6 Июня, Пятница, 09:12, Воронеж

«Жил ради минуты аплодисментов». Артист балета и хореограф о своем творческом пути

Юрий Андреевич МОСЛАНОВ — педагог классического танца в детской школе искусств. Он не ведет социальных сетей, не участвует в мастер-классах и скромно теряется в зрительном зале, когда его приглашают на сцену для вручения почетной грамоты. Он делает нечто большее – вкладывает душу в своих учеников и получает отдачу. 30 лет каждый свой день он начинает и завершает в маленьком балетном зале, в котором умещается вся жизнь.


Раннее утро буднего дня. На часах еще нет семи, за окном не рассвело, под отблесками фонарей тихо сыплет снег. Грозный и статный на первый взгляд мужчина, небольшого роста, с идеально ровной осанкой и уверенной походкой заходит в балетный зал детской школы искусств №13. Первым делом обязательно зарядка. Разминка, 30 приседаний и 10 отжиманий под отечественный шансон, доносящийся из угла зала из старого магнитофона. Потом – спокойная медитация и ожидание на занятие учеников.
Так уже более 30 лет начинается утро у балетмейстера Юрия Андреевича Мосланова. В этом году хореограф и заслуженный артист балета Российской Федерации отмечает свой юбилей. Не каждый в 70 лет может похвастаться такой физической формой, активностью и силой духа. Оставаться молодым ему помогает постоянное общение с детьми.

— Я учу их, а они учат меня. Новым сленговым словам, учат пользоваться смартфоном. С ними я чувствую себя живым, молодым.

Свой путь в балете Юрий Андреевич начал в 14 лет.

— Я родился и вырос в Воронеже. Отец рано ушел из жизни, мать осталась с четырьмя детьми. Два моих брата и сестра не имеют никакого отношения к творчеству, а меня, почему-то, решили определить в балет. У нас жил квартирант и считал, что у меня хорошие данные. Вот и надоумил мою маму. Она отправила меня в Казанское хореографическое училище на классическое отделение. Жили мы тяжело, бедно, и я, вдохновленный идеей другой, самостоятельной жизни, с радостью согласился. Поступил с первого раза и поселился в общежитии. Учиться было тяжко. Требовалась невероятная дисциплина, тяжелые физические нагрузки. А какая дисциплина может быть у пятнадцатилетнего мальчика? Конечно, хотелось домой.

В выпускном спектакле Юрий Андреевич исполнял главную роль принца в балете «Спящая красавица». Там его заметили и пригласили в труппу Казанского театра оперы и балета.



— Сначала мы снимали с коллегой комнату на двоих. Я танцевал в кордебалете. Потом потихоньку выбился в ведущие солисты. С 1963 года танцевал партию принца в балете «Щелкунчик», с 1965 партию Конрада в «Корсаре». Женился, правда, всего на пару лет. Я очень много повидал, ездили с гастролями по всей России. Было много и травм, и неудач, и потерь. Это адская работа. Тем не менее, я жил ради минуты аплодисментов. Это невероятное чувство, ради него можно пахать. Молодой я был самоуверенным, амбициозным. Гнался за славой. На гастролях в Беларуси мне предложили остаться в Минском театре оперы и балета. Проработал там четыре года и ушел на пенсию.

После завершения балетной карьеры Юрий Андреевич вернулся в родной Воронеж, чтобы преподавать.
— Я хотел устроится в Воронежское хореографическое училище. Прошел специальные курсы по переквалификации. Но мне сказали подождать полгода. Там выпускал свой последний курс преподаватель и я должен был занять его место. Временно устроился работать в школу искусств, преподавать у разных групп от 4 до 17 лет. Но уйти не получилось. Вот как бывает. Привязался к месту и к детям, остался здесь.
На стене в балетном зале висит фотография в деревянной рамке. На ней молодая девушка, замершая в прыжке. Это Ольга Бессонова, лучшая ученица Юрия Андреевича.
-У Оли были невероятные способности. Мы с ней вдвоем на моей машине ездили по соревнованиям и Краснодар, и в Одессу, и в Москву. И везде она занимала первые места. Мне говорили «отдай ее в училище, ей надо танцевать». А я ее сберег. Очень любил и не желал ей такой тяжелой работы, — рассказывает хореограф, заглядевшись на фотографию. – Пока я работаю, она будет здесь висеть.

Сейчас Ольга вышла живет с семьей в Америке. Она работает инженером, но продолжает танцевать и выходить на сцену в любительских коллективах.

— Я считай выросла в зале, — рассказывает Ольга. – С балетной карьерой у меня не сложилось, но я до сих пор занимаюсь танцами. Мне кажется, никогда не брошу. Такую любовь к искусству заложил во мне Юрий Андреевич. Он не только талантливый артист, но и преданный педагог. Помню, как однажды мне стало плохо во время утреннего занятия. Я сказала, что никогда не завтракаю, из-за этого падает давление. Так он звонил мне домой каждое утро и заставлял завтракать. Если я этого не делала, то кормил меня в зале бутербродами с чаем. Я уже 5 лет живу в другой стране, но мы до сих пор созваниваемся, как родственники, а когда приезжаю домой, навещаю его, привожу подарки.

Юрий Андреевич заботится о своих учениках, как о собственных детях. После концертов угощает всех выступавших сладостями, встречает и отводит домой тех, кого не могут забрать родители.

— Они настолько чистые, настолько мне преданны. Вот забирает мама девочку с тренировки, а та уперлась, говорит, мол, не хочу домой. Я ей говорю: «Ну оставайся со мной, у меня жить будешь». Она на шею мне кидается и говорит: «Останусь!». Ну и как их можно не любить.



— Юрий Андреевич как будто всегда видит, если ты в плохом настроении, — рассказывает ученица Елизавета. – От него вообще невозможно скрыть что-то. Даже если говоришь, что все в порядке, он сразу видит, что тебя что-то беспокоит. Бывает, что девочки с ним ругаются, потому что он колкий на замечания. Может обидно критиковать, а девочки ему отвечают грубостью. Тогда он за дверь выставляет. Но при этом он не злится и не ругается. После занятия обсуждает ситуацию и все становится хорошо.

Трижды в неделю Юрий Андреевич преподает классический и народный танец детям от 5 до 16 лет. Его воспитанники часто участвуют во всероссийских и международных хореографических конкурсах.

— Многие из моих учеников связали жизнь с балетом. Дима Востриков, Валерия Стрепетова, Инна Андреева. Ушли в хореографическое училище, а сейчас уже танцуют в театрах. У меня нет цели воспитать артистов балета. Я не всегда поддерживаю желание ребят уйти в училище, даже если они талантливы. Они не понимают, какой это тяжелый труд, убитое здоровье, убитые нервы. Ну если переубедить не удается, значит, действительно их дорога.

Инна Андреева, ученица Юрия Андреевича и артистка Мариинского театра

Текст Екатерина ГОГИНА
Фото из личного архива героя и официального сайта ДШИ № 13 г. Воронежа

0 комментариев