22 Ноября, Пятница, 02:30, Воронеж

Александра НАЗАРОВА: "О ректоре шутить можно и даже нужно"

Воронежский госуниверситет замер в предвкушении одного из самых ярких событий апреля – гала-концерта фестиваля «Университетская весна-2017». 22 апреля в University-hall назовут имена самых ярких актёров, солистов, танцоров и огласят названия самых творческих факультетов главного вуза Черноземья. «P.S.-5 сов» впервые в истории фестиваля покажет гала-концерт в прямом эфире. А пока вы все томитесь в ожидании, мы поговорили с руководителем Оргкомитета фестиваля, начальником отдела по воспитательной работе ВГУ Александрой Назаровой.

— Александра Александровна, «Весна-2017» — это 17 разных концертов, 17 разных тем. Есть ли такие режиссёрские находки и задумки, за которые вы всегда готовы похвалить?

— Таких топ-тем у меня нет, любую тему можно по-разному интерпретировать. Патриотические номера можно показать так, что на них будет неинтересно смотреть, и они будут выглядеть как навязанная пропаганда. А можно даже самую непрезентабельную историю показать так, что люди будут находить в ней для себя какие-то новые идеи, размышлять над ней… Мы не стремимся как-то ограничивать организаторов концертов, у нас абсолютная свобода творчества. Мне интересно посмотреть, чем молодежь дышит сейчас, что её волнует. Ведь именно это факультеты и показывают на сцене.

— С тематикой выступлений всё понятно. А были ли номера, которые вас по-настоящему поразили?

— Да, у меня есть определенные фавориты: коллективы, от которых всегда ждешь классных номеров, и они всегда оправдывают это ожидание. Традиционно – это вокалисты и танцоры ПММ. Ребят я знаю очень давно, мы прошли не один фестиваль вместе. Они каждый год представляют ВГУ на «Всероссийскоий весне» и каждый год привозят призы. Традиционно потрясающие видео у ФКН, это связано с их специальностью, так что это естественно. В плане текстового юмора и актерской игры не подвели в этом году студенты–геологи.

— Александра Александровна, наверняка, в вашей практике были и неудачные эпизоды, на которые было стыдно смотреть...

— Стыдно было, когда я ещё сама была студенткой химфака и выступала. Тогда были провалы какие-то, неудачные выступления, за которые я, как постановщик номеров оригинального жанра, несла полную ответственность. Сейчас на то, что делают ребята, смотреть не стыдно. Это все очень искренне и чисто, они не преследуют никаких корыстных целей, не пытаются на этом заработать.



— А меняются ли год от года студенты-активисты?

— Конечно, меняются. Одним из основных факторов изменений стал, как ни странно, материальный вопрос. Когда я сама, будучи студенткой, начинала заниматься веснами. А было это теперь уже в далёких 2001-2006 годах, у нас не было никакого финансирования, никакой поддержки от университета. Конечно, к концертам нам что-то давал деканат, канцтовары какие-то, но в основном помощь мы искали у спонсоров. У нас была целая система поиска финансов, специально обученные люди договаривались с партнерами. Часто в организациях, куда мы обращались, нам предлагали помощь товаром, а не деньгами, цветными галошами, например.

Потом был достаточно длительный период, когда университет поддерживал творчество, выделялись достаточно большие финансовые средства на то, чтобы организовывать концерты. Произошел резкий скачок в оформлении, появились достаточно хорошие и дорогие костюмы, качественные, добротные декорации. Но в сравнении с «нулевыми» годами произошло ухудшение материала, который студенты подавали со сцены. Все начали гнаться за красивой оберткой, к сожалению, не обращая внимания на то, что в этой обертке находится.

Несколько лет назад университет по определённым причинам прекратил финансирование студенческих концертов. И сейчас чаша весов снова склонилась в сторону улучшения материала, качества выступлений, содержимого текстовых номеров. Мы видим, что ребята зачастую подбирают костюмы из своей обычной одежды. Многие уходят от абсолютно одинаковых костюмов на десяти танцорах, предпочитая лишь подобрать определенную гамму и стиль.

— Ни для кого не секрет, что сегодня в целом в студенческой среде произошло падение общего культурного уровня. Наверняка, эти тенденции и в концертах отражаются. Как вы относитесь к юмору на грани?

— На сцене концертного зала ВГУ он недопустим. За мат у нас предусмотрены очень серьёзные штрафные санкции. Опять-таки, я понимаю, что если лично я могу это пропустить, подумать «да ладно, ничего страшного», то в зале сидит очень много преподавателей, родителей, бабушек, дедушек, которые пришли посмотреть на своих ребят. Естественно, юмор, номера, весь продукт, который готовится на этой сцене, надо держать на высоком уровне, в том числе и культурном.

— Александра Александровна, а о ректоре студентам ВГУ можно шутить?

— Про ректора шутить можно, и, наверное, даже нужно, естественно, не обидно. Студенческая весна — это площадка вне политики, категорически запрещены любые политические шутки. Ректор, к счастью, не является политической фигурой. Дмитрий Александрович наблюдает за студенческим творчеством. Он регулярно зимой с нами ездит на Всероссийский студенческий марафон, куда попадают лучшие участники фестивалей, активисты факультетов. В этом году Дмитрий Александрович, скорее всего, приедет и на финал Российской студенческой весны в Тулу и в Москву. У фестиваля юбилей — 25 лет. В Туле будет проходить отборочный этап, а в Москве уже состоится гала-концерт.



— Расскажите, а как проходит отбор жюри на «Весну»? Кто может стать его членом?

— Мы 5 лет назад отказались от студенческого жюри. Чувство патриотизма у наших студентов очень высоко, поэтому свои факультеты они так или иначе подтягивали, таким образом влияя на результаты. Сейчас мы стараемся брать в жюри профессионалов, участники фестиваля этого достойны. Члены жюри – выпускники или студенты Воронежского государственного института искусств, люди творческих профессий, которые до сих пор в этом развиваются. Например, танцевальное направление обычно судят руководители каких-либо танцевальных студий. То же касается абсолютно всех направлений.

— И какие же факультеты в этом году претендуют на лидерство?

— Я не могу предположить, кто может победить в этом году. Члены жюри разные: одним нравится одно, другим другое. Есть мои личные фавориты, факультеты, которые мне понравились, я говорила об этом ребятам. Они вышли из своих привычных рамок, из привычного стиля, пытаются придумать какой-то новый формат. Я знаю, что им очень непросто. Я всегда приветствую такие выходы из комфортной зоны, это очень круто. Может быть, у них что-то не получилось, но попытка достойна аплодисментов. Есть факультеты, которые, несмотря на наши многочисленные рекомендации, идут своим собственным путем, нам кажется это неверным, но надо отдать им должное, что они так четко придерживаются каких-то традиций.

— Если отойти от «Весны-2017» и поговорить о фестивале в целом, то, на ваш взгляд, что толкает ребят идти в актив, не спать ночами, готовясь к выступлениям, вкладывать порой свои личные средства в подготовку? Бонусы то они за такую самоотдачу какие-то получают?

— Есть несколько причин. Во-первых, это перспектива личностного роста студента — умение общаться с разными людьми, реализация творческого потенциала, в дальнейшем этот опыт может пригодиться в работе. Умение находиться в стрессовых ситуациях, умение из них безболезненно выходить.

А во-вторых, Студенческая весна для вуза — это отборы на региональный (областной) этап, а затем возможность представить Воронежскую область на финальном этапе — Российской студенческой весне. В этом году мы будем участвовать в таком конкурсе шестой раз. Участие на всероссийской площадке для студента — это очень круто. Дипломы участников или победителей всероссийских творческих конкурсов позволяют обогатить портфолио, претендовать на стимулирующие стипендии в сфере развития студенческого творчества. Студенты, победившие в индивидуальных номинациях — сольный танец, сольный вокал, сольное художественное слово — имеют право претендовать на президентскую стипендию.

В-третьих, это, конечно, колоссальный опыт. Наша «Весна» проходит в формате факультетских концертов. Всероссийский конкурс проходит по принципиально другой схеме. Есть площадка для показа региональных программ, такой же концерт, но не отдельного факультета или вуза, а региона. На остальных площадках в течение всех трех конкурсных дней показываются только танцевальные номера, либо вокальные номера, отдельно работает театральное направление. Когда выступил сам, можно посмотреть представления других регионов, узнать общероссийские тенденции в развитии интересующего жанра. Всегда есть возможность вдохновиться огромным количеством прикольных идей.

Маргарита САРАТОВА
Фото Илья КУКОЛЕВ, Ника МАКСВЕЛЛ

0 комментариев