«В школе учительница доказывала мне, что языки – это не моё». Софья КАЗЬМИНА – профессиональный переводчик и преподаватель – поделилась советами о том, как начать и не бросить изучение иностранных языков.
26 октября на базе лектория «Живой контакт» слушателей познакомили с Софьей КАЗЬМИНОЙ. Закончив РГФ ВГУ, Софья работала переводчиком на Нововоронежской АЭС, побывала в Италии и выступала коммуникатором для иностранных артистов на Платоновском фестивале. Сейчас время работает преподавателем в вузе и репетитором.
Гостья лектория в своей преподавательской практике сталкивается с отговорками, страхами и мифами, которые мешают людям начать или продолжить изучение языков.
Страхи
«Я тупой».
«По моей статистике, — признаётся Софья Казьмина, – в 99% случаев люди приходят на обучение и на первом же занятии признаются в том, что они недостаточно умны для этого». Девушка повсеместно сталкивается со страхом учеников совершать ошибки. «Решать эту проблему нужно преподавателю, потому что это не только человек, который за деньги отрабатывает материал и готовит задания, но и тот, кто помогает раскрыть потенциал с помощью специальных техник для запоминания». Неуверенность в своих силах возникает именно тогда, когда выбранная стратегия обучения не работает: в школе, например, порой заставляют учить по 20 слов, даже не связанных по смыслу. Ребёнок, может, получит хорошую оценку, но в голове эти новые выражения не останутся. Так и получается, что после долгих лет изучения языка в школе на выходе недостаточный уровень знания.
У этого страха есть несколько ответвлений:
— Манипуляция. Человек сначала даёт понять, что у него, якобы, низкий уровень, специально занижает свои способности перед другими, на самом деле имея хороший такой B2. Разумеется, это простое желание получить похвалу.
— Ощущение собственной «детскости». «Представьте: на занятие приходит взрослый человек, который уже сделал в этой жизни всё: он закончил школу, университет, научился водить машину, у него есть дети… И он чувствует себя «голым» рядом с преподавателем, потому что приходится заново изучать, что такое «мама», «папа». Для него это как стать младенцем и делать первые шаги». Неловкость мешает, но в обязанности наставника как раз входит это смущение победить.
«Мы приходим к стоматологу лечить зубы. Пациенты не говорят: «Здравствуйте, посмотрите, какая у меня идеальная улыбка,» – на примере Софья Казьмина объяснила: абсолютно нормально не знать чего-то и обратиться за помощью к учителю. Самое главное, уточнила спикер, – это желание человека пойти навстречу и искренне вкладываться в дело.
«Меня будут постоянно критиковать».
Эта установка берёт свое начало со школы, где строгий преподаватель, который задаёт непосильное количество домашней работы, ставит оценки на каждом уроке и открыто выражает негатив к ученику. Таким образом в детский мозг легко вложить уверенность в неспособности к обучению. Вот так формируется образ изучения языка, связанный с постоянным унижением и завышенными требованиями со стороны преподавателя, объяснила Софья Казьмина.
Мифы
«Языки – это не моё».
Софья Казьмина рассказала, что постоянно сталкивается с этой фразой. «Я считаю, что каждый может научиться и кататься на велосипеде, и жонглировать, и учить английский. Это всего лишь вопрос времени.» За раз выучить всё невозможно. Обучение – это труд.
«Мне не пригодится, потому что я не бываю в англоговорящих странах».
По словам ведущей, изучение иностранного – это полезный навык, позволяющий эффективно тренировать мозг. Он не только укрепляет нейронные связи, но и снижает возможность появления нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера.
Софью удивляет, что люди считают только практический смысл весомой причиной взяться за язык. «Многие мои ученики берутся за язык просто так: не для переезда, не для вуза. Для себя. Просто так. А почему нет? Вы смотрите какие-то сериалы, например, «Великолепный век». Зачем вы это делаете? Вы же не будете потом наряжаться в восточные платья и ходить так по Турции».
«Сейчас не время»
Преподаватель рассказала, что для многих людей с началом тревожных событий пришла и уверенность в том, что иностранный «больше никому не пригодится». «Для меня произошло ровным счётом ничего. Перелёты в другие страны, события мирового масштаба, межнациональные знакомства – всё идёт своим чередом». Жизнь продолжается. А когда будет лучшее время?
«Чтобы разговаривать, нужно очень долго учить язык».
«Нет придела совершенству. Я, хоть и являюсь преподавателем, всё ещё занимаюсь с носителем итальянского. Чтобы учить людей чему-то, я сама должна тренироваться,» — объяснила Софья Казьмина. Для беглого разговора нужны годы практики, а начать можно уже с первого вашего занятия. «Самое главное в языке – это сам язык. Мы учим его для коммуникации с миром. Вы должны уже на первом уроке хоть что-то произнести. Иначе вы учите мёртвый язык». Лучше всего тренироваться в диалоге, чтобы ваш собеседник мог вас поправить. Спикер уточнила, что для разговорного навыка достаточно 3000 слов разных частей речи – это не так уж и много.
«Нужно было учить в детстве, сейчас уже поздно».
«Моему старшему ученику 56 лет. Никаких рамок нет – они все только в вашей голове,» — поделилась Софья. Действительно, у детей более гибкая психика, а барьеры в общении отсутствуют. Проблема взрослых, по словам ведущей, – это самоанализ в духе «а вдруг я сейчас неправильно произнесу? А вдруг на меня покажут пальцем?». Важно помнить, что проблемы в обучении есть у всех. Малышам сложно долго сидеть на месте, оставаться сконцентрированными. У взрослого, в отличие от ребёнка, есть мотивация, он вкладывает свои деньги в это дело, обладает богатым лексиконом, широким мировоззрением, может разговаривать на разные темы.
Страх неправильного произношения.
«Акцент – это нормально. Главное – правильно произносить звуки». Если вы учите язык для путешествий, ваша задача – правильно формулировать мысли, а дальше вас поймут. Подражание произношению носителей – это ваш выбор, пояснила Софья Казьмина.
«Если у меня спросят, как я выучила два языка, я отвечу: каждый день открывала книгу. Всё. Этому занятию необходимо выделять больше двух раз в неделю, причём так, чтобы у вас в голове оставались новые знания». Изучение – это работа в симбиозе: ваш преподаватель готовит классные материалы, а вы заинтересованы в практике. Иначе ничего не получится.
Вера КРУГЛОВА
Фото взято из группы ВКонтакте «Лекторий „Живой контакт“
0 комментариев