3 ноября в конференц-зале ВГУ известный экономист Михаил ХАЗИН и депутат Госдумы РФ Алексей ЖУРАВЛЕВ рассказали студентам о нашем экономическом настоящем и будущем. Речь шла о том, чем отличается экономикс от политэкономии и какова основная проблема российской хозяйственной модели. Гости ВГУ также дали свой прогноз экономической системе планеты Земля. Он пессимистический.
Михаил Леонидович ХАЗИН — российский ученый-экономист, который известен, в том числе, своими исследованиями экономических кризисов и «алармистскими» взглядами на развитие международной экономики (от слова alarm — тревога). В 2015 году он создал и возглавил Фонд экономических исследований, который занимается изучением политических процессов, поддержкой экономических знаний, консультированием. В ВГУ ХАЗИН не только в очередной раз предсказал скорую смерть современному капитализму, но и пообещал студентам хорошие карьерные перспективы в связи с этим.
— Чем отличается экономикс от политической экономии?
— Экономикс и политическая экономия — это две разные экономические науки, которые разными методами описывают одно и то же — экономику. В экономиксе тема конца капитализма табуирована. Как говорится в одной модной книге, это «то, чье имя нельзя называть». На макроэкономические проблемы мировой экономики экономикс закрывает глаза, как будто их не видит вообще, — пояснил Михаил ХАЗИН.
— Мир, в котором мы выросли, будет разрушен, — продолжил Михаил Леонидович. — Не потому, что его кто-то разрушает, а потому, что он достиг своего предела развития. Это дает совершенно уникальные возможности, как в начале 90-х. Совершенно никому неизвестные люди могли заработать десятки и сотни миллионов долларов. Так вот, мы сегодня подошли к такой ситуации, что можно за 5-8 лет сделать себе феерическую карьеру.
— Михаил Леонидович, какую угрозу вы могли нанести национальный безопасности Украины, что вас внесли в список потенциально опасных людей для этой страны?
— Этот вопрос очень сложный. Украина — довольно-таки специфическое образование. У меня есть предположение, почему они это сделали. Выступая в Киеве, я решил обратиться к руководству страны с вопросом: зачем вы ссоритесь с Россией, если можно было бы запросить поддержку как от России, так и от США. Это еще было до начала событий 2014-го года. А теперь они поругались с нами, получили какие-то копейки от США, демонстративно их разворовали, и, соответственно, теперь им не дают денег ни с той, ни с другой стороны. То, что там происходит, уж извините, какой-то бред, идиотизм.
— В чем, на ваш взгляд, основная проблема современной российской хозяйственной модели?
— Мы живем в рамках модели Вашингтонского консенсуса. Эта модель построена на том, что Россия должна развиваться на привлеченных инвестициях из-за рубежа. Для того, чтобы пришли эти инвестиции, нужна финансовая стабилизация и низкая инфляция. Этого вполне достаточно, по мнению российских либералов. Именно по этой причине они уменьшают монетизацию экономики, считая, что благодаря этому снизится инфляция, но на деле инвестиции идут только туда, где можно получить прибыль. Сегодня объем иностранных инвестиций меньше, чем нужно для простого воспроизводства экономики, и теперь мы вышли на стабильную кривую «минус два процента», а внутренние инвестиции запрещены в нашей стране.
— Из вашей лекции выходит, что в США преобладает экономикс, а у нас, в России, действует школа политической экономии, которая знает ответы на те вопросы, которые не видит экономикс. Я так понимаю, что мы знаем ответы чисто теоретически, на практике же применить не можем. А есть ли какая-то экономическая школа в Китае?
— В Китае никакой школы нет. У них хороший уровень жизни по другой причине. В качестве идентификатора своего развития они избрали внешние рынки. Для Китая в начале 70-х открыли рынки США. Если бы нам их открыли, у нас бы тоже было все хорошо, но нам их наоборот закрывают. Трамп уже закрыл североатлантическое партнерство, а также тихоокеанское, и думаю, что распад мировой системы уже не за горами. Я считаю, что и у Китая скоро начнутся большие экономические проблемы.
В беседе участвовал и депутат Государственной думы РФ Алексей ЖУРАВЛЕВ. В частности, отвечая на вопрос о том, может ли быть что-то положительное в таком явлении, как дефицит бюджета, политик сослался на американский опыт: «В США огромный бюджетный дефицит, огромные цифры — и ничего, живут прекрасно».
Тимур АДЫГЕЗАЛОВ
Фото Дмитрия КОПЫЛОВА
0 комментариев