3 Декабря, Вторник, 11:43, Воронеж

«Ежики сами прибегут»

Проект «Лесные друзья» ботсада ВГУ стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. Всё ради осуществления благой цели — увеличения насекомоядных в городе. И вот весна только наступила, а волонтеры начали активно готовить территорию ботанического сада для хорошей жизни ежиков, летучих мышек и птичек.

Ничего не предвещало беды


Утро, легкий мороз. Я, одевшись в теплую и удобную одежду, еду помогать животным в ботанический сад. Когда расписывалась о правилах безопасности, предупредили, чтобы руки в измельчитель древесины не засовывала, — я послушно кивнула. Выдали новенькие перчатки, повели на локацию. Там обнаружились труднопроходимые заросли. Кто-то из волонтеров тяжело вздохнул, увидев это чудо-природы: «Вот это да…».
Милая дама-организатор, начала бодро рассказывать про объем работы: «бензопилами будут срубать деревья, а вы их перетаскивайте в кучу». Вроде все довольно ясно и просто, подумала я, и через мгновенье слышу: «Аккуратно, там колючие ветки». Да, похоже рано радовалась, но делать нечего, уже начали срезать деревья.

Стою и жду, когда все пришедшие тронутся с места и пойдут таскать ветки и палки, осматриваюсь. Вижу: дама рядом одета легко, стоит то ли задумчиво, то ли рассеянно:

— А вы здесь впервые?
— Да, обычно только деньгами помогала, но вот решила ещё и физически руку приложить.

Сквозь колючие заросли и снег
Похоже, стоять дольше и смотреть, как мужчины с бензопилами рубят деревья стало неприлично и волонтеры побрели в гору снега за ветками.
Наступаю раз, наступаю два и проваливаюсь по колено в хрупкий снег. Неожиданно и холодно. Даже зимние ботинки не спасли — ноги намокли. В эту же секунду в голову приходит мысль: «Зато ёжики скажут спасибо». Оказалось, что вытягивать огромные ветки деревьев по этим сугробам — та ещё задачка. Нужно взять ветку таким образом, чтобы на ней сверху не лежали её сородичи, иначе не вытащить. Так же очень важно успеть увернутся, иначе тонкая ветка, и хорошо, если без колючек, прилетит прямо в нос. Те, кто не успевал вывернуться, попадал под раздачу: «Ничего, сейчас потру и пройдёт».

Процесс кипит: кто-то работает активнее, кто-то стоит и смотрит, как другие работают. Те, кто начинал с больших веток, уже переходят на маленькие. Девушки, красные и разгоряченные, в надежде побыстрее справиться берут огромные ветки, и пытаются тащить их в кучу, скользя по снегу. «Вот это форсаж», – шутит кто-то сзади. Мужчины, когда успевали, отбирали эти большие ветки, помогая упорным дамам. «Ох, и сколько нам ещё таскать?!» – прилетает в правое ухо. Видимо, кто-то уже устал. И правда, мысли о ежиках, спустя час пребывания в снегу уже не так подбадривали, ноги начало покалывать от холода, нос потек «и зачем такое устраивать сейчас, можно же подождать чтобы чуть подтаяло». Но раздается гул: подъехал трактор – измельчитель деревьев.

Приятны завершенные труды


Все заметно устали, всё чаще и чаще стали делать перерывы на отдых. «Кардио» хорошее, прошло уже полтора часа, даже дышится трудно. «А вы не знаете, когда конец?» – спрашивает одна активистка у организатора с надеждой в глазах. «Думаю, до последнего человека, пока работается-работайте». Ответ никак не вдохновляет, начинают проскакивать мысли: «А может по-тихому домой». Но нет, журналистская миссия обязывает!

— А много человек обычно приходит? – спрашиваю у организатора.
— Не очень, большая проблема найти людей с бензопилами. Вот сегодня хорошо: 25 человек пришло помогать! Мы уже пытались организовать раньше такую работу, но не набиралось нужное количество волонтеров.

Выходим на тропинку с горой веток. Уже не так холодно, но холод – одно из зол.
«Ай, больно», – слышу сзади, да я и сама была не раз сегодня жертвой колючек. Смотрю, один волонтер объяснят другому, как брать ветку, чтобы не было больно: «Вот тут, поближе к срубу, там не колется». «Какая отчаянная», – слышу из толпы о женщине, которая берет гору веток и тащит к трактору. Так и выглядит второе дыхание — пот льет по красным от холода щекам, но это её не останавливает. Её мужеству и мужчины могли бы позавидовать! Пока дама — Халк, тащила очередную охапку веток, мужчина — регулировщик, контролировал у кучи сваленных срубов, чтобы каждый взял нужное количество веток и понес к трактору.
– Девушка, вы возьмите, вам нетрудно будет.
– Да нет, спасибо, я пойду отдыхать, – ответила одна дама этому регулировщику, после 20 минут перетаскивания веток, под его чутким надзором.
Кажется, почти всё: веток поуменьшилось, да и организаторы вроде объявили приближающийся конец. Люди сплотились и начали тащить остатки веток из последних сил. Пошел слух, что после работы будет пицца. Это сразу утешило. Многие приободрились, на лицах начала читаться искренняя радость. Снова нахожу организатора – Елену:

– Нам нужно ещё будет делать домики для животных, скворечники, починить этот сарайчик, а то там вода сверху льется. Там первое время будут птички сидеть, привыкать к среде.
– А как же ёжики? Их будут специально заселять?
– Нет, надеемся ёжики сами прибегут.

Приятны завершенные труды. Спустя два с половиной часа план работ был выполнен, и стая уставших волонтеров побрела к зданию администрации ботсада есть пиццу. Грязные и замерзшие, мы постарались усесться на все возможное. Жалко, что в этом помещении ботсада нет лавочек, кто-то даже присел на корточки, чтобы передохнуть. Горячий чай разгорячил уставшую компанию, и волонтеры принялись оценивать свои старания: «можно было бы и больше», «хорошо поработали», «кажется я приболела». Сюрпризы от организаторов на этом не закончились, нас всех повели на экскурсию по трем теплицам. Словно немного побитая, на последней теплице, поняла, что чувствую себя неважно и бегущие в ботсад ёжики замелькали в глазах. И я сказала им: «Теперь, пожалуйста, не уходите!»

Диана РОГАЧЕВА-РАДИНСКАЯ,
фото автора

0 комментариев