16 декабря в Доме журналистов медиа-юрист Светлана КУЗЕВАНОВА провела юридический практикум в рамках маркировки рекламы и актуальных изменениях в законе о СМИ.
Изменения в законе
Свой практикум Светлана Кузеванова начала с того, что напомнила гостям об уже вышедших 1 сентября изменениях в законе «О рекламе». Теперь вся реклама в сети Интернет, направленная на привлечение внимания потребителей из России, должна быть учтена в Едином Реестре Интернет-Рекламы (ЕРИР), оператором которого является Роскомнадзор.
— Теперь обязательно нужно маркировать рекламу и указывать рекламодателей. Такое ощущение, что государство хочет, чтобы вся реклама была прослеживаемой. Мы должны отчитываться перед Роскомнадзором, – пояснила медиа-юрист.
Но тут появляются вопросы: Что есть реклама? И когда начнут наказывать за не соблюдение правил?
По словам спикера, нужно вообще понимать, кто и за что отвечает. Есть два требования.
• Первое – поставить пометку и указать рекламодателя. За отсутствие этих действий наказывает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
• Второе – направлять отчётность в Роскомнадзор. Но ответственности на сегодняшний день за это нет, так как нет статьи, по которой можно наказать за отсутствие этой самой отчетности.
Многие задаются вопросом, так как период с 1 сентября 2022 года по март 2023 года назван «пробным», будут ли потом наказывать за отсутствие отчетности и пометок сейчас? На что спикер дала ответ, что никто этого не знает.
Разграничение рекламы и информации
Людям бывает сложно отличить рекламу от информации.
Как поясняет Светлана Кузеванова, реклама – это любая информация, предназначенная для определенных лиц, привлекающая внимание. Так сложилось, что районным изданиям труднее в этом плане:
— У них изначально контент про отдельные организации, компании. То есть они могут очень хорошо рассказывать про какой-нибудь заводи, и это может быть признано рекламой. Даже если за это им не платили, – пояснила медиа-юрист.
Много было попыток четко разграничить рекламу от информации, но пока это ни у кого не получилось сделать.
После того как вышли изменения в законе, идут попытки определения где реклама, а где нет. Поэтому ФАС выпускает рекомендации для распознавания рекламы от информации.
— Если вы рассказываете о том, чем вы занимаетесь – это информация. Но если эта информация прям бросается в глаза, также вы уделяете свое внимание чему-то больше, чем другому, то это уже похоже на рекламу. На самом деле, очень много различных нюансов. Каждый случай нужно рассматривать отдельно. Например, обзоры тоже не всегда являются рекламой, но для этого необходимо объяснить, почему именно эти объекты вошли в обзор, – рассказала Светлана Кузеванова.
После изменений в законе сложности случились и у блогеров. Оказывается, если в постах и видеороликах идет упоминаете о новинках косметики, а также обычное употребление и использование блогерами товаров по назначению, например, продуктов питания, одежды, то это будет считаться органической интеграцией, которая не является рекламой.
Но если внимание акцентируется на характеристике, свойствах и видно положительное отношение блогера к этому продукту, то это могут отнести к не органичной интеграции, которая может являться рекламой.
Что насчет пресс-релизов? Тут все просто. Если в пресс-релизе есть информационный повод – это информация, а если нет, то скорее всего, это реклама.
— Например, открытие очередного салона мегафона будет считаться рекламой. А вот открытие нового завода, который даст много мест для работы людям, будет считаться информацией, – пояснила медиа-юрист.
Получение идентификатора после регистрации креатива
Светлана Кузеванова отмечает, что помимо пометки рекламного макета и указания рекламодателя необходимо получить идентификатор, зарегистрировав креатив (реклама перед публикацией).
— Вы идете через ОРД (Оператор рекламных данных), отправляете туда свой креатив. Можете как текстовый, так и фото. После чего он выдает вам идентификатор, и вы обязаны размещать рекламу с ним.
Сложная ситуация выходит с селф-промо (самореклама), так как тут не получится получить идентификатор, потому что нет договора, но тогда обязательно нужно поставить пометку «самореклама». А с Instagram получается так, что в нашей стране он заблокирован, поэтому никто наказывать за распространение рекламы в данной сети не будет.
А вот Telegram действуют все правила о маркировки рекламы, и идентификатор размещается в рекламном посте, а если кружочек – в сообщении после кружочка.
Как правильно маркировать рекламу
Медиа-юрист рассказала, что должно использоваться только слово «реклама», никаких других словосочетаний и слов не должно быть. Лучше указывать первичного рекламодателя, но вот другую информацию в виде ИНН и ОГРН указывать не очень обязательно.
— Также не стоит забывать про идентификатор. Хотят, чтобы он состоял из 32 символов, необходимо будет вшивать в рекламную ссылку. Очень важно отметить, что идентификатор получается на один креатив. Если вы хотите разместить рекламу в разных источниках, а текст у вас везде одинаковый, тогда вам нужен один идентификатор. Но если вы планируете размещать одну рекламу в разных сетях с разным текстом, тогда вам нужен на каждый текст свой идентификатор, – обратила на это внимание Светлана Кузеванова.
Также если реклама будет размещена в видео с большой длительностью, то не обязательно отправлять в ОРД все видео. Достаточно того куска видеоматериала, куда вставлена реклама, чтобы получить идентификатор.
Спикер отметила, что если есть производство собственных товаров и их продвижение идет в «болталках» с аудиторией, то пометка рекламы нужна обязательно, а вот сам идентификатор здесь не нужен.
Сколько это будет стоить?
Самый главный вопрос, который интересует многих, «Сколько это будет стоить?»
— Говорят, что тестовый период бесплатный, а вот с марта 2023 года, возможно, придется платить за это. Например, известно, что МТС выставил цену в 100 рублей в месяц, понятно, что все это будет со временем дорожать и влиять на рост цен за рекламу.
Алена ТРУБИНА
Фото автора
0 комментариев