Александр УДАЛОВ — практикующий психолог, который в целях исследования природы страха отправился в кругосветное путешествие без денег, знания языков, мобильного телефона и маршрута. 26 октября в Доме Прав Человека на встрече «Путешествие как способ трансформации» Александр рассказал, какие открытия сделал за год своего пути.
С чего всё началось
Александр задумался о том, что и почему мешает человеку быстро развиваться. В ходе сбора информации психолог пришёл к выводу: это страх.
— Я понял: ничего не могу сделать со страхами и помочь людям начать быстро двигаться к совершенству, потому что сам не познал природу страха. Как я могу её исследовать по кусочкам, чтобы понять, как она возникает, как с ней взаимодействовать и как направить силу страха себе на пользу? Я решил, что надо поставить себя в такую ситуацию, где мне будет страшно.
Чтобы встретиться со страхом лицом к лицу, Александр исключил вещи, которые от боязни защищают.
Во-первых, это деньги. В путешествии мужчина отказался от наличных, карт, попрошайничества и возможности подрабатывать.
Во-вторых, способность коммуникации. Для этого нужно отправиться туда, где ты не сможешь общаться на своём языке.
В-третьих, множество бытовых предметов: телефон, зонт, шапка, посуда…
В-четвёртых, план и маршрут. Важно не знать, куда ты пойдёшь, где будешь есть, где спать.
Роскошь, которую путешественник себе позволил: спальник и камера с возможностью подключения к Wi-Fi, чтобы отсылать фотографии родным.
— Моё путешествие началось с темы страха. Этим же и закончилось. Я запланировал выйти из Омска 12 июля 2013 года. Единственным моим планом было вернуться в Омск.
Первый день путешествия
— Я не верил, что это возможно. Да, я придумал эксперимент, всё просчитал, но внутри было напряжение, я думал, что сделать такое просто нереально. Близкие тоже не верили в эту идею. Но я твердил, что выдвигаюсь.
11 июля Александр собрал рюкзак и сделал запись в социальной сети о том, что завтра отправляется в путь. Когда он отправил сообщение, почувствовал, как накатил страх.
— Самое интересное — это мысли. Я сразу стал накручивать. А почему завтра? Завтра не понедельник, не первое число. Можно ведь отмазаться и не ходить: я ещё то не сделал, это не сделал… Да, эксперимент я поставлю, но не завтра. От этого решения я успокоился, но вдруг зазвонил телефон. Мой друг радостно кричал в трубку: «Саша, поздравляю! Видел твоё сообщение!». А я говорю: «Слава, да я никуда уже не иду…».
Тогда друг Александра предложил вместе съездить на машине за город, присмотреть какое-нибудь место, просто сфотографироваться. Александр доверился, и 12 июля друзья выехали из Омска. Они нашли подходящее место, сделали постановочное фото, сняли видео, и вдруг Слава уехал один.
— Я был очень зол. У меня оставалось два пути: либо возвращаться обратно, либо поехать вперёд автостопом. На меня накатил страх из-за того, что я забыл посмотреть, как правильно поднимать руку для остановки машины! Долго выбирал автомобиль: эта грязная, на грузовике не хочу… Понял, что загоняю себя непонятно куда, закрыл глаза и поднял руку. Остановилась моя машина. В дальнейшем, пересаживаясь из одной в другую, я понял: моя машина обязательно придёт. Через пять минут или пять дней, но придёт.
Остановившийся водитель пообещал высадить Александра в центре небольшого городка, но предупредил, что город этот бандитский. Там сначала бьют, а потом смотрят, есть деньги или нет. Выхода у Александра не оставалось: придётся ловить машину, стоя в темноте в этом опасном месте. Однако водитель пожалел своего попутчика и отвёз его подальше от зловещего городка.
— Дальше я шёл пешком вдоль дороги. У меня в голове крутилась мысль о том, что в любой момент мимо меня может проехать машина с бандитами из того города. Зажмуривался, но шёл. И вдруг рядом со мной действительно остановилась машина. В ней сидел колоритный мужчина, очень высокий. И он говорит: «Ты чего тут по ночам ходишь, людей пугаешь?». Оказывается, это я пугаю, а не меня. Стало легче.
Вообще, по словам Александра, у него ни разу не возникало опасных ситуаций, связанных с людьми. Угрозу представляли только животные. Переночевать экспериментатор хотел в спальнике под открытым небом, но как только закрыл глаза, его ужасно напугала мышь.
— Первый день — это переживание страхов. Они никуда не девались, просто возникали новые обстоятельства. Страх — некая ситуация, в которой мы не знаем алгоритма действий. Если алгоритм не наработать, страх не уйдёт.
О перемещении по миру
— Поскольку мне было без разницы, в какую страну идти, я не переживал по поводу виз и билетов. Не смогу в одну — значит, не моя страна, попаду в другую. Например, визу в Австралию я получил по почте. Мой друг напугал меня, что даже его знакомый, очень богатый бизнесмен, еле получил туда визу. Я уж думал, что Австралия — не моя страна. Но в итоге всё сложилось благополучно. Что касается визы в Америку: раньше с этим было проще. Я заполнил заявку в интернете и получил визу в Москве, до которой из Омска добрался автостопом. Собеседование я представлял себе совсем по-другому: как разговор с американской бабушкой за чашечкой чая. В итоге просто нужно было ходить по окнам. Даже без знания языка так вышло, что визу мне дали. Однажды выдали визу без полного пакета документов: я написал письмо на русском о своём эксперименте и приложил его к заявке. Девушка не хотела принимать мой пакет, говорила, что без полного набора бумаг это бессмысленно, но в итоге всё получилось.
Не все слушатели сразу поверили, что никаких сложностей у путешественника не возникло. «А как же банковский счёт, необходимый для оформления визы?». Александр только развёл руками. У него получалось пересекать границы без собственных денег, счетов и полного набора документов.
— Вопросы с деньгами решались по-разному. Например, в Европе произошла следующая ситуация. Итальянец, подвозивший меня до границы, дал мне пять евро. Я отказывался — ведь по эксперименту я должен двигаться без денег. Но он настоял. Я подумал: «Ай, отдам кому-нибудь ещё». В итоге этими деньгами я заплатил пошлину на границе. Однажды человек высыпал мне в руку монеты из кармана. Не считая, всё, что было. При пересечении границы с меня потребовали пошлину, и я тоже высыпал все эти монеты. Оказалось, их хватало ровно под расчёт. Мир знал наперёд, что мне нужно. Кто-то покупал мне билет на самолёт. Кто-то, замечая, что я, «crazy Russian», уже третий день без цели торчу в порту, отправлял меня куда-нибудь на корабле своих знакомых. Бывало, что и нелегально пересекал границу.
О гостеприимстве
За путешествие исследователь набрал восемь килограммов: каждый, к кому он садился в машину, его кормил. Причём отказаться от угощений было невозможно. Приходилось прерывать свой путь и отлёживаться, ведь при остановке следующей машины опять будут кормить. О своём эксперименте Александр рассказывал с помощью переводчика на телефоне тех, с кем общался. Кроме еды люди предоставляли ещё и кров. В одной из деревень психолог задержался на три дня, и каждую ночь выстраивалась очередь из тех, кто хотел бы его приютить. Все страны, в которых побывал Александр, были к нему гостеприимны. Исключением могут стать только большие города (Москва, Сидней, Нью-Йорк), где люди никого не замечают и бегут по своим делам.
О счастье
В Москве к Александру пришла идея спрашивать у людей во всём мире, что такое счастье.
В Тайланде и монахи, и люди, живущие в миру, этот секрет раскрывали так: представьте, что у вас торжество, и положите это в одну руку. Затем представьте, что случилось что-то плохое, и положите это в другую руку. И что бы ни происходило, вы остаётесь здесь, сделайте вдох-выдох.
В целом, за весь путь Александр выявил три «среза» счастья.
— Я задавал всем один и тот же вопрос: что такое счастье? И во всех странах, на всех языках у людей на этот вопрос спонтанно одинаковые ответы: машина, квартира, деньги, семья, друзья, путешествия, бутылки вина. Когда люди были готовы общаться дальше и у нас была такая возможность, я предлагал представить, что у них всё это уже есть. Что тогда — счастье? Люди задумывались. Второе определение: счастье — это внутреннее состояние, которое есть у меня, когда есть всё из этого списка. То есть в первом определении люди опираются на внешние факторы, а во втором — на внутренние, но с опорой на внешние. На третьем срезе люди говорили, что, оказывается, это так сложно. В итоге философских размышлений с 30 % опрошенных мы получили такое определение: счастье — это наше состояние, с которым мы приходим в жизнь, но которое впоследствии забивается всякими ситуациями, напряжением. И оно не зависит от внешних факторов.
Условия пути от Александра Удалова
1. Идти своим путём
— После этой встречи не надо собирать рюкзаки. Нужно определить, твой ли это путь. Чувствуешь ли ты тепло, думая об этом.
2. Доверие к миру
— Таких масштабов, что упал на голову кирпич, а ты такой: да, это то, что нужно. В какой-то момент я решил садиться в любую машину. Мне мой попутчик что-то объяснял, а я не понимал и на всё соглашался. В итоге он повёз меня в обратном направлении. Я переживал, но раз уж решил доверять, так доверяй. Человек привёз меня в очень гостеприимную деревню. Каждый хотел, чтобы я у него заночевал, жители не отпускали меня. В итоге из деревни меня вывез человек, который не просто собирался ехать в попутном мне направлении, но и по дороге заезжал в очень интересные, живописные места.
3. Будь благодарен
— Будь благодарен наперёд. Надо сначала сказать спасибо: тем водителям, которые остановятся, например. И дальше всё выстроится. Я как-то в целях эксперимента специально не благодарил людей, которые мне помогали. В итоге день всегда рушился.
4. Дари себя
— Я спрашивал у людей, почему они меня подвозят, кормят, поят. Я же денег им не даю. Получилась интересная статистика. Мы привыкли, что оплата идёт деньгами. А мне люди как-то отвечали, что взяли меня, потому что им грустно, а я улыбаюсь, или потому что им надо выговориться. Языка я не знаю, но уши-то есть. Кто-то в моём присутствии перестал ругаться с семьёй. Иногда я предлагал посуду помыть, с огородом помочь. Кстати, европейцы, американцы и австралийцы были категорически против мытья посуды: они говорили, что русские не умеют мыть посуду. Скорее всего, это связано с расходом воды.
5. Будь осознан
— Осознанность — это быть в согласии. Если тебе плохо, то у тебя и лицо такое, и мысли. Не надо в таком состоянии бежать и говорить, мол, всё нормально. Надо быть настоящим, и тогда тебя поймут.
Александр Удалов провёл в дороге год. Он посетил пять континентов, 68 стран, более 500 городов мира. Увидел три океана и 35 морей. Прошёл по улицам, мостовым, шоссе, тротуарам, аллеям, бульварам, тропам, гравию, бетону, асфальту, чернозёму более 100 тысяч километров. И вернулся другим человеком.
— Перемещаясь из страны в страну, я модернизировал пословицу из «хорошо, где нас нет», в «хорошо, где я есть». Когда я вернулся домой, у меня не было ностальгии, но и не было желания куда-то дальше бежать. Меня перестали цеплять многие эмоциональные ситуации, появилась ровность. Начал в таких ситуациях по-другому поступать. Повысилась чувствительность к другим людям. Раньше видишь человека, который плачет, думаешь: «Ну, да, он плачет…». А теперь я внутри вместе с ним плачу. Путешествие всегда меняет, даже если едем отдыхать по туру. А еще я понял, что страх — не тормоз, а двигатель. Вопрос в нашем выборе: выбираем ли мы не идти туда, где страшно, или наоборот.
Софья КВАСОВА
Фото автора и из архива героя публикации
0 комментариев