17 декабря в воронежском Доме журналистов главный редактор ИА «Regnum» и писатель Марина Ахмедова провела тренинг «Работа с героем публикации для журналистской статьи и блога». О том, как налаживать мосты с героями и почему в 20 не получится писать хорошие репортажи, узнали корреспонденты «P.S. – 5 сов».
Блогер и журналист
Марина Ахмедова заострила внимание на различиях характера работы журналиста и блогера. Акценты в текстах расставлены по-разному. Например, работай блогер по найму и журналист с министром по вопросам экологии, действовали бы они по-своему. Первый бы обслуживал своего нанимателя. Второй же обслуживал бы только актуальность и своего читателя. Журналист, например, был бы просто обязан задать ему прямой и актуальный вопрос: «Почему горят леса?»
«Начинать с начала – ошибка»
Спикер объяснила азы ведения беседы. Почему у лётчика не нужно сначала спрашивать, где он видел самый красивый закат? Потому что читателю это неинтересно. Автор должен объяснить аудитории, почему её должно это волновать.
– Начинать с начала, идти по биографии – ошибка. Первым делом читателю нужно понять, что это за человек, и почему он должен его интересовать. Герой должен стать близким человеком для читателя, – сообщила Марина АХМЕДОВА. В начало нужно «вытащить» тот факт, который будет интересней.
Затем журналистка акцентировала внимание на том, что у каждого интервью есть цель и структура.
Спикер использовала интересные метафоры:
– Ваша беседа – река. А река течет, не выходя за берега, потому что у вас есть чётко поставленная цель. Вам нужно выстроить мост к герою.
Далее Марина Ахмедова рассказала, как расположить к себе интервьюируемого: герой должен почувствовать искренний интерес к себе. Автор в интервью должен тщательно продумать первый вопрос. Этот вопрос должен расположить героя, чтобы он показал внутренний мир.
– Я, например, первым вопросом выбрала поговорить с ней о роли, где она играет любовницу Достоевского. Здесь для меня имеет значение показать ей, что она меня интересует, – поделилась Марина АХМЕДОВА.
Без раскрытого героя не получится «живым» ни большой, ни маленький текст.
Далее спикер объяснила: насколько важно найти контакт с героем, настолько же важно его не потерять. Например, к «больным» вопросам нужно подвести. Герой должен сам захотеть рассказать об этом. Марина рассказала, как она задала такой вопрос главе Татарстана – и не потеряла контакт.
– Я хотела поговорить с ним о том, как он относится к крымским татарам, о том, что Татарстан достаточно быстро развивается в плане технологий, о терроризме. И последний момент, о котором я хотела с ним поговорить – гибель его сына в автокатастрофе. Насколько я поняла, он нигде и никогда об этом не говорил. Для этого я создала цепочку вопросов, чтобы подкрасться незаметно, – поделилась Марина АХМЕДОВА.
Последним в этой «цепочке» был вопрос о том, как потеря близкого сказывается на возможности работать. Тогда герой рассказал о трагедии.
Затем Марина Ахмедова поделилась ещё одним способом раскрыть героя. Способ — «точки входа». Это место беседы, где мы чувствуем потенциал на «вытягивание» личной истории. Инструмент – вопрос. Когда автор находит такую точку, он должен заострить внимание на ней с помощью дополнительных вопросов.
Дьявол – в деталях
Спикер рассказала о том, что детали избавляют от нужды в длинных предложениях.
– Я не говорю, что, может быть, мужчина – банкир или топ-менеджер. Я одеваю его в деловое пальто и даю ему портфель, – раскрыла секрет Марина АХМЕДОВА.
Автор должен взять яркую, говорящую деталь, сочетающуюся с образом героя. Пример таких деталей Марина Ахмедова привела на гипотетической Маше.
– Маша – музыкант. Деталь — у Маши волосы фиолетовые и зеленые. Почему я это возьму? Это говорит о том, что она прогрессивная девушка, которая следует за какими-то тенденциями. Читатель многое считывает с образа, благодаря этой детали. Но две детали, говорящие об одном и том же, не нужны. Ещё Маша вытащила из ушей наушники: это показывает, что она постоянно слушает музыку – она в своей творческой стихии, – объяснила Марина АХМЕДОВА.
После этого спикер дала практическое задание. По выявленным точкам входа приведённого героя слушателям нужно было, написав текст, раскрыть. Аудитория погрузилась в тишину. Заинтересованные сосредоточенно выполняли задания.
Когда кончилось отведённое время, каждый зачитывал получившийся текст, и спикер его комментировала. Начинала с плюсов, заканчивала минусами.
– Я говорю всегда откровенно, – заявила Марина АХМЕДОВА.
– Тренинг оставил только положительные впечатления. После окончания мероприятия, поняла, что сходила не зря. Хотя и не учусь на журналиста, тренинг все равно оказался для меня полезным. Понравился формат лекции, задание и его разбор. Очень интересный подход. Моё решение идти было связано больше с человеком, который вёл тренинг. Как увидела, что это Марина Ахмедова, так сразу и зарегистрировалась на мероприятие. В июле, когда проходила практику, я уже посещала её лекцию на Воронежском медиафоруме. С того момента, начала читать её телеграмм канал. Мне нравится её слог, ход мыслей, логика повествования, – впечатлениями поделилась студентка Анастасия ГРИНЬ.
Как писать лучше?
Этот вопрос задали во время разбора одной из работ.
– 15 лет назад, когда я устраивалась в Русский Репортёр, то не умела писать. Я справилась с тестовым заданием, а отсутствие навыков компенсировала любопытством и энтузиазмом. Мне было очень интересно писать репортажи, и чтобы научиться делать это хорошо, я перечитала все в Русском Репортёре. В моей голове просто отложилась их структура, и мой внутренний голос каждый раз напоминал мне, когда я ошибалась, — поделилась опытом Марина АХМЕДОВА.
Если хотите научиться писать хорошие тексты – возьмите 100-200 хороших и начитайтесь ими.
– 50% успеха репортажника заключается в том, какой он человек, и проблема не в том, что он «хороший» или «плохой», а в жизненном опыте и чуткости. В 20 или 25 нельзя быть хорошим репортёром, – добавила спикер.
Илья АФАНАСЬЕВ
Алевтина СОЛОПОВА
Фото Елены КАЗАРЦЕВОЙ
0 комментариев