11 Ноября, Вторник, 23:46, Воронеж

В Никитинской библиотеке дебютировал фестиваль «ЧИТАЙ.ВРН»

23 октября 2025 года Воронежская областная библиотека имени Ивана Никитина превратилась в эпицентр литературной жизни. Фестиваль «ЧИТАЙ.ВРН», посвященный 155-летию Ивана БУНИНА, объединил писателей, ученых, журналистов и читателей. Весь день, с полудня до восьми вечера, в залах звучали стихи, лекции и разговоры о слове, а холл встречал гостей книгообменом и детскими голосами. Подробнее в материале «P.S. – Пять сов».

Стены Никитинки ожили: сюда нагрянул литературный фестиваль «ЧИТАЙ.ВРН». Программа фестиваля, разделенная на четыре тематические главы – прозаическую, поэтическую, научную и историко-краеведческую, – дала каждому гостю шанс найти событие по душе. В холле первого этажа развернулись книгообмен, фотозона и выставки, а на третьем этаже манила литературная игротека с интеллектуальными играми от библиотек Воронежа, Павловска, Анны, Лисок, Эртиля и Новой Усмани.

У входа царила осенняя атмосфера, и звучали детские голоса. Открыл фестиваль юный коллектив ценителей поэзии. Юлия с чувством продекламировала пушкинское «Цветок». За ней Ксения прочитала «Осенние листья» ТОКМАКОВОЙ, а Анеля наполнила зал меланхолией «Сентября» ЗАБОЛОЦКОГО. Мария завершила выступление «Именем» ПОГОРЕЛОВСКОГО, посвященным тяготам войны. Темы стихов отражали настроение дня: октябрьская лирика, героизм воинов, защищающих Родину, и детская искренность.



Пока спикеры добирались до библиотеки, я не удержался поучаствовать в активностях в холле. У «книжной круговерти» – барабана, напоминающего колесо из «Поля чудес», – собралась толпа. Правила просты: крутишь барабан, и выпавшее число соответствует книге на стенде. Становлюсь в очередь, кручу барабан, и мне повезло: я выиграл «Воскресение» Льва ТОЛСТОГО! Радость от неожиданного приза смешалась с азартом толпы, где каждый надеялся унести домой что-то особенное. Рядом стоял стенд с открытками: каждый мог написать любимое стихотворение и повесить его, забрав другое. Я оставил отрывок из песни «Тиссеран» группы «Макулатура» и выбрал открытку с четверостишием МАНДЕЛЬШТАМА. Сразу вспомнилось, как нас ещё в школе водили на спектакль по мотивам его «Воронежских тетрадей».



Архитектура как ключ к смыслу


Мой путь по фестивалю начался в библиотечном кинотеатре, где старший преподаватель ВГТУ Маргарита САРАТОВА читала лекцию о мифах, архетипах и символах в архитектуре среди произведений массовой культуры. Лектор увлеченно разбирала, как здания в книгах, фильмах, музыке становятся носителями смыслов. На примере античных текстов, христианской символики и современной массовой культуры Маргарита раскрывала понятия архетипов и символов.



Особенно запомнился разбор образа замка из романа Кафки. Лектор представила его как многослойный образ: Вавилонская башня, символ недостижимости и трансцендентности. Внутреннее пространство замка, его внешний вид — всё работало на мифологическом уровне. Из массовой культуры упомянули Хогвартс, ставший синонимом иного мира, и затерянные города из «Парка Юрского периода» и «Аватара». Даже видеоигры и музыка, как оказалось, используют архитектурные коды, чтобы погрузить нас в свои истории. Зал, полный студентов и преподавателей, активно приводил еще больше примеров, а я поймал себя на мысли, что здания в любом контенте теперь буду видеть иначе.

Ритм, рифма и биение сердца


Следующим пунктом стал мастер-класс «От текста к биению сердца» в читальном зале на первом этаже. Его вела Карина БРОЯН, актриса и член Союза театральных деятелей России. Актриса начала с рассказа о природе рифмы в поэзии, подчеркнув, что ритм и дыхание автора – ключ к выразительному чтению. «Сегодня многие читают стихи под музыку», — отметила Карина, – «под классику – чтобы раскрыть смысл текста, под неоклассику – чтобы создать атмосферу, окутать слушателя звучанием».

Для примера Карина прочитала «Сонет» Дмитрия ВЕНЕВИТНОВА сначала без сопровождения, затем под музыку ШУБЕРТА и ЭЙНАУДИ. Разница была разительной: Шуберт играл роль фона, и с ним действительно было легче переварить посыл стихотворения, а Эйнауди скорее придавал эпичности. «Классика звучит по-разному, но всегда актуально», — заключила Карина, – «Важно понимать, с какой целью ты читаешь и под что».



Зал оживился, когда Карина предложила слушателям попробовать себя в чтении. Один из участников выбрал «В Италии» БРОДСКОГО и прочитал его под клубную музыку. Зал замер в недоумении: с таким высоким темпом и прямой бочкой это больше походило на рэп, но эксперимент явно удался, ведь все, перешёптываясь, принялись это яро обсуждать. Еще одна слушательница выбрала «Кавалера де Гриэ» ЦВЕТАЕВОЙ под неоклассику, а затем «Ассаргадон» БРЮСОВА. В конце Карина напутствовала: «Желаю больше поэзии в жизни, чтобы она дарила вам радость».

История через судьбы людей


В читальном зале на втором этаже я попал на презентацию Антона ВАЛАГИНА, выпускающего редактора журнала «Родина». Валагин начал свой рассказ с истории журнала, отметив, что в фондах Никитинки хранятся первые выпуски его перестроечного возрождения. Один из них, пожелтевший, но бережно сохраненный, Антон показал аудитории. Главной темой выступления стал спецвыпуск журнала 2025 года, посвященный героям Российской империи, Красной армии и участникам СВО. «Этот год объявлен годом Защитника Отечества", — пояснил ВАЛАГИН, – «В спецвыпуске мы рассказываем как о людях, которые стали легендами, так и о тех, кто пишет историю прямо сейчас».



Антон увлекательно рассказал об Александре НЕВСКОМ и Ледовом побоище, а затем перешел к выдающемуся флотоводцу герою — Федору Ушакову, чьи морские победы и вклад в мореплавание остаются непревзойденными. Упоминание корабля «Гото Предестинация» и Успенского храма на Адмиралтейской площади связало рассказ с 300-летним юбилеем Воронежской губернии. Особенно тронула история Алексея ТРЕТЬЯКОВА, моряка с крейсера «Варяг», которому Николай II подарил часы, ставшие семейной реликвией. На полосах «Родины» есть публикация, посвященная этой истории.

На вопрос, как связаны истории людей и государства, ВАЛАГИН ответил: «История государства строится на историях тех, кто в нем проживает. Сначала – люди, потом – документы». Также выступающий поделился не менее увлекательными историями о девушке, прошедшей Вторую мировую, и о бойце с позывным «Мерс», участнике СВО. Все истории подробно описаны в материалах нового выпуска «Родины». Аудитория, в основном студенты-журналисты, жадно ловила каждое слово. Антон призвал писать о том, что любишь, процитировав ЧЕХОВА: «Не можешь писать – не пиши», — А еще добавил, — «Журналистика — лучшая профессия для любопытных, можно прожить множество жизней за одну».

Миссия журнала «Подъём»


В том же зале прошла встреча с главным редактором журнала «Подъём» Иваном ЩЕЛОКОВЫМ и другими руководителями редакции. Главред начал с рассказа об аудитории журнала – в основном это пенсионеры, выписывающие его по почте; описал нынешние проблемы, такие, как рост цен на доставку (с 600 до 1200 рублей): «Это заставило некоторых отказаться от подписки». Но есть и моменты, которыми стоит гордиться: «Мы выпускаем двенадцать номеров в год, и ни один автор не повторяется», — отметил Щелоков.



Руководитель «Подъема» рассказал, как в 2004 году журнал впервые занялся издательской деятельностью, выпустив сборник стихов о Воронеже с 99 авторами со всего мира. Редактором сборника выступил Алексей НИКУЛИН. С 2014 года «Подъём» самостоятельно издает книги — примерно десять–тринадцать в год, включая труды о Петре I, дневники Анатолия ЖИГУЛИНА, работы Василия ПЕСКОВА и многое другое. В 2024 году редакция подготовила двухтомную Воронежскую универсальную энциклопедию, мечтая о ее веб-версии, которая потребует около двух миллионов рублей на запуск.

Иван Щелоков рассказал и об альбоме «Воронеж непобежденный», выпущенном в мае 2025 года. На 270 страницах этого издания — летопись предвоенного, военного и послевоенного Воронежа, включая взгляд через объектив врага. «Проекты не кончаются, книжное дело живет», — заключил главный редактор журнала.

Встреча с редакцией «Подъема» оказалась настоящим кладезем для тех, кто мечтает о карьере в издательском деле. Щелоков откровенно поделился внутренней кухней издания: от сложностей с подпиской и финансированием до тонкостей отбора авторов и создания энциклопедий. Его рассказ о том, как журнал балансирует между традициями и современными вызовами, дал слушателям понимание реальной работы редакции. Эта встреча придала уверенности в том, что пока есть такие энтузиасты, как Иван Щелоков, бумажное книгоиздание проживет еще немало лет.

Ярослав БУБЛИКОВ,
фото автора

0 комментариев