Юрий Андреевич МОСЛАНОВ — педагог классического танца в детской школе искусств. Он не ведет социальных сетей, не участвует в мастер-классах и скромно теряется в зрительном зале, когда его приглашают на сцену для вручения почетной грамоты. Он делает нечто большее – вкладывает душу в своих учеников и получает отдачу. 30 лет каждый свой день он начинает и завершает в маленьком балетном зале, в котором умещается вся жизнь.
Раннее утро буднего дня. На часах еще нет семи, за окном не рассвело, под отблесками фонарей тихо сыплет снег. Грозный и статный на первый взгляд мужчина, небольшого роста, с идеально ровной осанкой и уверенной походкой заходит в балетный зал детской школы искусств №13. Первым делом обязательно зарядка. Разминка, 30 приседаний и 10 отжиманий под отечественный шансон, доносящийся из угла зала из старого магнитофона. Потом – спокойная медитация и ожидание на занятие учеников.
Так уже более 30 лет начинается утро у балетмейстера Юрия Андреевича Мосланова. В этом году хореограф и заслуженный артист балета Российской Федерации отмечает свой юбилей. Не каждый в 70 лет может похвастаться такой физической формой, активностью и силой духа. Оставаться молодым ему помогает постоянное общение с детьми.
— Я учу их, а они учат меня. Новым сленговым словам, учат пользоваться смартфоном. С ними я чувствую себя живым, молодым.
Свой путь в балете Юрий Андреевич начал в 14 лет.
— Я родился и вырос в Воронеже. Отец рано ушел из жизни, мать осталась с четырьмя детьми. Два моих брата и сестра не имеют никакого отношения к творчеству, а меня, почему-то, решили определить в балет. У нас жил квартирант и считал, что у меня хорошие данные. Вот и надоумил мою маму. Она отправила меня в Казанское хореографическое училище на классическое отделение. Жили мы тяжело, бедно, и я, вдохновленный идеей другой, самостоятельной жизни, с радостью согласился. Поступил с первого раза и поселился в общежитии. Учиться было тяжко. Требовалась невероятная дисциплина, тяжелые физические нагрузки. А какая дисциплина может быть у пятнадцатилетнего мальчика? Конечно, хотелось домой.
В выпускном спектакле Юрий Андреевич исполнял главную роль принца в балете «Спящая красавица». Там его заметили и пригласили в труппу Казанского театра оперы и балета.

— Сначала мы снимали с коллегой комнату на двоих. Я танцевал в кордебалете. Потом потихоньку выбился в ведущие солисты. С 1963 года танцевал партию принца в балете «Щелкунчик», с 1965 партию Конрада в «Корсаре». Женился, правда, всего на пару лет. Я очень много повидал, ездили с гастролями по всей России. Было много и травм, и неудач, и потерь. Это адская работа. Тем не менее, я жил ради минуты аплодисментов. Это невероятное чувство, ради него можно пахать. Молодой я был самоуверенным, амбициозным. Гнался за славой. На гастролях в Беларуси мне предложили остаться в Минском театре оперы и балета. Проработал там четыре года и ушел на пенсию.
После завершения балетной карьеры Юрий Андреевич вернулся в родной Воронеж, чтобы преподавать.
— Я хотел устроится в Воронежское хореографическое училище. Прошел специальные курсы по переквалификации. Но мне сказали подождать полгода. Там выпускал свой последний курс преподаватель и я должен был занять его место. Временно устроился работать в школу искусств, преподавать у разных групп от 4 до 17 лет. Но уйти не получилось. Вот как бывает. Привязался к месту и к детям, остался здесь.
На стене в балетном зале висит фотография в деревянной рамке. На ней молодая девушка, замершая в прыжке. Это Ольга Бессонова, лучшая ученица Юрия Андреевича.
-У Оли были невероятные способности. Мы с ней вдвоем на моей машине ездили по соревнованиям и Краснодар, и в Одессу, и в Москву. И везде она занимала первые места. Мне говорили «отдай ее в училище, ей надо танцевать». А я ее сберег. Очень любил и не желал ей такой тяжелой работы, — рассказывает хореограф, заглядевшись на фотографию. – Пока я работаю, она будет здесь висеть.
Сейчас Ольга вышла живет с семьей в Америке. Она работает инженером, но продолжает танцевать и выходить на сцену в любительских коллективах.
— Я считай выросла в зале, — рассказывает Ольга. – С балетной карьерой у меня не сложилось, но я до сих пор занимаюсь танцами. Мне кажется, никогда не брошу. Такую любовь к искусству заложил во мне Юрий Андреевич. Он не только талантливый артист, но и преданный педагог. Помню, как однажды мне стало плохо во время утреннего занятия. Я сказала, что никогда не завтракаю, из-за этого падает давление. Так он звонил мне домой каждое утро и заставлял завтракать. Если я этого не делала, то кормил меня в зале бутербродами с чаем. Я уже 5 лет живу в другой стране, но мы до сих пор созваниваемся, как родственники, а когда приезжаю домой, навещаю его, привожу подарки.
Юрий Андреевич заботится о своих учениках, как о собственных детях. После концертов угощает всех выступавших сладостями, встречает и отводит домой тех, кого не могут забрать родители.
— Они настолько чистые, настолько мне преданны. Вот забирает мама девочку с тренировки, а та уперлась, говорит, мол, не хочу домой. Я ей говорю: «Ну оставайся со мной, у меня жить будешь». Она на шею мне кидается и говорит: «Останусь!». Ну и как их можно не любить.

— Юрий Андреевич как будто всегда видит, если ты в плохом настроении, — рассказывает ученица Елизавета. – От него вообще невозможно скрыть что-то. Даже если говоришь, что все в порядке, он сразу видит, что тебя что-то беспокоит. Бывает, что девочки с ним ругаются, потому что он колкий на замечания. Может обидно критиковать, а девочки ему отвечают грубостью. Тогда он за дверь выставляет. Но при этом он не злится и не ругается. После занятия обсуждает ситуацию и все становится хорошо.
Трижды в неделю Юрий Андреевич преподает классический и народный танец детям от 5 до 16 лет. Его воспитанники часто участвуют во всероссийских и международных хореографических конкурсах.
— Многие из моих учеников связали жизнь с балетом. Дима Востриков, Валерия Стрепетова, Инна Андреева. Ушли в хореографическое училище, а сейчас уже танцуют в театрах. У меня нет цели воспитать артистов балета. Я не всегда поддерживаю желание ребят уйти в училище, даже если они талантливы. Они не понимают, какой это тяжелый труд, убитое здоровье, убитые нервы. Ну если переубедить не удается, значит, действительно их дорога.

Текст Екатерина ГОГИНА
Фото из личного архива героя и официального сайта ДШИ № 13 г. Воронежа
0 комментариев