11 лет съёмок, 10 месяцев монтажа, 250 часов исходного материала, 4 версии конечного продукта. 29 января выпускник журфака ВГУ, известный тележурналист Павел Селин представил в альма-матер свой документальный фильм о легенде русского рока, лидере группы «ДДТ» Юрии Шевчуке «Юра музыкант».
— Я приехал показать фильм родным людям, родному факультету. Фильм не только о том, как менялся Шевчук, но и о том, как менялся мир вокруг него и вокруг нас за эти 11 лет, — отметил автор перед показом.
Воронеж — первый город, куда Павел привёз фильм. А журфак — первое место в городе, где он его показал.
Производство фильма, по словам автора, началось со случайности. В 2007 году Павел Селин работал на телеканале НТВ. Оператор канала Георгий Угаров оказался приятелем Шевчука. И музыкант, считающийся достаточно закрытым, дал согласие на съёмки в программе «Главный герой», которой в то время и занимался Павел.
— Вопроса «Снимать или не снимать?» — не было. Юрий Шевчук на телевидении — однозначно, эксклюзив, упустить который было нельзя, — рассказывает Павел.
Сюжет Шевчуку понравился и вскоре появилась договорённость о работе над полноценным фильмом, который Павел Селин планировал закончить в 2012-м, сделав такую пятилетку из жизни Шевчука.
— Я хотел посмотреть, как меняется мой герой в промежутке от 50 до 55 лет, как меняется группа и, самое главное, как меняется страна, — продолжает автор.
Но к 2012 году страна изменилась так, что и Павла Селина уже не было на НТВ, а именно для этого канала фильм делался изначально. И Шевчука не возможно стало представить ни на одном федеральном канале. Он был уже в жёстком стоп-листе за своё участие в координационном совете оппозиции, в акциях на Болотной площади, в белоленточном движении.
— И мы решили снимать в никуда. Поснимаем, поснимаем — посмотрим. Поснимаем, поснимаем — посмотрим. Году к 2015-му я понял, что у меня сил снимать этот фильм нет. И денег нет. И ничего нет, — откровенничает со студентами и преподавателями журфака Павел Селин. — Всё заглохло, сошло на нет. А в 2017 году я сделал для «Дождя» фильм «Синдром любви» о детях с синдромом Дауна. Ребята предложили поработать для них ещё и возобновить съёмки Шевчука. Я без всякой надежды позвонил Юре. И он… согласился.
Это и стало финальным рывком. За 2018 год Павел вместе с тем самым оператором НТВ Георгием Угаровым доделали фильм и 28 декабря состоялась премьера на телеканале «Дождь», число просмотров на данный момент перевалило уже за 68 тысяч.
Этот полуторачасовой лонгридище нужно смотреть вдумчиво, с открытым сердцем. Собственно так, как Павел Селин его и снимал. И тогда Шевчук, или Юлианыч, как зовёт его Павел, откроется вам в своих разных ипостасях. В фильме четыре тематических блока: «Дорога», «Группа», «Город», «Озеро».
— Есть группа, как выражение жизни музыканта. Есть любимый город. И есть озеро, где он черпает вдохновение, здесь истоки его песен, стихов. Для меня это символы четырёх ипостасей Юлианыча: Шевчук — человек, Шевчук — шоумен, создающий грандиозные шоу, Шевчук — гражданин, безоглядно рванувший в политику, Шевчук — поэт.
Глубокому отражению характера героя фильма способствует и его жанр — роуд-муви: автор и музыкант едут на поезде, автобусе по бескрайним просторам России и других стран и размышляют о жизни, Родине, власти, о прошлом и будущем России. Формообразующий элемент фильма — дорога.
— Шевчук — человек, который не успокоился. И по форме он постоянно в дороге — между Москвой, Уфой, Нью-Йорком, Воронежем, Карагандой. В поездах, автобусах, машинах. И по содержанию — он постоянно пытается прорваться, доехать до новых смыслов, — уверен Павел Селин.
И в конце фильма герой, как и предполагает жанр, по форме приезжает на озеро, место его силы, место его вдохновения. А по содержанию — приезжает к самому себе, к своей сути.
И зритель приезжает вместе с ними: героем и автором. Павел Селин признался, что боялся того, что современная аудитория с её клиповым мышлением не доживёт до конца фильма. Собственно поэтому пришлось «переколбасить» всю первую режиссёрскую версию, состоящую из одной части, и сделать четыре тематических блока.
Съёмки фильма проходили, по словам Павла, по-рок-н-рольному:
— Я проехал с Юлианычем порядка 25 городов в разных странах. Оставшись без поддержки НТВ, за чей счёт изначально были командировки, приобреталось оборудование, выплачивались зарплаты съёмочной группе, я всё равно старался быть рядом с Шевчуком в важные для него моменты жизни. Видя меня вновь, музыканты уже шутили: «Ты до сих пор снимаешь?» А я хотел, чтобы зритель увидел и услышал Юрия Шевчука, которого ещё не видел и не слышал.
И помогли осуществить задумку Павлу в том числе и воронежцы. 6 марта 2018 года развернулась краудфандинговая кампания, принёсшая уже к 12 апреля 688 тысяч рублей, перевыполнившая изначальный план на четверть. И многие из этих денег, по словам Павла, были от его воронежских друзей. Имена всех до одного спонсоров Павел Селин отразил в титрах фильма.
Непростым был и процесс монтажа.
— За 10 месяцев в монтажке мы успели многократно поругаться и помириться, — не без улыбки вспоминает Селин. — Каждая склейка, каждая нота, каждый кадр обсуждался нами. Шевчук — перфекционист. Он так и над программами работает. В этом многолетний успех «ДДТ» у публики.
По словам Павла, Юрий Шевчук — полноценный соавтор фильма, особенно музыкальный. Он привнёс в итоговый вариант много музыки. Для Павла Селина была близка форма общественно-политического большого фильма-спецрепортажа. Таковой и является одна из реплик картины.
Многие эпизоды из двух терабайт исходного материала в прокатную версию фильма не вошли. Что-то не пустил Шевчук, например, историю, отражённую в стихотворении про капитана Марковца.
— Для меня она была важна, — говорит Павел Селин. — Это реальная история. Когда Юра был в Чечне, он вёл там съёмку. И на площади Минутка после одного из боёв лежали тела наших погибших солдат и офицеров. Среди них был и капитан Марковец. Один из его сослуживцев в порыве душевном, в аффекте, война всё-таки, снял звёзды с его погонов и протянул Юре. "… И с погон убитого срывая звёзды, будто злое небо с глаз, мне солдат их протянул, кивая: «Вот возьмите, память вам о нас». Есть такие слова в стихотворении. Я нашёл этого офицера, который снял звёзды. Его зовут Олег Провальский. Сюрпризом привёз на один из концертов «ДДТ». Юра был в ажитации. Они не виделись более 20 лет. И в этой кислотной среде герой раскрывается лучше всяких слов. Это та история, которая двигает сама себя. И эта линия полностью вылетела из фильма. Мы долго с ним бились. Но Юру до сих пор коробят те воспоминания. Мне не то, чтобы обидно. Скорее жалко. Я столько искал Олега, вёз, готовил… И это, конечно, невероятные эмоции.
Что-то не пустил сам Селин. Допустим, эпизод, где Юрий Шевчук пять с половиной минут одним кадром с общего плана читает стихи на сцене.
— Для меня как человека, выросшего в новостях, такой кадр неприемлем. А для Юры важно осознавать себя поэтом. Поэтому он включил его в свою версию фильма. Путём многочисленных дискуссий мы пришли к компромиссному варианту.
Павел Селин не скрывает симпатии к своему герою и, извиняясь за пафос, называет Шевчука поэтом с большой буквы.
— Он может пропустить через себя Жизнь и облечь её в Слово. Невозможно представить, чтобы кто-то кроме него мог так сделать. А я не мог сделать фильм с холодным носом. В Юлианыча не возможно не влюбиться. 10 лет я мучил его. Он называл меня мучителем, но терпел. Один из музыкантов группы на мою фразу, что другой бы меня уже давно послал, а Шевчук терпит, ответил: «Знаешь почему? Потому что Юра добрый!»
Сейчас Павел Селин получает прокатное удостоверение на фильм. Правда, сам говорит, что в кинотеатры фильм вряд ли пустят. Скорее это будут разовые показы. «Юру музыканта» уже зовут к себе Ростов, Вильнюс, Торонто.
И хотя, по словам Павла, живых классиков он снимать зарёкся, как знать, может, спустя время шуточное предложение гендиректора телеканала «Пятница!» и друга Селина Николая Картозии: «Павлик, ты должен сделать тройной портрет: Шевчук, Кинчев, Сукачёв», — найдёт воплощение в терабайтах исходного материала и новых фильмах Павла Селина.
Справка «P.S.-5 сов»:
Павел Селин — выпускник журфака ВГУ, работал на воронежском телевидении телеоператором, внештатным корреспондентом, редактором, сотрудничал с федеральными каналами, в 2001 году получил пост директора бюро НТВ в Белоруссии, но был депортирован из-за конфликта с президентом страны Александром Лукашенко. В разные годы журналист программ «Намедни», «Сегодня», «Программа максимум», «Русские сенсации», «Главный герой», автор и ведущий программы «Последнее слово», соведущий и главный редактор ток-шоу «НТВшники», ведущий PTVI, ведущий телеканала РБК. Свободный журналист, автор документальных фильмов на телеканале «Дождь».
Евгений СТРЕКАЛОВ
Фото автора
0 комментариев