24 апреля председатель Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны» Николай ПРИЙМЕНКО провел встречу со студентами, которым небезразлична история своей страны. В общественном «Музее войны в Афганистане 1979-1989гг.» он рассказал об Афганской войне, ответил на все вопросы участников и показал экспонаты, похожие на настоящее боевое оружие.
Николай Владимирович, к чему приурочена сегодняшняя встреча со студентами?
— Встречу мы проводим для ознакомления молодых людей с нашей историей, а в частности, с Афганской войной. Сейчас стоит такая актуальная проблема, как фальсификация истории. С этим нужно бороться. Это видно на примере Украины и Европы. Сначала идет замалчивание событий, потом идет искажение информации, и так постепенно в умах молодежи формируется совершенно искаженное представление о действительности и об истории в целом. Когда в Европе был опрос, какие страны были победителями во Второй мировой войне, то 60% считали, что американцы, 20% — что англичане, и только около 10% назвали СССР. Борьба идет со многими событиями, и войну в Афганистане многие сейчас считают глупой и бесполезной. А чтобы убедить в этом, занимаются подтасовкой исторических фактов и событий. Неслучайно первый директор ЦРУ после Второй мировой войны Аллен Даллес сказал, что Россию прямым путем победить нельзя, ее можно победить только изнутри.
Вы любите изучать историю?
— Я не историк, у меня военное образование. Закончил Рязанское училище, служил в Воздушно-десантных войсках командиром разведгрупп, получил несколько ранений и после этого служил уже в Воронеже. Сейчас наша организация занимается военно-патриотической работой и защитой законных интересов инвалидов боевых действий.
И как давно действует ваша организация?
— Общероссийская была создана в 1991 году. Воронежская действует с 1992 года. К нам могут прийти совершенно свободно все желающие. Примерно раз в два месяца приводим школьников — по инициативе школы и преподавателей. Если же образовательное учреждение какое-то серьезное — ВАТУ или школы в области, — тогда мы выезжаем к ним. В последний раз нашим проектом в феврале этого года была выставка в диораме.
Почему началась Афганская война
— На ту тему существуют разные трактовки. Я расскажу свое мнение, которое может не совпадать с чьим-то еще. Когда на южной границе СССР возникла напряженная ситуация, разгорелся спор: вводить или не вводить наши войска. Начальник генерального штаба был против ввода войск в Афганистан. Он считал, что наши люди не готовы к войне в исламской стране, в горной местности. Но победили другие аргументы, и войска все-таки ввели. Конечно, лучше воевать на чужой территории, чем на своей. То же самое сейчас и в Сирии — если там не воевать с террористическими организациями, то они могут перейти в близкие к России страны. И тогда не исключена вероятность войны уже на своей территории.
С кем вы воевали: фанатиками или наемниками?
— Мы воевали с исламистами. Они называли себя моджахедами, которые также финансировались американцами. Но кто-то воевал по убеждению. Мы для них были «неверные», и нам был объявлен джихад. Конечно, мы тогда многого не знали и допускали ошибки, потому что важно понимать язык врага, его религию.
Сколько лет вы там воевали?
— Простые солдаты полгода учились и полтора воевали. Офицеры служили два года, мне все два не удалось: я был ранен и грузом 300 вывезен в Советский Союз. Грузом 200 перевозили цинковые гробы.
Как, на ваш взгляд, готовят «новое поколение»?
— К армии готовят плохо, но как-то готовят. Существуют проблемы с обучением. К примеру, пришел минер и поставил мины направленного действия, причем все пять не в сторону противника, а в сторону своих. Утром приходит офицер и видит такую картину… Что тут сказать — хорошо, что они на предохранителе. А радиус поражения такой мины 100 метров. Это не значит, что убьет, но попадет обязательно.
Где вы берете такие экспонаты?
— Просим, у кого что есть. Из интересных вещей, которые подарили ребята, есть запрещенная Международной конвенцией — это так называемый «игольчатый боеприпас». Представлены самые распространенные мины под названием «Черная вдова», которых в мире уже не миллионы, а миллиарды.
Вы проводите в школах лекции по антитеррористической безопасности. Можете дать какие-то рекомендации?
— Никогда не поднимайте посторонние предметы. В Ростове-на-Дону мужчина нашел фонарик и зачем-то попытался его включить. А зачем? Этого нельзя делать — не берите то, что не ваше.
Надежда БЕХ
Фото автора
0 комментариев