4 ноября на лекции по истории джаза в книжном клубе «Петровский», слушатели узнали самые неожиданные факты. Как появился джаз? Кто его создатели? Что важнее: сочинение или исполнение? Стоит ли только слушать джаз, может, нужно и пританцовывать? На все вопросы ответил главный редактор журнала «Джаз.ру» Кирилл МОШКОВ.
«Черная музыка. Корни и ветви» – название лекции, которая проводилась как часть фестиваля «Джазовая провинция-2015». Также это заголовок будущей книги музыкального журналиста Кирилла МОШКОВА. Кстати, книгу об истории джаза и блюза он планирует выпустить только через три года. Но добытыми знаниями о том, как и почему возник джаз, он поделился с воронежцами уже в эту среду в книжном клубе «Петровский».
«Джаз прибыл в Америку три века назад в оковах», говорил джазовый скрипач Пол УАЙТМЕН. Действительно, впервые джазовые элементы прозвучали в песнях чернокожих рабов, которых массово продавали в Америку. Работорговцы следили за тем, чтобы соплеменники не были отправлены в руки одного владельца. По этой простой причине рабы разговаривали не на родном языке, а только на английском.
Однако музыка их связала. Кирилл МОШКОВ выделил три основных жанра – предшественника джаза. Рабочая песня, которая исполнялась коллективно во время тяжелого труда, холлеры – песни одного рабочего, его «звуковая подпись», как назвал ее редактор единственного в России журнала о джазе. Почему подпись? Мелодия каждого рабочего соединяла звуки африканского фольклора и собственные чувства, поэтому, выйдя на плантацию, на которой трудились рабы, можно было сразу понять, где находится Большой Джо, а где Добряк Билли. Третий источник – духовные песни – исполнялись в церквях африканцами, которые принимали веру своих рабовладельцев. В ходе развития, несмотря на отчужденное отношение Европы к чернокожим, джазовая музыка – музыка меньшинства – стала самой популярной у белых в ХХ веке.
Прослушав записи джазовых композиций, слушатели убедились и в том, что джазовая музыка отличается от европейской. Например, в ней есть полиритмия, встречающаяся в африканской музыке, лабильные тоны (звуковая подвижность в исполнении), и гетерофония, когда джазовые певцы поют одновременно, но не взаимосвязанно. Так что в джазе важнее исполнение, чем сочинение. Потому, слушая «черную музыку», определенно нужно танцевать в такт музыке. Когда ударяют по барабану – сильный кивок головой, если перебирают клавиши фортепиано – двигать плечами и руками. Тогда вы станете настоящим слушателем джаза.
Лекции о джазе проходят в Воронеже уже четвертый год с их неизменным лектором Кириллом МОШКОВЫМ.
Зифа ХАКИМЗЯНОВА.
Фото vk.com/id55791002?z=photo-18950285_390279410%2Falbum-18950285_223141620
0 комментариев