Сергей Чехов — чемпион России 2014 года среди студентов по шахматам. Он входит в топ-1000 сильнейших шахматистов мира. А ещё этот молодой человек преподает на математическом факультете ВГУ, занимается бизнес-анализом в сфере IT и не любит слово «преподаватель».
Сергей начинал учиться на факультете прикладной математики, информатики и механики ВГУ, позже перешел на математический факультет, где и занялся инженерными прикладными научно-исследовательскими проектами. Будучи студентом первого курса магистратуры, пошёл работать инженером, а затем дорос до бизнес-аналитика в одном из проектов Роснано. Здесь уже приходилось не просто выполнять технические задачи, а и научиться ставить их перед другими.
Сергей признается, что искал себя в течение трех лет. И всё это время он успевал не только работать, учиться, но и покорял шахматный олимп. Сейчас Сергей Чехов сосредоточил своё внимание на сфере IT, но от преподавательской должности на кафедре математического моделирования в родном ВГУ отказаться не смог.
— Преподавание – это обмен опытом. Параллельная работа в этой же сфере не только не мешает, но и необходима для приобретения именно практического навыка, которым возможно и нужно делиться со студентами, — уверен Сергей.
Он признается, совмещать два вида деятельности тяжело. Свободного времени остается мало, но главное здесь – рационально его использовать и понимать, что ты делаешь и зачем.
— Я очень ленивый. Мотивация, а особенно самомотивация – очень большая проблема для меня. Но если появляется цель, то и мотивация приходит сама собой, — говорит Сергей.
«Студенты — это люди с горящими глазами»
Преподавание – тяжелый труд. Да и слово «преподаватель» Сергею не нравится.
— Нужно быть, скорее, учителем, наставником. Студенты – люди с горящими глазами, — утверждает Сергей. — У них огромный потенциал, и нужно просто уметь заинтересовать их.
Сергей полагает, что момент, когда можно будет сказать: «Я состоялся в жизни», — наступит лишь тогда, когда придёт умение быть именно наставником для студентов, а не преподавателем.
— У меня есть сейчас два дипломника, и мы начинаем с ними работать с темой нейронных сетей и машинного обучения. Для России это новое направление, но, я думаю, довольно интересное и как тема диплома, и как возможность дальнейшего развития в профессиональном плане.
Не скрывает Сергей и любви к родному матфаку и смело, а самое главное, небезосновательно утверждает, что математический факультет ВГУ превосходит многие другие. Ведь большая часть профессорско-преподавательского состава факультета – это профессора, доктора и кандидаты наук. Но математика сегодня, увы, непопулярна среди абитуриентов. И зря.
Недавно Сергей открыл в себе ещё и творческое начало: стал писать рецензии на прочитанные книги. Желание упорядочить информацию, передать ее в виде четкого текста, а не просто запомнить что-то для себя, по словам молодого человека, помогает развивать себя как личность и как профессионала. Также Сергей — член Экспертного совета при Молодежном правительстве Воронежской области. Деятельность МПВО предполагает несколько направлений. Это и профессиональное развитие, и общественная деятельность.
— Здесь важно научить молодежь тому, что многие проблемы можно решить своими руками. В этом и есть ключевой смысл термина «самоуправление». В прошлом 2016 году Молодежное правительство Воронежской области объявили лучшим на VIII Всероссийском съезде Ассоциации молодежных правительств России, и, я думаю, это высокая оценка нашей деятельности, – рассказывает Сергей ЧЕХОВ.
«В шахматы меня привел поезд»
Спортсменом Сергей был всегда: плавание, теннис, но всерьез его увлекли именно шахматы. Шахматы – это и игра, и наука, и спорт, и философия, и психология. Одна партия может занимать как десять минут, так и семь часов, поэтому здесь нужен комплекс знаний и навыков. Молодой человек уверен, что главное в шахматах — холодный расчет и логика, но в критические моменты помогает ни что иное, как интуиция. Собственно, как и в математике.
— Если берешься за решение какой-то объемной задачи, за какое-то исследование, то, прежде всего, руководствуешься расчетом и точными знаниями. Но начальная точка, на которой происходит выбор направления и хода вычислений, определяется интуитивно, — говорит Сергей.
Выйти на серьёзный уровень в шахматах Сергею помог научный руководитель Алексей Костин. Именно с его помощью Чехов достиг звания своего же учителя – стал международным мастером. А вот до гроссмейстера так и не дошёл. К тому моменту игра перешла в разряд хобби.
Отметка «топ-1000 лучших шахматистов мира» — результат не какого-то одного турнира или чемпионата, это уровень, к которому Сергей шел с детского возраста.
— В шахматы меня привел поезд. В 5 лет мы куда-то поехали с мамой, и в какой-то момент я «потерялся» в вагоне. Мама, естественно, переживала и искала меня во всех купе. Я же в то время подсел к компании студентов, которые играли в шахматы, и неотрывно наблюдал за партией. Для меня это было новым, а потому очень интересным занятием. Тогда я впервые увлекся этой игрой. А затем меня начал учить шахматам папа, — вспоминает Сергей.
Чехов vs Некрасов
В шахматах сейчас очень высокий уровень акселерации. Если раньше в 16 лет кто-то только начинал путь в этой стезе, то сейчас в 16 уже можно прекращать строить планы на дальнейшую карьеру и заниматься только для себя. Из прошлогоднего шахматного фестиваля «Воронеж-open» — одного из трех сильнейших турниров в России — Сергею особенно запомнились партии, сыгранные не с умудрёнными жизненным опытом шахматистами, а с мальчишками-чемпионами мира в возрастных категориях до 10 и 14 лет. Партию с одним из участников, которому было 13 лет, Сергей выиграл. А вот со вторым, которому всего 10 лет – сыграл вничью.
— В шахматах играют только против фигур. Совершенно неважно, какой возраст или пол у соперника, если он сильный и одаренный в своем деле, — считает Сергей. — Самый нелепый момент во всей истории моих занятий шахматами был в 7 лет. Первую серьезную партию в жизни я проиграл Некрасову. (Да-да, Чехов проиграл Некрасову!). Я чувствовал себя очень странно и неловко.
Учиться, гулять и найти себя
Сергей уверен, главная задача студента – найти себя и дело, которому можно посвятить жизнь.
— За четыре или шесть лет учебы нужно сделать три вещи: хорошо поучиться, хорошо погулять и найти дело всей своей жизни, — делится личным секретом успеха молодой человек.
Для преподавателя важно заинтересовать студента, а дальнейшее продвижение в своей работе, реализация и развитие зависят от самого студента. Найти свое дело не так-то просто – не сразу можно понять, мешает тебе лень, или занятие действительно не для тебя. Сергей нашёл свой рецепт поиска.
— Чтобы найти себя, нужно выбрать одно направление и уйти в него с полной отдачей на день, два, неделю, месяц. И если сам процесс работы не приносит удовлетворения, нужно либо перестроиться и реорганизовать свое время, либо выбрать что-то другое. В выбранном деле важно иметь целеустремленность и любовь, переходящую в фанатизм. Относиться к своему занятию, как к искусству, — подытожил Чехов.
И в девятом часу вечера отправился в офис – поработать.
— Я фанатик. Для меня совершенно неважно, который час, если речь идет о любимом деле – тем более, если остается свободное время.
Илвия ПОПОВА
Фото из архива героя
0 комментариев