1 марта в книжном клубе «Петровский» собрались любители, профессионалы и психологи в области искусства фотографии. На лекциях Валентина Каштанова и Анна Хонина рассказали о психологии фотографии, а также о скрытых аспектах влияния Instagram на нас.
На фотовыставке «Жалкие фотографии», которая проходила параллельно с лекциями были представлены снимки, отобранные со всего мира. Свои работы прислали авторы из разных уголков России и мира (Италия, Норвегия, Греция, Индия, Португалия, Египет, США и т.д.). Всего было заявлено около 300, из которых организаторы отобрали лучшие.
— Мы сторонники анархической фотографии. Так сказать, фотографии «без правил». Нашей задачей было отобрать снимки, которые фотографы считают нужными. Однако, зачастую эти работы не попадают в портфолио, потому что их не считают модными и популярными, — говорит идейный руководитель и фотограф Александр МАСЛЕННИКОВ.
На лекциях «Семантика фотографии» и «Фотография как проекция души» психолог Валентина КАШТАНОВА рассказала, как на снимке отражается форма и фон, красота и цвет, а также понятие времени, а Анна ХОНИНА — о видах фотографий, их практическом использовании в психологии, а также о фото-терапии как методе психологической помощи. Была затронута актуальная тема — влияние Instagram на людей.
— Вы создаёте зеркальный отпечаток того, что с вами происходит в данный момент. Например, вы сделали селфи. И начинаете накладывать фильтры и редактировать снимок. Потому что думаете, что так он будет смотреться более чётко, с хорошими светом и тенью, что вы на нём лучше получились. Тем самым вы начинаете искажать реальность. Эту маскировку отсутствия реальности дополняете другими средствами. Например, меняются значки «тепло—холодно», «размытие фона», «резкость». Делаете ярче губы, больше глаза. В итоге вы видите себя, практически на вас не похожего, — пояснила Валентина КАШТАНОВА.
По словам психолога, люди, которые зависят от Instagram, теряются в искусственности. Они изменяют реальность под то, что им кажется более популярным и интересным. Тем самым, теряя самое главное — себя. И многие разочаровываются, что нет «суперфильтра», который уберёт все недостатки, перестанет делать их живыми. Так, если человек не будет над собой работать и намерен пользоваться фильтрами, то он грянет в такой упадок с точки зрения психологии, что ему будет очень трудно выбраться из него.
Затем психолог заметила: чем более идеальной кажется фотография, тем интенсивнее возникает чувство раздражения. Появляется ощущение фальшивости, отсутствие реальности. Снимок кажется слишком поддельным. Но самое главное — когда фотография идеальна, возникает ощущение, что она мёртвая. Отсутствие морщин у моделей, идеальные ногти и волосы — это ненатурально. Живое — это всегда прошивки, впадины, пробоины, изъяны.
— Instagram — это периодичность, изменение. Когда я просматриваю свой профиль, я наблюдаю, как меняюсь в течении продолжительного времени. У каждого фотографии постепенно получаются лучше, — дополняет Валентина.
— Я учусь и набираюсь опыта. Кстати, бизнес-аккаунты и профили, связанные с обучением, образованием и продвижением очень полезны. Люди показывают, как они развиваются в карьере, достижениях и знаниях. Хотелось бы ещё вспомнить, что раньше мы собирали фотографии в некие фотоальбомы, и, когда появлялось желание что-либо вспомнить или вернуть, мы брали и смотрели их, и можно было всколыхнуть те чувства и эмоции, которые были ощутимы, допустим, 5 лет назад. Попробуйте не так часто выкладывать снимки в Instagram или не вывешивать картины, а складывать их. А потом периодически их открывать. Я думаю, это будет очень интересно.
Виктория САНДУЛЬСКАЯ
Фото автора
0 комментариев