С давних времён иконопись была очень кропотливым процессом, требовавшим от человека усидчивости и особого состояния души. Мастерство передачи духовного инобытия кистью и краской иконописцы постигают, без малого, всю жизнь, совершенствуясь в своём деле и укрепляясь в вере. В Воронежской духовной семинарии студентов учат не только писать святые образа, но и чувствовать в них божественное начало, передаваемое каждым штрихом.
Без техники – никуда!
Первое, что встречаешь на своём пути по коридорам иконописного отделения – приятную тишину. Даже на перерывах тут не бывает суеты, присущей светскому вузу. За дисциплиной и воспитанием обучающихся хорошо следят, пусть и не так строго, как в армии. Здесь есть свой особенный распорядок дня, куда входит время подъёма и отбоя, питания, занятий и богослужений.
Семинарские аудитории наполнены атмосферой неторопливой, сосредоточенной работы. Интерьер дополняют иконы и лампады, рассеивающие привычную скуку парт, скрытых под палитрами, баночками красок и стопками эскизов. Студенты отвлекаются только на несколько секунд, чтобы поздороваться, а затем вновь возвращают взгляды к своим холстам – пишут натюрморт. Перед тем, как работать с иконой, необходимо освоить технику живописи – без этого никуда.
– Помимо техники иконописи, наши студенты изучают и общехудожественные предметы. Также ребята знакомятся с искусством в музеях, на выставках и пленэрах и, что самое главное – развивают чувство вкуса, учатся видеть красоту живописи и оценивать ее, – делится старший преподаватель отделения Татьяна Александровна ВОИЩЕВА.
Способности и вера в Бога
Иконописное отделение появилось в 2010 году. Оно выросло из иконописной школы, открытой при Воронежской духовной семинарии в конце 90-х. Поступить сюда не так сложно. Художественное образование необязательно, а конкурса как такового нет. Главные требования к абитуриенту – способности к изобразительному искусству и вера в Бога, ведь человек невоцерковлённый иконы писать не сможет.
В течение четырёх лет будущие иконописцы постигают все каноны и тонкости традиционного русского иконописного искусства. Преподаватели отделения, профессиональные иконописцы, лучшие друзья и наставники студентов. Их работы можно увидеть во многих храмах Воронежа и области.
Студенты иконописного отделения практикуются не только в написании икон и академической живописи, но и в реставрации старых и повреждённых образов. Дело очень долгое, требующее тщательности, но оттого не менее интересное. Каждая потускневшая или треснувшая икона – возможность прикоснуться рукой к истории, прочувствовать дух времени.
– Мы ориентируемся на традиционное русское иконописное искусство, расцвет которого приходится на XIV-XVI века. Именно в это время творили такие знаменитые иконописцы, как: Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Студенты знакомятся с образцами этого времени, учатся писать сначала отдельные детали иконы, а впоследствии – уже полноценные копии, – рассказал заведующий иконописным отделением Владимир Петрович ШЕСТОПАЛОВ.
Отдельное место в обучении будущих иконописцев занимает духовное воспитание. В программу подготовки включены богословские предметы, на которых студенты проходят церковнославянский язык, историю церкви и церковного искусства, изучают Священное Писание. По распорядку дня семинаристы читают ежедневные утренние и вечерние молитвы, присутствуют на субботних и воскресных богослужениях, соблюдают посты.
Но, вопреки стереотипам о семинаристах, их образ жизни далёк от монашеского. В свободное от учёбы и богослужений время ничто не мешает воспитанникам семинарии выйти прогуляться по городу. Студенты иконописного отделения посещают различные культурные мероприятия (например, ежегодный Сретенский бал), на Пасху проводят мастер-классы по росписи яиц, ездят в паломнические поездки по святым местам, участвуют в росписи стен Успенского семинарского храма.
«Здесь ты выходишь за рамки зоны комфорта, и это прекрасно»
Ольга Саврасова, студентка 2 курса, превратила сухое интервью в оживлённый диалог своей прекрасно поставленной речью. Как оказалось, она хотела поступать на факультет журналистики, но в выборе остановилась на духовной семинарии.
– Что сподвигло тебя поступить на иконописное отделение?
– На это повлияло много факторов. Если коротко, то любовь к искусству и желание быть ближе к Богу. Сначала я хотела поступить в светское учебное заведение. Рисовала с самого детства, потом некоторое время работала в сфере журналистики. Выбирала между художественной академией и журфаком. Но перед поступлением я столкнулась с проблемами – не хватало знаний (не было возможности ходить в художественную школу) и финансов, а бюджетных мест и там, и там было мало. Родители рекомендовали мне пройти семинарию и говорили, что она укрепляет духовный стержень. К счастью, в Воронеже было иконописное отделение, где я смогла совместить духовность и любовь к искусству.
– То есть, ты поступала из идейных соображений?
– Да. Меня с детства готовили к этому. Мой отец – священник. Он с детства настраивал меня на обучение в семинарии. Честно, я хотела противиться, но не стала, решила подумать и взвесить все «за» и «против». В итоге, посмотрела и поняла, что иконопись – это действительно то, чем я хочу заниматься.
– Насколько я знаю, иконопись – искусство с упором на традицию, и нужно соблюдать каноны при написании святых образов. Это не мешает творчеству?
– Нет, нисколько. В начале первого курса были опасения, что нас загонят в жёсткие рамки, и мы будем писать иконы по шаблону, но позже выяснилось, что это не так. Да, определённые каноны существуют и нельзя их нарушать. Но находясь даже в этих рамках, можно проявлять определённую свободу. Обучаясь иконописи, я поняла, что даже простая, неприметная линия может нести в себе авторскую изюминку. Если ты правильно владеешь техникой, можешь парить в творчестве, не нарушая установленные рамки. Единственно, иконописцы из-за канонов не могут стать хорошими живописцами. Очень тяжело даётся. Всё-таки, живопись – это другое.
– Получается, стоит разграничивать иконопись и живопись?
– Да, конечно. Икона пишется по церковным канонам и отражает, прежде всего, божественное начало, служит символом. Иконописец не может привнести в образ своё личное мироощущение, в то время как, например, живописец отражает на картине собственное восприятие реальности.
– Учёба даётся тяжело?
– Давай смотреть правде в глаза – учиться тяжело везде. Но я знала, куда иду, и меня нисколько не пугали ни здешние распорядки, ни дисциплина. Сначала было тяжело, но сейчас я получаю от учёбы удовольствие. Здесь ты выходишь за рамки зоны комфорта, и это прекрасно. Чувствуешь, что растёшь над собой, воспитываешь себя духовно. Хотелось бы, чтобы и мои дети прошли через семинарию, так как это отличная школа жизни.
Иларион Прасолов
Фото автора
0 комментариев