со своим страхом, учился что делать в разных ситуациях. Специально ездил в плохую погоду, это лучше, чем просто бояться и говорить: «Нет, нет, нет! Я никуда не поеду!», а наоборот: «Раз на раз не приходится, все равно когда-то придётся поехать». Все что угодно может в жизни случится, все равно придётся ездить в разные условиях. Если бы я просто понизил передачу, и нажал на газ, то машина бы вырулила из той ситуации. Я специально начал устраивать себе контролируемый занос, чтобы проверить, что я смогу сделать, если снова окажусь в таких условиях: «нажать газ, отпустить газ и т.д.». Я всю жизнь с отцом в гараже, автомобили — моя жизнь, поэтому я справился. Я сейчас спокойно проезжаю место аварии, мне нравится ездить и никакое маленькое ДТП не заставит меня прекратить.
Яркая история борьбы со своим страхом схожа в основном с другими. Бессмысленный страх перед автомобилем после ДТП быстро рационализируется, превращаясь в конкретные моменты на дороге. С ними люди сражаются годами, но побороть их возможно только в одном случае — практикой и опытом. Если продолжать ездить, то даже самое тяжёлое ДТП сконцентрирует внимание на дороге, что делает водителя искуснее. Ошибки бывают у каждого, вот только хорош по-настоящему тот, кто на них учится. Так что главный и единственный способ побороть страх — завести автомобиль, снять с ручника, пристегнуться, поднять сцепление и отправиться в путь.
Павел АРЗАМАСЦЕВ
Источники фото: личные архивы героев и интернет
0 комментариев