22 Ноября, Пятница, 03:36, Воронеж

Заместитель главреда «Русского Репортера» показала воронежцам "класс"

В минувшие выходные, 12 октября, в Воронежском Доме журналистов журналистка и заместитель главреда «Русского Репортера» Марина Ахмедова в своем мастер-классе рассказала, что такое «кирпичи» и «цемент» в журналистском тексте, чем плохи лонгриды и для чего «приносить себя в жертву».

Мастер-класс прошел в рамках «Школы реальной журналистики» и объединил начинающих писателей, действующих представителей прессы и некоммерческих организаций.

В маленький зал зашла девушка со слегка рыжеватыми волосами, аккуратно убранными сзади в хвост.

-Ну, что ж, у нас еще есть время? – девушка посмотрела на часы и добавила, -ой, нет, уже одиннадцать. Пора начинать.

Это и есть Марина Ахмедова, заместитель главного редактора журнала «Русский Репортер», журналистка, которая как военный корреспондент посетила зону вооруженного конфликта на востоке Украины, защитник бездомных животных и автор восьми книг.



— В наших СМИ очень мало материалов о людях и их хороших делах. При этом, такие тексты писать сложнее всего, в 90% случаев они получаются нудными и скучными, в отличии от тех, где пишут о злодеях. Ведь там есть конфликт, который заложен изначально, и это лучше воспринимается, — говорит генеральный директор АНО «Русские Репортеры» Дмитрий МИХАЙЛИН.

Марина Ахмедова поделилась опытом создания интересных историй о таких героях. Журналистка привела в пример свои репортажи, рассказала о трудностях, которые встречались при сборе информации и поведала о журналистских секретах.

Как сделать так, чтобы материалы не были скучными?


— Нужно найти конфликт. У нас в Москве он возник: хотят открыть ночлежку для бездомных людей, а жители района, в котором планируют открытие, категорически против, аргументируя это тем, что от бездомных появится грязь и неприятный запах. Что ж, можно пойти и поговорить с руководителем ночлежки. Он очень доходчиво объяснит, для чего такие заведения надо открывать, зачем помогать бездомным и почему их нельзя изолировать из центра города. Затем поговорить с рассерженными жителями, чтобы узнать, почему они против. Таким образом, у вас есть две стороны конфликта, которые можно объединить и сделать адекватный репортаж по всем правилам журналистики. Но беда в том, продолжает она, что до вас на эту тему уже написало много изданий, и не факт, что люди, открыв ваш текст, захотят читать именно его. Поэтому материал должен быть интересным и затягивать с самого начала. Основная проблема при написании репортажей — это одна «говорящая голова», весь текст рискует начаться и закончиться только ею.

Что такое история в репортаже?


— Я придумала образ, который может объяснить, что же это такое. Есть тема, которую можно представить, как некое облако. Но в ней надо найти историю. Например, меня просят написать про прачечную для бездомных – это то самое облако. А история – это то, через каких людей я буду рассказывать про ту же прачечную, через какие сцены и обстоятельства. Так вот, нужно представить, что облако – тема, а внутри этого облака движутся люди.

Почему большие тексты менее востребованы?


— Со всех сторон говорят, что большие тексты стали менее востребованными. Иногда ко мне обращаются крупные компании, которые хотят заказать текст. Например, просто поговорить с сотрудниками и расшифровать их корпоративный дух. Это могут сделать только хорошие журналисты, ведь очень сложно найти автора, который с этим справится. И хотя лонгриды сейчас в моде, но, как правило, это много букв. И люди, которые это пишут, не разбираются в композиции и структуре, у них нет истории. Просто несколько «кирпичей» (спикеров), которые не скреплены «цементом» (темой). А нам же нужно, чтобы это была история, «сшить узор» как в любом хорошем произведении. Если это получается сделать, то большой текст читают.

Для чего приносить себя в жертву?


— Бывают моменты, когда ты не можешь найти внутреннего конфликта у своих героев, это я ненавижу больше всего. У них очень стройная теория, по которой они живут. Один из таких людей в моей практике – сельский почтальон, который разносил пенсию жителем умирающих деревень в снег, дождь и жару, проходя в непогоду по 30 километров. Это человек беззаветно преданный своему делу, спасающий одиноких стариков. Поняв, что никакого внутреннего конфликта мне в нем не отыскать, пришлось прибегнуть к приему «беру огонь на себя» — я начала ему противоречить. Вот он мне говорит что-то (и это «что-то» действительно правильные слова, с которыми трудно не согласиться), но я делаю вид, что не согласна и вывожу его на диалог. Говорю совершенно неправильные вещи. И человек начинает спорить, он глубже раскрывается и показывает все свое великолепие. А потом мне пишут в комментариях: «Да как вы смели с таким прекрасным человеком так разговаривать?». А мне хотелось спросить у них: «Вы хоть сами-то подумайте — откуда вы узнали, что этот неизвестный никому человек – прекрасен?» Вы это узнали благодаря мне, потому что я подставилась. Но в этом человеке не было внутреннего конфликта, а текст должен быть интересным, поэтому я приношу себя в жертву.



После перерыва, все, кто пришел на встречу с Мариной Ахмедовой, показали свои работы и вместе с другими спикерами Школы реальной журналистики (сценаристом BBC, «Времечко» Алексеем Алешковским, генеральным директором АНО «Русские Репортёры» Дмитрием Михайлиным, фотодиректором журнала «Русский Репортёр» Валерием Дзялошинским) обсудили их. Тексты самых смелых были представлены аудитории и разобраны по полочкам. Спикеры указали на все недостатки (какую часть текста необходимо вырезать, какие абзацы поменять местами, каких героев не хватает и у кого еще необходимо взять комментарий) и подсказали, как улучшить материал.

— А вы к нам еще приедете? — с задних рядов раздался женский голос.
Но москвичи посетят Воронеж еще не скоро. Сейчас у них в планах Ближняя Азия.

Справка «P.S — 5 сов»

Школа реальной журналистики – международный проект, который реализуют АНО «Русские Репортеры» в партнерстве с Союзом журналистов России, МИА «Россия Сегодня» и фондом президентских грантов. Он помогает начинающим журналистам ориентироваться в профессии и улучшать их конкурентоспособность, предлагает новые инструменты для работы.

Елена ГРИЦАЙ
Фото автора

0 комментариев