11 Ноября, Вторник, 22:25, Воронеж

"Я не хочу стоять с хмурым лицом и «на отвали» выдавать пыльные книжки"

Тишина читальных залов Воронежского государственного университета сегодня кажется оглушающей. Пустующие столы, неторопливые шаги библиотекарей и редкое шуршание страниц — вот что сегодня встречает посетителей университетской библиотеки. Студенты больше не приходят сюда, предпочитая печатным книгам поиск информации в интернете. Какие плюсы и минусы можно извлечь из этой цифровой трансформации? Как студенты главного вуза Черноземья получают знания в 2025 году – разбираемся в нашем материале.


Библиотека в кармане


Библиотеки сегодня переживают кризис, однако ситуация сложилась не вчера. Ещё 10 лет назад читальные залы были переполнены в период сессий, а за редкими изданиями выстраивались очереди. Со временем процесс цифровизации постепенно и необратимо повлиял на массы. Пандемия 2020 года стала точкой невозврата: вынужденный переход на дистанционное обучение окончательно перевёл общественность в онлайн-плоскость.

По данным Зональной научной библиотеки Воронежского государственного университета (ЗНБ ВГУ), посещение читальных залов за последние пару лет сократилось на 17%. Если в 2023 г. количество очных посещений читальных залов составляло 159 001 человек, то к 2024 г. это число сократилось на 27 075 человек и составило 131 926 посетителей.

Помните фрагмент из фильма «Москва слезам не верит» (1979), где Людмила, одна из героинь, с гордостью сообщает подруге, что отправляется в Ленинскую библиотеку в поисках «достойного» жениха? Сегодня подобные знакомства воспринимаются как нечто нереалистичное, поскольку основная часть взаимоотношений между людьми, которые раньше происходили при личных встречах, теперь протекают исключительно в социальных сетях.



Разные взгляды – разные цели


В сложившейся ситуации сталкиваются интересы нескольких сторон:

1. Студенты. На сегодняшний день для многих обучающихся библиотеки ассоциируются с пыльными полками, вечно недовольными библиотекарями и всепоглощающей скукой. Любая научная статья, учебник или книга теперь доступны в цифровом формате. Зачем куда-то идти за информацией, если её можно найти за две минуты не вставая с дивана? Интерес и цель проста: получить информацию быстро, бесплатно и в любом месте.

2. Университет и Зональная научная библиотека ВГУ. Их цель – сохранить релевантность и выполнить образовательный стандарт. Библиотеки пытаются идти в ногу со временем, оцифровывая книги редкого фонда, закупая электронно-библиотечные системы, работая над сайтом и думая над созданием мобильного приложения для удобства студентов. Однако их действия часто напоминают попытку догнать давно ушедший поезд, ведь «мечты» о развитии сталкиваются с недостаточным финансированием.

3. Издательства и правообладатели. Их интерес один – финансовый. Они борются с пиратством, но их легального контента либо не хватает на всех обучающихся, либо он становится малодоступным для студенческого кошелька, что создает основное противоречие: спрос есть, но способность купить отсутствует.

Таким образом, отношения между этими группами непростые. Если студенты вынуждены сотрудничать с библиотеками, несмотря на разные подходы к цифровизации, то книгохранилища обязаны мириться с интересами правообладателей.

Пираты нашего времени


Издательства защищают свои права, но их политика ценообразования часто делает знания недоступными. Новый учебник полного курса по физике может стоить 3-4 тысячи рублей — для студента это неподъёмная сумма, поэтому воровство информации в студенческой среде стало ответом на ценовой барьер.



Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет блокировать пиратские сайты, но на смену одним тут же приходят другие.

– Мне для курсовой нужна была редкая книга американского социолога, – рассказывает Никита О., студент 3-го курса факультета философии и психологии. – В библиотеке ВГУ её нет, легальная электронная версия стоит 4000 рублей. Пришлось искать информацию по всему интернету, не исключая пиратские ресурсы. Давайте будем честны – это вопрос выживания, а не сознательного нарушения закона.

Мнение эксперта


Какой же формат работы с информацией для студентов удобнее? На этот вопрос ответила заместитель директора ЗНБ ВГУ Татьяна ГУСЕВА.

– Мы проводили опрос среди студентов, и, как показывает практика, информацию им больше нравится получать в традиционном виде, то есть на бумажном носителе. Многие подтверждали, что при чтении с бумаги информация усваивается лучше, – отмечает Татьяна Сергеевна. – Мы запоминаем не только содержание, но и визуальное расположение текста на странице, что создает дополнительные «якоря» в памяти. Однако нельзя отрицать и преимуществ цифры: скорость поиска, объём доступных данных, интерактивность. Я не вижу ничего плохого, если кто-то предпочитает электронный вариант. Наша библиотека активно закупает электронно-библиотечные системы, много текстов размещены на сайте, поэтому, пожалуйста, пользуйтесь. Мне кажется, человек сам для себя должен решить, какой формат для него ближе, потому что в этом плане всё индивидуально. Идеальная формула — комбинирование обоих подходов: быстрый поиск и первичный анализ – онлайн, а глубокое изучение ключевых работ – офлайн, с карандашом в руках.



Цифры, которые говорят


Мой собственный опрос 73 студентов разных факультетов ВГУ показал следующие результаты.
На вопрос «Как вам удобнее изучать научно-популярную литературу?» (для учёбы) ответили так:
• 64 % (47 голосов) студентов основной объем информации для учебы берут из онлайн-источников.
• 29 % (21 голос) используют смешанный формат (поиск – онлайн, углубленное чтение – на бумаге).
• Только 7 % (5 голосов) по-прежнему полагаются исключительно на бумажные книги из библиотек.

Вопросы нашему будущему


Студентка второго курса библиотечно-информационной деятельности ВГУ Анастасия БАЛЫКИНА рассказала про планы на будущее и поделилась интересными историями из жизни библиотекаря.



— Планируешь ли ты работать по профессии?

— С первого курса я работаю преподавателем английского языка, но я рассматриваю такой вариант, что в дальнейшем могу уйти работать по профессии. Главное, чтобы мой творческий порыв можно было реализовать. Я считаю, что абитуриенты должны поступать на курс библиотечно-информационной деятельности не потому, что больше некуда идти, а только при условии, что получают удовольствие от литературы. Библиотекарь – это в первую очередь грамотный собеседник, я не хочу стоять с хмурым лицом и «на отвали» выдавать пыльные книжки. Если я и буду работать по профессии, то только тем, кто возьмёт на себя ведение социальных сетей по продвижению библиотек и организацию культурно-массовых мероприятий.

— Почему ты выбрала именно эту профессию в эпоху цифровых технологий?

— В ЗНБ ВГУ есть фонд редкой книги, где лежат подлинные экземпляры XVI века. Трогаешь их и понимаешь, что конкретно эту книгу мог держать в руках Иван Грозный, и тогда возникает такое будоражащее чувство внутри от того, что твоя профессия дала возможность прикоснуться к истории.

— Опиши свой личный алгоритм поиска информации для учебы. С чего ты обычно начинаешь: с электронного каталога библиотеки или просто с общего запроса в поисковике?

— Если я пишу курсовую работу по зарубежной литературе, мне нужно сначала в электронном каталоге библиотеки выбрать категории, потом указать параметры, которые мне необходимы для поиска статей за определённый период. Интернет в этом плане очень сильно облегчает жизнь, потому что можно просто вбить название конкретной книги, по которой я пишу курсовую, и тебе сразу предоставляется полный список литературы по теме. Честно говоря, мне кажется, что скоро ручной поиск информации тоже канет в лету, потому что искусственный интеллект начнёт работать за человека и вбивать категории поиска в каталог самостоятельно.

— В каких ситуациях ты как студентка больше предпочитаешь электронную книгу, а в каких — бумажную? Есть ли разница в качестве усвоения материала?

— Если мне нужно быстро с чем-либо ознакомиться и прочитать поверхностно, то я не буду мучиться и покупать отдельную книгу и воспользуюсь электронным вариантом. Но такой вариант имеет свои минусы: в электронной книге не выделишь цитат и не оставишь собственных комментариев, в ней трудно ориентироваться при подготовке к семинарам. Поэтому я больше предпочитаю бумажные книги, особенно если это какие-то большие произведения. Когда мы читали «Героя нашего времени», на полях я оставляла зарисовки, так я легче запоминала, где в тексте описываются горы Кавказа или какое время года отражено в эпизоде. Поэтому мне бумажные книги помогают более детально разобрать произведение, а материал прочитанного усваивается гораздо лучше. Электронные книги тяжело достать, а платить за то, что сквозь тебя пройдет и уйдет, мне неудобно.

— Ощущается ли разрыв между тем, чему вас учат в университете, и реальными запросами современных пользователей? Если да, то в чём он проявляется?

— Сегодня в картотеках очень мало цифровизации, в этом плане мы, конечно, отстаём. До сих пор изготовление библиографического списка делается вручную, хотя с помощью искусственного интеллекта система способна сделать всё сама, просто необходимо грамотно поставить ей задачу. Поэтому я думаю, что устаревшие дисциплины полезнее было бы заменить, например, на обучение правильному пользованию искусственным интеллектом.

— Когда вы проходили практику, что больше всего тебя удивило в работе библиотек? Было ли что-то, что вы не ожидали там увидеть?

— Единственное, что удивило меня в работе библиотек – это куча отчётностей. Самая интересная практика была в Воронежской областной специальной библиотеке для слепых им. В.Г. Короленко. Там всё по-другому… Книги, журналы и газеты для слабовидящих или совсем незрячих постоянно трансформируются под шрифт Брайля. Цель этой библиотеки – помогать людям адаптироваться. Меня удивили сами книги: в них почти нет текста, зато есть специальные объемные картинки, чтобы слепые люди могли их трогать и ощущать; для посетителей есть даже книги с озвучкой. Настоящим чудом технологий для меня стала специальная книга с волшебным карандашом, на котором установлен датчик. Если им ткнуть в картинку, карандаш озвучивает то, до чего дотрагивается человек. После этого визита я была под впечатлением ещё несколько дней.

Взгляд в будущее: что ждёт университетские библиотеки?


Однозначного ответа на вопрос, что лучше, нет. Студенты, оставленные наедине с океаном контента в интернете, зачастую не умеют фильтровать информационный шум, постоянно отвлекаясь от основных задач. Очевидно одно: тихая революция в стенах университета завершилась победой цифры. Но теперь предстоит новая задача — научить поколение «цифровых аборигенов» извлекать из этого максимум пользы, не терять глубины понимания, которую веками давала бумажная книга.

Традиционные читальные залы не умрут, но их роль должна измениться. Из типичного книгохранилища они должны превратиться в современную образовательную среду: переоборудовать часть залов в коворкинги*, проводить мастер-классы, опираясь на интересы студентов, учить отличать надежные источники от фейков.

Будущее – за симбиозом, где у каждого формата найдется своя, очень важная роль.

* Коворкинг в библиотеке — это пространство, которое используется для совместной работы, общения и проведения мероприятий в библиотеке. Оно может быть расположено на территории читальных залов, информационного пункта, мест для работы с каталогами, книгохранилища и медиатеки.

Елизавета ЕФРЕМОВА
Фото автора, также в материале использованы кадры из фильма «Москва слезам не верит» (1979) и архивные фотоснимки героини публикации

0 комментариев