22 Ноября, Пятница, 07:39, Воронеж

Остановка по требованию: за что студенты ВГТУ считают автобусы?

Мэрия Воронежа озаботилась разработкой комплексной схемы организации дорожного движения. Собирать исходные данные и изучать пассажиропоток на городских маршрутах общественного транспорта для дальнейшей работы над проектом привлекли студентов Воронежского государственного технического университета. В течение нескольких дней в период с 28 февраля по 16 марта те вынуждены вместо учебы в тёплых аудиториях мерзнуть на остановках, хотят они того или нет.


Как гласит легенда


О том, что система общественного транспорта в Воронеже требует кардинальной перестройки, власти города говорят давно. От слов к делу перешли только сейчас. Первое, что решили сделать — исследовать ситуацию с пассажиропотоком на существующей городской маршрутной сети. На мониторинг отвели несколько дней в феврале и марте: 28 февраля, 5, 6 и 16 марта. В обязанность студентов ВГТУ входит фиксация в специальном бланке учёта следующей информации: номер маршрута, время прибытия на контрольную точку (такими являются остановки общественного транспорта), количество вышедших и вошедших пассажиров. Работа проходит в две смены: с 06-00 до 11-00 и с 16-00 до 20-00.



К сожалению, дозвониться до сотрудников ректората ВГТУ, отвечающих за столь неординарный вид «производственной, научно-исследовательской и других видов практик», а именно так данный вид работ именуется в приказе ректора университета №98 от 26.02.2019., нам ни вчера, ни сегодня не удалось: телефоны приемных то не отвечали в рабочее время, то звонки неожиданно обрывались. Чуть ранее комментарий о деятельности вуза в работе над проектом ректор Сергей Колодяжный дал РИА «Воронеж». В нём руководитель технического университета говорит о том, что «письмо о возможности поддержки добровольческого движения поступило в вуз за два с половиной месяца до начала исследований». После этого собрали студенческие научные роты.

— Ребята, которые согласились участвовать в исследовании, делают это на добровольной основе. За каждой научной ротой закреплен сотрудник, который знает, как добраться, чтобы максимально минимизировать неудобства. Попросили больше студентов поучаствовать, поскольку это нацпроект – «Безопасные и качественные дороги». Единственные, кто будет обладать данными и будет их обрабатывать, – именно студенты Воронежского опорного университета, и это приятно. В дальнейшем они будут зарабатывать на этом. Ни вуз, ни профессорско-преподавательский состав, а студенты. Ребята просчитают, сформируют модель движения, затем отдельная бригада будет учитывать погрешности исследований. Это поэтапная работа, которая поможет привлечь инвестиции на ремонт дорог, — утверждает Сергей КОЛОДЯЖНЫЙ.

Попросили студентов в довольно оригинальной форме. По студенческим пабликам и группам в социальных сетях гуляет письмо, адресантом которого является Дмитрий Владимирович Журавлёв. На официальном сайте ВГТУ в списке совета факультета радиотехники и электроники, полный тёзка Дмитрия Владимировича значится как заместитель декана и доцент одной из кафедр. В этом письме Дмитрий Владимирович инструктирует коллег о том, как нужно вести работу со студентами по контролю пассажиропотока. В частности, в пункте третьем он советует «запугать студентов, чтобы они обязательно выполнили эти задания», а все занятия в дни выполнения заданий разрешает отменить.



На сайте госзакупок указано, что на «выполнение научно-исследовательской работы «Разработка комплексной схемы организации дорожного движения для сети дорог, расположенных в границах городского округа город Воронеж, на период до 2032 года» из бюджета выделено ни много, ни мало 28 999 835 рублей. Заказчик — Администрация городского округа город Воронеж.



В числе исполнителя этой работы Воронежский государственный технический университет напрямую не значится. Но по словам ректора именно для этого проекта студенты и собирают первичные данные. Собирают бесплатно. Максимум, на что они могут рассчитывать — проездные на общественный транспорт.

— Если на 28 миллионов купить бумагу для талонов, то ими можно завалить всю Россию, — пошутила одна из студенток в разговоре с корреспондентами «P.S. — 5 сов».

Что мне снег, что мне зной...


В рядах студентов звучат не только шутки, но и недовольство. Они энтузиазма ректората не разделяют. По словам многих из них, участие в этом проекте принудительное. Выбора — нет. Плюс от того, что студенты отстоят на холоде несколько часов в течение четырёх дней пока только один и не очень весомый – вычет этих самых дней из летней практики. Минусов за невыполнение задания гораздо больше: попадание в опалу к преподавателям, которых, в свою очередь, тоже «прессует» ректорат, невозможность закрыть долги и летняя практика, засчитанная как не пройденная. Вопросы «Каким образом эта работа поможет в профессиональном плане? И как это дежурство вообще связано с учебным процессом?» для студентов остаются без ответов.

— Только за вчера трое моих ребят слегли с температурой 38-39. Ещё четверо уже кашляют. Чувствую, сегодня ещё посыпятся. Наверное, единственный выход — письменные жалобы от родителей заболевших. К сожалению, больше ничего мы не сделаем. Декану нас жалко, преподавателям тоже, но сделать они ничего не могут, — переживает за своих одногруппников одна из старост, которая пожелала остаться неизвестной.

— Всё, что говорит ректор, на самом деле просто пыль в глаза. Он говорит о студенческих научных ротах, но о них я услышала только из публикации в СМИ. На самом деле, старосты групп просто распределяют нас по времени дежурства, никаких рот не существует. Добровольной основы тем более, — говорит студентка факультета архитектуры и градостроительства.

— Я просто не понимаю, почему это называют добровольной работой. И эти бесконечные пять часов на остановке — просто ужас. Я оделся как капуста и всё равно замёрз, – возмущается студент факультета радиотехники и электроники.

Естественно называть свои имена и фамилии ребята опасаются.



Часть преподавателей такой формой работы тоже удивлены.

— Это дело очень нужное, но специфическое. Такую работу должны выполнять квалифицированные люди, заинтересованные в качестве результата. Студенты же должны учиться и получать знания согласно выбранной специальности. А расширять кругозор и образовываться дополнительно — не в ущерб учебному процессу. И в условиях, не наносящих вред здоровью, — с сочувствием говорит старший преподаватель одной из кафедр вуза.

Преподаватели, будучи людьми подневольными, тоже стоят на морозе. И пока студенты считают пассажиров, преподаватели считают присутствующих студентов и отслеживают их работу.

Зеленоглазое такси или бесполезные проездные


Первая смена своеобразного студенческо-преподавательского дежурства начинается в шесть утра. Конечно, «заботливый» ректорат подумал о студентах и выдал им проездные на общественный транспорт на дни дежурств.



Но никто не учел или просто не захотел брать во внимание тот факт, что автобусы и маршрутки в городе начинают ходить в шесть утра, в то самое время, когда «постовые» уже должны «охранять» свои остановки. То есть студентам нужно выезжать из дома раньше, но на чем? Единственный выход — такси. Но эти услуги студентам не оплачивают:

— Мне досталась точка, которая находится очень далеко от дома. До шести утра автобус дождаться почти невозможно. Самолёта или хотя бы личного авто у меня нет, поэтому, чтобы попасть на самое раннее дежурство, пришлось заказывать такси. Обратно домой уже можно уехать по талону, но их принимают только муниципальные маршруты, а в моём районе такие не ходят. В деканате говорят, что все расходы на транспорт возместят. По-моему, это сомнительно, — рассказывает ещё один студент ВГТУ.

— После дежурства меня не пустили в 49-ый. Ждала его полчаса, а водитель отказался везти. Говорит, «мы не муниципальный транспорт», — рассказывает студентка факультета архитектуры и градостроительства.

То есть проездной от мэрии не даёт возможности приехать не только на раннее дежурство, но и не всегда помогает в дневные и вечерние часы. В таком случае студентам в ректорате советуют одно: писать своему преподавателю-куратору с указанием номера маршрута и номера самого автобуса, в который не пустили. Куратор, в свою очередь, обязан позвонить с жалобой в управление транспорта и передать им эту информацию.

Смех продлевает жизнь на остановке


Сгладить безвыходность положения помогает юмор. Неформальные паблики и группы вуза в социальных сетях чуть ли не ежечасно выкладывают посты, мемы и даже частушки на злободневную тему.



soundcloud.com/katyushasafetina/fhawidzgda89?in=katyushasafetina/sets/chastushki-studentov-vgtu
soundcloud.com/katyushasafetina/dg7hqyjbdymp?in=katyushasafetina/sets/chastushki-studentov-vgtu

А факультет архитектуры и градостроительства запустил свой челлендж. Дежурным предложили сделать забавные фото на своих точках и выложить их под хэштегом #фаигследит. Самые смешные снимки обещают опубликовать в официальной группе факультета ВКонтакте.



Корреспонденты «P.S. — 5 сов» продолжат следить за развитием ситуации.

Яна СОКОЛОВСКАЯ
Екатерина САФЕТИНА
Виталий КОЦЮБА
Фото и видео Яны СОКОЛОВСКОЙ

1 комментарий

Комментарий был удален