Экология — это новый тренд. И Воронеж от него не отстает. Кажется, что еще совсем недавно открылись экопункты «Седьмой лепесток». Там принимают вторсырье, обменивают его на деньги, словом, планета спасена! Однако в этом году большая часть пунктов закрылась. Из 12 осталось всего 4. Что случилось и можно ли как-то помочь «Седьмому лепестку» в Воронеже узнала корреспондент «P.S. — 5 сов»
С чего все начиналось
Первый экопункт по приему вторсырья открылся 6 июля 2021 года. Этому поспособствовала частная компания-инвестор ООО «Седьмой лепесток».
До 2021 года в городе уже существовали экоцентры и пункты по сбору вторсырья. Однако стремительное появление точек «Седьмого лепестка» в разных частях города значительно облегчило экологическую жизнь граждан. Более того, компания расширила список по сбору вторсырья в сравнении с другими экопунктами. Причем все, что «Седьмой лепесток» принимал – действительно отправлялось на переработку.
А еще они стали обменивать вторсырье на деньги. В России такой опыт существовал с советских времен. Но обычно такие места были в разных частях города и в каждом из пунктов принимали только один вид вторсырья. До «Седьмого лепестка» не было такого, что в одном центре было сразу несколько наименований — от бумаги с картоном до электрохлама и консервных банок.
В начале работы экопунктов стоимость вторсырья на российском рынке была высокой. Поэтому компания решила привлечь людей яркой экологической инициативой с возможностью получать вознаграждение за принесенное вторсырье. Например, за килограмм пакетов давали 5 рублей, за книги 4 рубля/кг, а за алюминиевые банки целых 25!
Однако постепенно денежное вознаграждение перестали выдавать за стекло и текстиль, так как фракции стали убыточными. А после начали закрываться и сами экопункты. В настоящий момент из 12 пунктов в Воронеже работает лишь 4, и всего 2 в прежнем режиме.
Что произошло?
За ответами мы отправились к основательнице экоцентра “Зеленый дом” и сотруднице компании «Седьмой Лепесток» Екатерине Хомич:
— В начале нашего пути Департамент ЖКХ и энергетики Воронежской области помог получить на льготных условиях участки земли под пункты. Дела шли хорошо, и мы могли себе позволить обменивать вторсырье на деньги во всех пунктах. Однако в феврале прошлого года цены на вторсырье значительно снизились.
Изначально компания «Седьмой лепесток» рассчитывала на то, что она будет зарабатывать следующим способом. Купила вторсырье у населения – продала его на переработку, и этой разницей покрыла расходы. Тогда картон стоил 8 рублей за килограмм, сейчас — 3 рубля за кг, но даже этих денег не хватает на покрытие расходов всех пунктов.
Екатерина объяснила, что операционной работы по обслуживанию этих пунктов слишком много:
— Вторсырье нужно не только принять, но и проверить правильность сортировки. Потом приезжает машина, это собственный транспорт. Грузчики помогают сложить вторсырье, после чего оно отправляется на центральный склад и там прессуется, чтобы не занимать много места. И когда уже накапливается большое количество отходов, компания продает их на перерабатывающие заводы. На все эти действия тратятся большие средства. А еще же нужна оплата сотрудникам. Из этого возникает проблема, однако государственной поддержки нам не оказывается. Да, участки дали, но дальше никак не финансируют. Соответственно компания перестала иметь возможность окупать расходы, вот и пришлось заморозить некоторые пункты.
По словам Екатерины Хомич, сейчас два пункта открыты по графику и почти за все фракции вторсырья можно получить деньги. Находятся они на Ворошилова, 24г и на Беговой, 158. Пункты по адресу Остужева, 2 (парк «Дельфин») и Старых Большевиков, 92 открываются два раза в неделю и также обменивают вторсырье на деньги. Пункты на Южно-Моравской, 21а и на Ломоносова, 114/4 периодически открывают волонтеры и принимают вторсырье на бесплатной основе. Остальные пока закрыты совсем.
«Седьмой лепесток не получает финансирования»
Неужели «Седьмой лепесток» кроме льготной земли не получает никакой поддержки от администрации города? Этот вопрос мы задали генеральному директору компании «Седьмой лепесток» Армену Меликяну. На что получили короткий и ясный ответ: «Седьмой лепесток не получает государственного финансирования».
— Эта история про внедрение раздельного сбора мусора должна активно поддерживаться администрацией города. Экологическая обстановка с каждым годом всем хуже. И если кто-то предложил решение в виде пунктов, то должна быть и поддержка. Но так как ее нет, то и пункты стоят закрытыми, — добавила Екатерина Хомич.
Отношения с населением
Компания инвестор вложила средства в открытие пунктов в надежде на то, что город поддержит инициативу и городу эти пункты будут полезны. Они современные, с ярким дизайном, который должен был привлекать людей и обращать внимание на возможность сделать планету чище.
— В начале нашего пути мы рассчитывали, что идея сдавать мусор за деньги привлечет население, однако не тут-то было. Небольшой процент от населения города обратил внимание на то, что есть такие пункты. Постепенно они стали закрываться – клиентов стало еще меньше. А если вторсырье принимают, но денег за него не дают – то у большей части населения пропадает мотивация его вообще собирать. Также возникла текучка кадров, так как из-за недостатка средств зарплата соответственно небольшая. А работа тяжелая, каждый день приходится объяснять людям, почему пункты закрыты и по сто раз рассказывать в каком виде приносить отходы, — рассказала Екатерина.
Опытом поделилась Алена Барбина, волонтер экопункта «Седьмой лепесток»:
— Я открываю пункт на Ломоносова 114/4, когда есть свободное время, и принимаю вторсырье. Однажды пришла бабушка и начала спрашивать, почему чаще всего пункт закрыт. Мол, обнадежили людей тем, что вообще его открыли. Я стала объяснять, что мало людей приходит и открывать пункт каждый день экономически невыгодно. А я волонтер и стараюсь открывать его так часто, как позволяет мое личное время. А когда бабушка узнала, что помимо нечеткого расписания, вторсырье я принимаю на безвозмездной основе, она устроила самый настоящий скандал. За всей этой ситуацией наблюдали мальчишки на велосипедах. Я подумала, что хотят сдать вторсырье за денежку, поэтому когда они уехали, я не удивилась. Однако через полчаса они вернулись и передали мне шоколадку. Было очень приятно, что ребята решили меня поддержать. А вообще подобные ситуации происходят ежедневно, работа с людьми очень тяжелая.
Как помочь
К сожалению, как мы видим поддержка таких проектов администрацией развита плохо. Поэтому любая российская компания может взять один их пунктов под крыло, чтобы он работал стабильно. Например, оплачивать работу приемщика, а остальные процессы сможет обеспечить “Седьмой Лепесток”.
Или, при наличии свободного времени и стальных нервов (а как мы выяснили, работа требует выдержки), можно стать волонтером и помогать пунктам своими силами. В обязанности человека, который работает в пункте входит: прием вторсырья, проверка качества сортировки, открытие пунктов в определенное время, а также общение с клиентами в мессенджерах. Оплата не предусматривается, но мы узнали о других плюшках. Например, деньги, полученные после продажи собранного вами вторсырья, вы можете забрать себе, а также в дружественном экоцентре «Зеленый дом» брать понравившуюся одежду.
А еще, самый просто способ, как вы можете помочь «Седьмому лепестку» – это просто сортировать мусор и приносить его на переработку. О подробностях — в каком виде и куда его нести, вы можете узнать в группе ВК — vk.com/ecopunkt_7l
Виктория ВОЛКОВА
Фото из группы ВК «Экопункты Седьмой лепесток»
0 комментариев