Без них невозможно представить себе цирк. Эти весельчаки участвуют в каждом представлении, их любят не только дети, но и взрослые. Выступления комиков нередко становятся «изюминками» программы. Трудно ли быть клоуном? Как рассмешить толпу, выясняла корреспондент «P.S – 5 сов»
О своей смешной и трудной профессии нам рассказывает Адольф ЛУКЬЯНОВ:
— Я с детства знал, кем стану в будущем. Всё началось с того, что бабушка привела меня в «Цирк на Цветном бульваре». Выступавший там клоун произвёл на меня настолько сильное впечатление, что я решил во что бы то ни стало работать в цирке. Приходил туда по будням, и, если удавалось пробраться за кулисы, подсматривал в щёлочку, как артисты готовятся к выступлениям. Тут-то меня и заметили. Сначала я просто сидел на трибуне и наблюдал за циркачами, а потом начал втягиваться в работу. Хочу заметить, что освоить профессию клоуна может далеко не каждый. Нужно обладать особым философским складом ума и чётко отделять сказку от действительности.
Чтобы начать выступать в труппе, я закончил Московское цирковое училище. Имею базовую акробатическую подготовку — без этого в нашем деле никак. Клоун – это универсальный артист. Он должен обладать множеством дарований. Нужно изучить разные виды клоунады. Бывают клоуны-акробаты, коверные клоуны (развлекают публику в перерывах между номерами программы, когда манеж готовят к выходу следующего артиста), клоуны-буфф (исполнители мимических или разговорных сценок), музыкальные клоуны (поют куплеты и играют на необычных музыкальных инструментах). Человек нашей профессии должен иметь хорошо поставленный голос, отличаться мастерством в области пантомимы и сценической речи.
В переводе с английского слово «clown» означает «невоспитанный человек, деревенщина». Раньше клоунами называли бедняков и пьяниц: так и появился традиционный красный нос, без которого артист не может обойтись в своём выступлении.
Клоуны накладывают на лицо огромное количества грима, но это не значит, что мы похожи или должны выглядеть одинаково. Сценический грим клоуна – это его индивидуальность. Мы должны заставить людей смеяться не над собой, а вместе с собой. Никого не волнует, что происходит в нашей жизни. Выходить на манеж с температурой или обколотым обезболивающими после укуса хищника – нормально. И это совсем не подвиг для артиста, это наш жизненный уклад.
Клоуны верят в приметы. Считается, что нам нельзя грызть семечки. Во время цирковых представлений этот запрет распространяется и на публику. Помню, как работникам нашего цирка пришлось даже наказать одного любителя семечек и на время выгнать его из зала. Среди клоунов можно часто услышать: «Не грызи семечки – зрителей повыщёлкиваешь».
Трудности в работе встречаются довольно часто: то ли от того, что я еще молодой (нашему клоуну всего 27 лет), то ли просто терпения не хватает. Бывает, ты выкладываешься на все сто, а напротив сидит зритель с каменным лицом и никакой реакции не даёт. Тут включается злость, начинаешь работать на него одного. В этот момент и проявляется весь клоунский азарт, профессионализм и талант. Когда этот «гурман юмора» засмеется – это моя маленькая победа.
Надежда ШИШОВА
Фото из личного архива героя текста
0 комментариев