Захожу на сайт объявлений «Авито». Пишу поисковый запрос: «репетиторы». Нет, мне эта услуга не нужна. Я мониторю своих конкурентов. На этом сайте 70% — студенты. Да и я – тоже.
А имею ли я вообще право быть репетитором? Чего ждут от репетиторов школьники и их родители? А смогу ли я совмещать это дело с учебой? Попробуем найти ответы на все эти вопросы вместе.
А имею ли я вообще право быть репетитором? Чего ждут от репетиторов школьники и их родители? А смогу ли я совмещать это дело с учебой? Попробуем найти ответы на все эти вопросы вместе.
Закон – не помеха
Когда я только задумывалась о поиске работы, у меня был четкий критерий — официальное трудоустройство. Но вот я репетитор. И что же это получается, незаконно?
Естественно, все мы понимаем, что у половины репетиторов нет ни лицензии, ни ИП, и на агентство они не работают. При этом спрос на таких репетиторов, безусловно, есть. Как минимум, я знаю это по себе. Но закон все же гласит, что осуществлять незарегистрированную преподавательскую деятельность запрещено.
То есть, за свою работу репетитор должен платить налоги государству, регистрироваться как ИП или самозанятый и вовремя предоставлять отчетность.
Таким образом, делаем вывод относительно законности работы репетитором для студентов. Без документов, разрешений и прочей волокиты, работать по этому профилю нельзя. Но все продолжают работать.
В этом году я планирую все-таки оформиться как самозанятый. А что, налоги меньше, регистрироваться проще, лишних отчислений никуда делать не нужно. Зато я точно буду уверена, что, в случае чего, ко мне не придет налоговая служба и не выпишет штраф (размером от 40 тысяч рублей!).
Кстати, легальный выход для студентов все-таки есть. 27 мая 2020 года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении законопроект, который предоставляет студентам старших курсов право преподавать в школах до получения диплома. В следующем году, когда я перейду на 3 курс, у меня получится проверить это на деле.
Весьма интересна часть 2 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Она гласит, что учитель, даже если он является ИП, не имеет права предоставлять платные услуги (т.е. репетиторствовать) своим же ученикам. Однако и такая практика существует.
— Раньше я училась в школе, где учеников заставляли ходить на платные занятия к учителям. Брали там, конечно, не очень много, но всё равно ситуация неприятная. В новой школе, где я учусь сейчас, все по желанию. Просто «курсы», которые, между прочим, у некоторых учителей неплохие. Например, мой классный руководитель офигенный, ничуть не жалею о том, что в прошлом году занималась у него, — рассказывает мне моя ученица, пожелавшая сохранить свою анонимность.
— Я работаю репетитором. Почему? Да потому что нет денег. Все знают про размер зарплаты учителя. Но я не работаю со своими учениками за деньги, как минимум, я знаю закон, да и некрасиво это. На самом деле репетиторство – это не только деньги, но и большой интерес. Бывает такое, когда ученик чего-то не понимает совсем, а спустя какое-то время ты смотришь на его успехи, сидишь, радуешься. Я бы для всех вела бесплатно, честно. Но, ребята, кушать тоже хочется, — говорит Анна ГЛАДЫШКИНА, учитель химии.
Так что, в репетиторской деятельности, оказывается, происходит много чего незаконного. Но это почему-то мало кого волнует. Наверное, еще и поэтому количество репетиторов зашкаливает.
Зачем нужны репетиторы, если есть учителя?
У меня репетиторов никогда не было. Хотя нет, вру. Я ходила на 2 занятия по математике, но так боялась своего преподавателя, что не смогла там заниматься. Ну, и смысла в этом какого-то я не видела. Училась сама. Да и экзамены в итоге сдала хорошо. А зачем тогда репетиторы, если можно готовиться самостоятельно?
Вновь обратимся к закону об образовании. В обязанности педагога входит осуществление своей деятельности на высоком профессиональном уровне, обеспечение в полном объёме реализации преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой.
Так почему же тогда спрос на репетиторов продолжает расти?
— На мой взгляд, это заложено сложившейся системой образования, потому что без репетиторов реально сложно подготовиться к экзаменам. Есть еще дети, я стала замечать, которым психологически важно платить за занятия, потому что они отрывают эти деньги от сердца и только тогда реально учат, — говорит Анна ГЛАДЫШКИНА.
«ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Поэтому каждый из вас может успешно сдать экзамен». Если после этой фразы у человека начинает дёргаться глаз, потеют ладони и трясутся колени, знайте: он сдавал ЕГЭ. Школьники слышат этот текст каждый раз перед началом экзамена, но их он почему-то вовсе не мотивирует, скорее наоборот, смешит.
Опыт прошлого года показывает, что ЕГЭ – это не всегда школьная программа. Так, например, было с химией в 2020 году. Сразу несколько петиций с жалобами на необоснованную сложность заданий появилось на портале Change.org. После экзамена десятки выпускников и их родителей требовали признать его недействительным. Организаторы ЕГЭ заявили, что сложные задания имели одно отличие от простых вариантов: в них требовалось умение анализировать имеющиеся данные, логически рассуждать и использовать имеющиеся знания в нужном контексте. Результаты не отменили.
— Во-первых, ЕГЭ – это очень большой стресс, для борьбы с которым недостаточно просто ботать (усиленно заниматься – прим. ред.). Тебе обязательно нужен кто-то, чтобы подбадривать именно тебя. Во-вторых, когда у всех вокруг есть репетиторы, а у тебя нет, уровень твоего стресса возрастает, потому что ты себя чувствуешь неполноценным на фоне остальных, а ваши возможности выглядят неравными, — объясняет ученик «Павловской СОШ».
Многие школьники отмечают следующие преимущества репетитора: понятность индивидуальных занятий, более глубокая проработка материала, а также поддержка с его стороны.
Опрос среди 50 школьников показал, что на дополнительные занятия они тратят в среднем от 3-х до 12 тысяч рублей в месяц. Получается, что это в какой-то степени действительно выгодно. Если школьник будет год заниматься с репетиторами и поступит на бюджетной основе, то он потратит около 100 тысяч рублей, в то время как за учебу на коммерческой основе заплатить придётся гораздо больше.
Кого выбирают в репетиторы?
Этим вопросом я задалась, когда создавала свое первое объявление. Поначалу оно получилось очень добрым и дружелюбным, затем — слишком строгим и сухим. Сейчас все мои навыки в нем разложены по полочкам. Какие же?
— Слышала что некоторые студенты занимаются репетиторством. Мне кажется, что им еще не хватает опыта, хотя преподают обычно знающие своё дело студенты, — так говорит Марина ЖЕРЕБЯТЬЕВА, учитель химии.
Да, существует такой «стереотип», что преподавать имеют право только люди с дипломом педагогического вуза. Однако практика показывает, что доносить информацию может и тот человек, который просто хорошо разбирается в предмете.
Также существует какое-то безоговорочное доверие репетиторам-учителям или бывшим учителям, преподавателям вузов. Но ведь этот статус ни о чем не говорит точно. Учитель – это не то что бы хорошее вино. С годами может так и не стать лучше.
Да, у меня нет педагогического образования и в начале «карьеры» я даже переживала, что из-за этого мне не будут доверять. Но у меня было кое-что, о чем забывают те, кто годами работает в школе. Стремление помочь ребенку и сделать сложное простым. И мне поверили.
В чем преимущество студентов и молодых специалистов? Они сами прошли через этот тернистый путь ЕГЭ, причем совсем недавно, поэтому знают всю «кухню» процесса. К тому же, в своей работе могут применять различные подходы, в том числе интерактивные и технологические.
— Мне проще заниматься со студентами. С ними можно легко найти общий язык. Чаще, именно молодые специалисты используют новые методики для подготовки к экзаменам, изучению материала, объясняют понятным языком. Но в некоторых ситуациях всё равно придётся прибегнуть к занятиям с опытным преподавателем. И вообще, мне кажется, что качество занятий зависит не от возраста преподавателя, а от его характера, способа подачи материала и отношения к тебе, — говорит ученица 11-го класса Ксения БОРОДКИНА.
— Студенты могут быть репетиторами, ведь материал один, только подача его разная. Цель репетитора – результат, цель учителя очень часто – процесс. Если студент может доносить знания до ребенка, приводить его к успешным результатам, то почему бы и нет. Если студент обладает навыками преподавания, то детям легче с теми, кто с ними на одной волне. Я бы выбрала все-таки молодого специалиста, но талантливого, — рассуждает Татьяна ГАЛКИНА, мама ученицы 5-го класса.
— Многие оспорят, что, мол, опыта мало, студенту лишь бы подзаработать и так далее. Но нет. У меня одним из репетиторов был студент 5 курса (1 курс магистратуры), и с ним я мог задержаться и на час больше положенных полутора, так как было одно удовольствие с ним заниматься. Он объяснит на понятном мне языке, расскажет какие-то фишки для определенного задания, и общение более приземленное и расслабленное, — делится своим опытом уже студент ВГУ Артём ЛУКИН.
— Доверяют не человеку с опытом или без. Доверяют личности. Мне кажется, у меня сложился определенный стереотип по поводу опытных учителей. Я прямо смотреть на них не могу. Я считаю учителей, которые старше 50 лет, не профпригодными. Чаще всего они считают, что всё уже знают и видели в этой жизни, что они лучше кого-либо смогут объяснить свой предмет. Но, к сожалению, постоянно что-то меняется, а такие люди развиваться и меняться зачастую не готовы, — говорит студент ВГУ Антон СВИСТОВ, по совместительству репетитор по химии.
Получается, что на выбор репетитора влияют: методика преподавания, отношение преподавателя к его работе, уровень знаний и компетенций, умение подстраиваться под ученика, насмотренность, современность.
Студенты говорят
Совмещать репетиторство с учебой в вузе гораздо легче, чем какую-нибудь работу с постоянным графиком. Здесь ты можешь сам регулировать нагрузку (количество учеников), а также устанавливать удобное время занятий.
Так, например, у меня есть 14 учеников. Это по 2-3 часа занятий в день. Время рассчитано так, чтобы я смогла добраться из вуза домой и немного отдохнуть. А после каждого занятия у меня есть получасовой перерыв, в который я могу отдохнуть или подготовиться к следующему ученику. При любом форс-мажоре есть возможность перенести занятие на любое удобное ученику и мне время. Таким образом, этот гибкий график удобен всем.
15 опрошенных студентов-репетиторов подтвердили: их работа никак не влияет на учебу.
— Если грамотно распоряжаться временем и территориально удобно выбирать учеников, то это совершенно не мешает. Удобство репетиторство при совмещении в том, что его можно легко подстраивать под расписание учебы, — говорит Валерия ГАЙДУКОВА, студентка ВГПУ, репетитор по английскому языку.
Кто-то выкладывает свой профиль на сайтах объявлений, кто-то расклеивает объявления по городу, у кого-то работает сарафанное радио. Итог один – учеников прибавляется. Какую же цену поставить за свои занятия? Этот вопрос был и остается для меня тяжелым. В основном, все начинают с маленькой суммы: 400-500 рублей за час. Затем уже вместе со своими знаниями можно повышать и цену. Вот и я решила не наглеть и не требовать многого.
— Я занимаюсь с учениками за 1000 рублей в час. Изначально я поставил цену в 700 рублей. Могут возникнуть вопросы, почему именно такая цена. Если честно, мне и 700 рублей было психологически сложно поставить, ведь я еще не имею должного опыта. Но потом я заметил некоторые объявления, в которых представлялась недостойная работа за огромные деньги. Тогда и появилась моя нынешняя цена. Я понимаю, за что я беру эти деньги, я тщательно готовлюсь к занятиям, подбираю детям домашние задания, обстоятельно объясняю каждую тему, — делится Антон СВИСТОВ.
Работа репетитором не может не порождать уйму размышлений на тему несовершенства системы образования. Вот что говорят студенты:
— Самое сложное — работать с людьми, которые не уважают твоё время. Особенно, когда ты неопытный, за каждого ученика цепляешься. Очень часто (90%, наверное, случаев) детей заставляют заниматься родители и думают, что репетитор — «панацея» от всех бед. На репетиторов многие очень большую ответственность взваливают (за результат на экзамене, например) и почему-то очень редко кто адекватно оценивает их труд, — жалуется Виктория ХАЧИРОВА, студентка ВГМУ и репетитор по английскому языку, — Было бы здорово, если бы у нас люди перестали получать образование «для галочки» и научились учиться ещё в школе. У школьных учителей отношение к ученикам скорее «вы должны». Мне кажется, дети растут с ненавистью к учебе из-за этого. Да, сложно, не наплевательски относиться к работе, если у тебя зарплата 10 тысяч в месяц и все дети тебя называют грымзой (а кто сказал, что будет легко), но это все опять упирается в то, что мало кто адекватно оценивает труд учителей.
— Долой шаблонность и рамки! И долой политику «мой предмет самый главный»! Мы не привыкли, что есть больше одного правильно решения, а это неправильно! Нужно смотреть шире, давать детям свободу в принятии решений и выборе пути! Безусловно, должен быть контроль и должна быть опора. Но нельзя ущемлять детей в их мышлении. И да, необходимо помнить, что у каждого ребенка свои особенности развития! И если он не понимает математику и не силен в химии – это не значит, что он глупый! Это значит, что он силен в другом: в русском, в спорте, в рисовании! Это такие простые истины! И как больно и обидно, что не все это понимают, — говорит Валерия ГАЙДУКОВА.
Ответственность. Кайф. Свобода. Общение. Увлеченность. Креативность. Атмосфера. Такими словами характеризуют работу репетитора студенты. И я с ними абсолютно согласна.
Виктория ГАЛКИНА
ФОТО автора
0 комментариев