21 Ноября, Четверг, 21:57, Воронеж

Геолог, который хотел писать стихи

Александр КРЕМЕНЕЦКИЙ, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки России, автор научных работ по геологии и научно-популярных книг о геологии: «Чука», «Арктида», «Адские жаровни» и просто хороший собеседник. Он признаётся, что сложно найти тот уголок планеты, где бы он ни был с экспедициями, с широкой улыбкой рассказывает о своей юности и спонтанном увлечении геологией, а также поднимает серьёзные проблемы, стоящие перед современной российской наукой.


О том, что мешает современной молодёжи заниматься наукой


«Сегодня одна из проблем российской науки – это не слабый интерес к ней со стороны молодого поколения. С моей точки зрения, первостепенную важность играет другое обстоятельство. Дело в том, что старшее поколение учёных в своё время сделало очень много. И сейчас оно как бы держится за своё прошлое, спокойно сидит на своих стульях и ничего нового в науке не создаёт. «Старики-ученые» хотят, чтобы молодые продолжили их исследования. В таком случае наука превращается в некое ремесло. Сегодня направление новых исследований выбирается, как правило, исходя из традиций прошлых лет, а не диктуется новыми научными вызовами.

Получается, что молодых ребят начинают учить тому же, чем уже владеют мэтры. С одной стороны такой подход позволяет молодым научиться решать поставленные перед ними задачи. Но в науке всегда есть новые, проблемные, нерешённые, дискуссионные вопросы, которые надо задавать молодым людям. Перед ними должен стоять вызов. Это совершенно не значит, что они обязаны его тут же решить. Но главное, что им нужно видеть цель. Мы, старшее поколение, обязаны как бы приглашать ребят к поиску решения новой для них задачи и говорить им: «У вас есть цель. Для того чтобы к ней прийти, вы можете выбрать один из нескольких альтернативных путей». Так они постепенно будут приближаться к нахождению ответа на вопрос, отсекая ложные пути. Это так называемый принцип дихотомии – последовательного разделения на два пути решения поставленной задачи.

Строго говоря, в этом ничего нет нового, потому как ещё древнегреческий мыслитель Плутарх утверждал: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Молодой учёный должен находиться в постоянном поиске решения задачи. Сегодня мир для молодёжи открыт, чтобы кого-то заинтересовать, перед ним надо поставить цель, к которой он будет стремиться. Иначе занятие наукой становится бесперспективным топтанием на месте».



О том, можно ли научить журналиста писать о науке


«Любое обучение это насилие. Когда человек идёт в школу, он не хочет учиться, родители его вынуждают, заставляют. У него самого желания нет, это объективно. И вот этот самый человек заканчивает школу, и он должен уже сам сделать выбор, куда идти дальше. Конечно, он выберет более лёгкий, востребованный путь. Тот, который соответствует его силе и не требует больших затрат. Для него нужен только один единственный навык в выбранной области.

Если говорить о журналистике, то более лёгким является путь жёлтой прессы, которая сегодня самая читаемая. И потому выбор молодых людей чаще всего просто отвечает требованиям и установкам времени. А наука сложнее. Работать в этой области – это путь не для всех. Но зато, может быть, тот, кто сможет выбиться из общей массы, сделает, в конце концов, для науки больше.

Представим, что я хочу стать журналистом. Первым делом я должен хорошо писать, а мне кажется, что научиться этому вообще невозможно, это должно быть свойством личности. Во-вторых, я должен быть образован в той сфере, в которой работаю. И, наконец, меня должны интересовать какие-то проблемы. Будь то проблемы добра и зла или какие-то более приземлённые вещи. Если то, о чём я профессионально пишу, будет интересно мне, то это будет интересно и читателям. А наука – очень сложное дело. Чтобы о ней писать, я должен, во-первых, «обладать пером», а также интересоваться и разбираться в ней. Единицы писали о науке профессионально и интересно. Так было всегда».



О своём пути в геологию


«Когда я был молодым, писал стихи, меня больше всего интересовала литература. Я даже хотел поступить в литературный институт имени Горького. В десятом классе учительница по словесности сказала мне: «В тебе, конечно, есть что-то, но таланта у тебя нет, Бог не водит твоей рукой». Она посоветовала мне не идти в литературный, а поступить на филфак. Дескать, если не станешь писателем, получишь хотя бы профессию. И я ей очень благодарен за это.

Я приехал поступать, а в университете на филологический факультет конкурс восемь медалистов на место. Я-то отличником никогда не был, и с моим аттестатом мне там ловить вообще было нечего. Мне посоветовали идти на биологический, там мужчинам сразу лишний балл давали, потому что их там почти не было. Я и пошёл, собираясь на втором курсе всё-таки перевестись на филфак.

Но стали читать геологию. Я страшно увлёкся, начал ездить в экспедиции и навсегда остался в этой профессии».



Об отношении к профессии


«Можно ли сказать, что я случайно стал геологом? Случайно, мне кажется, вообще ничего не бывает, но становиться именно геологом заранее я точно не собирался. Однако с профессией мне повезло.
Геология – это взгляд в прошлое. Мы судим о том, что было когда-то давно, миллионы и миллиарды лет назад. Прямых свидетелей тому, конечно, уже нет, поэтому мы постоянно между собой спорим, кто же из нас прав. А это кайф! Мы свободные люди, потому что не политизированы, можем сами выбирать себе маршрут и область исследований.

Есть такое слово – романтика. Сейчас его редко употребляют. Раньше, чтобы что-то увидеть, получить впечатления, нужно было куда-то ехать, а сейчас, благодаря книгам и телевидению, этого делать не обязательно. Так вот, геология и сегодня – романтика, притом самая настоящая!».



О своём творчестве


«Сначала надо сразу сказать, что я не писатель, а геолог. Когда о чём-то начинаешь писать, то популяризируешь свой род деятельности. Я не пишу художественную литературу. Я стараюсь заинтересовать. Главное в тексте – это сочетание познавательного и занимательного. Все мои книги по сути автобиографичны. Я рассказываю истории из своей жизни. Писатель придумывает искусственные сюжеты; я так не делаю.

Если говорить о самом процессе работы над текстом, то главное – это излишне не объясняться перед публикой. Для этого, конечно, нужно иметь определённую смелость. Нужно писать чётко и кратко. Меня строить диалоги научили Хемингуэй и Чехов.

Но если быть честным до конца, то я просто получаю удовольствие от писательства. Когда я пишу, я не думаю о том, кто будет это читать. Тот же Хемингуэй говорил, что всегда работал над текстом до тех пор, пока не получалось продолжение; тогда он переставал писать и ждал следующего дня, чтобы узнать, что же произойдет дальше. Это и есть настоящее удовольствие – «Праздник, который всегда с тобой». Ведь счастье – это не само состояние, а путь к нему.

Надо писать о том, что тебе интересно, а мне интересна геология. Мне кажется, что если в тебе родился замысел, то ты должен сразу сесть и писать. Пусть сначала будет получаться ерунда, но ты всё равно уже поселил в свою подкорку идею. И теперь она сама будет пробиваться наружу и не даст тебе покоя».

Василий СУМАРОКОВ
Фото из архива героя

0 комментариев