Семь долгих и невероятно тяжёлых дней и ночей при отсутствии традиционных возможностей навигации спасатели прочёсывали Кожевенный кордон, раскинувшийся неподалеку от воронежского аэропорта. Корреспондент «P.S. — 5 сов» поучаствовала в одном из сложнейших поисков пропавшего человека за всю историю поискового отряда «ЛизаАлерт».
22 сентября, 19:30
На горячую линию отряда «ЛизаАлерт» поступила заявка на поиск. Пропала Елена Владимировна Бородавко, 70 лет, кордон Кожевенный. Во время экскурсии на кордон гостья Воронежа вместе с подругами углубилась в лес и в какой-то момент пропала из вида.
Организаторы экскурсии обратились к спасателям спустя 2,5 часа самостоятельных поисков, закончившихся ничем. Потом позвонили в полицию, МЧС и обратились к поисковому отряду за помощью. По мнению волонтеров «ЛизаАлерт» — это были лучшие вводные условия для поиска человека в природной среде. Поисковики были уверены, что пропавшая найдётся быстро, ведь с момента ее исчезновения прошло не так много времени. Думали, что покричат и пропавший человек откликнется — это на языке поисковиков называется отработать на отклик. Быстро найдут и поедут по домам. Как же сильно все ошибались…
– Мы приехали на место где-то в 23.00, а уехали оттуда почти в пять утра. На следующий день мы пробыли в лесу с 12:30 и уехали почти в два часа ночи. Последующие выезды продолжались так же долго, поэтому я решил, что во вторник, на пятый день поисков, необходимо сделать выходной. Все вымотались, а человеческий ресурс – самое важное в этом деле, – поделился один из участников поискового отряда «ЛизаАлерт – Воронеж» ( на сленге поисковиков СНМ — старший на месте) Дмитрий КОНДРАТОВ (позывной «Кондрат»).
Страшно представить, какой жуткой и долгой должна была стать ещё одна ночь Елены Бородавко, проведенная в лесу. Но волонтеры и собаки вымотались так сильно, что отдых был просто необходим. В первые двое суток в поиске приняли участие 70 человек из отряда «ЛизаАлерт», сотрудники полиции, МЧС, другие поисковые отряды Воронежа.
Полиция задействовала беспилотные летательные аппараты, благодаря которым удалось просмотреть большую часть леса. Также два дня в поисках помогали кинологи с собаками.
В лесу много заболоченных мест и участков, заросших ветвистыми деревцами, в отряде называемых «мордохлестом». Есть места с редким лесом, но с очень высокой травой. Плюс ко всему, в этой локации отсутствовала навигация. Все эти трудности не пугали поисковиков.
– Вкупе с тем, что это был самый длинный поиск, он ещё был самый сложный в техническом плане. Это был наш первый поиск без систем навигации. Все наши алгоритмы поиска человека построены на том, чтобы закрывать уже проверенные участки местности и потом отслеживать их по треку. В данном случае у нас не было навигации из-за глушилок, ведь мы работали рядом с аэропортом. Мы лишены были основного инструмента, поэтому пришлось вернуться лет на 30 назад и, по старинке, использовать лишь компас и квартальные столбы, – объяснил Кондрат.
Эффективность поисков упала процентов на 70-80, потому что проверить по треку, выполнялись ли поставленные задачи в полной мере – не было возможности. Поисковики могли что-то случайно пройти, не посмотреть какой-то участок. Из-за этого можно было хоть каждый день перезакрывать одну и ту же задачу. Стало ясно, что малыми группами ходить не было смысла.
Было принято решение – ходить одной большой цепью, чтобы точно ничего не упустить.
27 сентября. Время сбора – 19.00. Форма одежды – мокрый лес
Уже темнело, лес становился мрачным и бесконечным. Сквозь деревья еле пробивался холодный лунный свет. Это был пятый день поисков. Вероятность найти человека живым – мала, но надежда по-прежнему жила у каждого поисковика в сердце.
Приехало 30 человек. Всех нас разбили на так называемые «лисы» (пешие поисковые группы), и нашей первой задачей было – прочесать территорию большой цепью. Мы получили фонарики и отправились в глубь леса. Всех воодушевляла одна цель – найти человека. Долго, холодно, порой даже страшно, но отряд отважно шел и верил, что Елена Владимировна найдётся живой.
Павел (позывной «Механик»), один из СПГ (старший поисковой группы), отсчитал количество шагов до нужного места и остановил поисковиков. Каждая «лиса» заняла своё место – растянулась длинная цепь. Механик задал направление, и по всем рациям раздалось: «Вперёд!».
Поисковики смотрели перед собой, и было всё равно, что там: кусты, паутина, поваленные деревья, просто что-то непроходимое – все бесстрашно пробирались, потому что важен был каждый метр, ничего нельзя было пропустить.
Мягкий мох дремучего леса под ногами, паутина в волосах, на штанах – колючки. Живой лес, некогда шумящий от ветра и кишащий животными, ночью молчал. Поисковики работали на отклик, но в ответ была гробовая тишина.
Вторая задача – обыскать все вдоль дорог. Мы не заметили, как пролетело время. На часах полночь. Луна поднималась всё выше, по лесу расползался глухой туман, на землю опускался холод.
Каждая «лиса» ушла выполнять свою задачу. Воздух был очень холодным и влажным. Свет от фонариков с трудом пробивал туман. Где-то вдали громко раздавалось: «Лена!.. Лена!.. Лена!..» – в ответ по-прежнему – звенящая тишина леса.
Мы шли и жадно всматривались в каждый куст, в каждый овраг, не чувствуя ни холода, ни усталости, ни ног. Всё, что у нас было – это компас и распечатанная карта, по которой своё местонахождение можно было узнать только приблизительно.
Все поисковые группы выполнили свои задачи. Последняя «лиса» вернулась примерно в два часа ночи. Прошло семь часов поисков. Елену Владимировну не нашли. Если она была еще жива, то страшно представить, как такие ледяные, страшные и невероятно долгие ночи она переживала в темном лесу.
Нашли Елену Бородавко в субботу, 30 сентября, на восьмой день поисков. За всё время выездов у поисковиков был лишь один выходной. Всё остальное время, и днём, и ночью, в лесу кто-то находился, продолжал искать.
На протяжении семи суток Елену Владимировну искали больше 160 человек. Инфорг (информационный координатор) поиска Елена (позывной «Миледи») не переставая, собирала информацию, проверяла данные медицинских учреждений города, координировала инфопоиск. Старшие на месте Дмитрий (позывной «Кондрат») и Ольга (позывной «Рори») изучали карту местности, ломали головы над задачами для пеших поисковиков. «Топтуны» в условиях полного отсутствия навигации, имея в своём рабочем арсенале только компас, проваливаясь почти по пояс в болото и пробираясь через непроходимый бурелом, метр за метром, прочёсывали лес. Было очень тяжело и физически, и морально.
Поисковый отряд не успел найти Елену Бородавко живой. Да и не мог успеть
– Тело мы обнаружили в субботу по свидетельству. Нам позвонил охотник, который плавал в озере и увидел тело, – сообщил Кондрат.
Поисковики «ЛизаАлерт» ночью выехали в указанное место, нашли тело в воде, и утром вместе с сотрудниками полиции вытащили его из озера.
Да, к сожалению, это было тело Елены Владимировны. Она утонула в первые сутки поисков.
— В интернете потом гуляло много ложной информации, якобы женщину нашли в болоте. Это не так. Её тело обнаружили в озере-старице, оно было на открытой воде, — дополнил Кондрат.
Как переживали эти тяжёлые выезды поисковики?
По словам Кондрата, «все волонтеры сплотились, всё делали чётко, слажено, было много новичков, все держались достойно, никто не сдался, не ушёл. Старшие поисковых групп не жалели себя, постоянно выезжали в лес, при том, что впервые попали в такие поисковые условия. Никто не учил их прочёсывать лес с одним лишь компасом в руках, используя азимут. До этого в руках всегда был ещё и навигатор, чтобы проверять, не сместились ли координаты».
– Идёшь и вслушиваешься в тишину, в надежде услышать хоть какой-нибудь отклик. Вглядываешься при свете фонаря в каждый кустик, пенёк, пригорок… А в голове только одна мысль – вот сейчас найдём, вот-вот, за этим кустом точно… Работаешь на отклик и стараешься не дышать. Каждый, кто идёт с тобой рядом, готов и в болото, и в заросли, хоть ползком, лишь бы был результат, – прокомментировала одну из ночей доброволец Елена (позывной «Мурава»).
Про работу отряда «ЛизаАлерт» рассказала старшая направления «новичковая» Елена (позывной «Птичка»). Она выезжала три раза за неделю поисков Елены Бородавко:
– Я хочу отметить выдержку и самоотдачу наших старших поисковых групп, которым приходилось водить свои «лисы» практически без навигации, отталкиваясь от линейных ориентиров и полагаясь только на компас. Помимо этого, они находили время и силы искать автономно, не теряя веры в то, что еще есть шанс спасти. Меня, как старшую направления «новичковая», очень порадовало, что к поискам подключились новенькие ребята и, несмотря на сложные условия, тяжёлый и морально, и физически поиск, стойко всё вынесли и приезжали ещё не раз. На таких ребят и девчат можно положиться! И, конечно, на наших старших поисковиков и инфоргов, у которых мозг работал, наверное, круглосуточно, даже во сне. Добровольцы отряда «ЛизаАлерт» не сдавались до последнего. Горжусь тем, что это всё наши ребята! Самые лучшие.
За появлением новых поисков можно следить на форуме сайта или подписавшись на бесплатную смс-рассылку. Заявки на поиск, свидетельства и предложения о помощи круглосуточно и бесплатно принимаются операторами горячей линии «ЛизаАлерт» по номеру 8(800)700-54-52.
Ульяна ЖУКОВА
Фото автора
0 комментариев