5 апреля в воронежском Доме архитектора лекторий «Живой контакт» организовал встречу с воронежским краеведом и экскурсоводом Ольгой Рудевой. Она рассказала о Напрасной слободе, её истории, тайнах и необычных находках.
Перед началом разговора о Напрасной слободе один из организаторов лектория Глеб ХОРОШИЛОВ отметил цель и важность этой встречи:
— Мы проводим разные образовательные, культурные мероприятия. Одно из наших направлений — разбор истории родного города Воронежа. Так сложилось, что мы родились в этом прекрасном месте, поэтому хочется хорошо его знать и понимать. Ведь чем лучше мы разбираемся в родном городе, тем лучше мы понимаем и себя самих.
В этот раз встреча отличалась от привычного формата лекций – контакт между слушателями и лектором действительно был «живым»:
— Прозвучало серьезное словосочетание «лекционная часть», но, давайте все будет по-другому. Я начну рассказывать, а вы перебивайте, задавайте вопросы и дополняйте. Пусть всё пройдет в форме живого общения, потому что так интереснее, — начала диалог с аудиторией краевед Ольга РУДЕВА.
Лектор показала старую фотографию, на которой изображены девушки-манекенщицы на фоне Никольской церкви и подробно объяснила, что такое Напрасная слобода:
— Напрасная слобода — это исчезнувший топоним (название какого-либо географического объекта). В городе осталось много своих топонимов. Мы говорим: Чижовка, Дивидёк, Низы, Гусиновка, СХИ, а вот понятие «Напрасная слобода» сейчас вряд ли получится услышать в речи воронежцев. Что это такое? Слободой в годы основания Воронежа (1586 г.) называли места в городе, которые именовались по роду занятий их жителей. Ямщики жили в Ямской слободе, пушкари в Пушкарской слободе, стрельцы в Стрелецкой слободе. А вот Напрасная слобода получила своё название лишь потому, что там хоронили людей, которые умерли «напрасной» смертью.
На вопрос: «А что такое «напрасная» смерть?», Ольга ответила, что так говорили о казнённых людях.
— Человек родился, но так и «не пригодился».
Сегодня на месте Напрасной слободы располагается частный сектор в нижней части улицы Таранченко с домами, построенными в девяностых и нулевых годах. Сейчас там застройка запрещена.
— На территории Напрасной слободы, как и в любом городе, находились церковь, тюрьма и кладбище. Если поговорить с жителями той местности, то из разговора станет понятно, что найти у себя в огороде человеческие кости, вымытые с кладбища из-за половодья в 1970 году, — это обычное дело, — добавила краевед.
Кроме того, лектор пояснила, почему забылось название «Напрасная слобода»:
— Название этого места больше не используется по причине того, что оно само по себе напоминало о негативных временах, в которые происходили публичные казни. К тому же выполнять свою функцию погребения людей, умерших «напрасной смертью» она перестала.
В Напрасной слободе не только жители случайно находят останки с кладбища, но и археологи проводят там раскопки. Ольга РУДЕВА поделилась несколькими историями, связанными с такими работами, а также рассказала о необычных находках и поделилась своими версиями гибели людей.
— Шесть лет назад хозяин одного из участков Напрасной слободы попросил археологов провести раскопки. Этим занялся доцент кафедры политической истории ВГУ Денис Акимов. Он позиционировал местность Напрасной слободы как первое воронежское кладбище. Останки человеческих скелетов, по его словам, были как-то странно похоронены: без гробов, крестов и одежды. Православные люди в то время могли так поступать только с врагами. У своего человека, каким бы бедняком он не был, обязательно присутствовала одежда и медный крестик на верёвочке, — рассказала Ольга РУДЕВА.
Еще одна история от краеведа оказалась не менее любопытной.
— В XVI-XVII веках, на самом деле, казнили очень редко. Но если это всё-таки делали, то делали очень жестоко. У нас есть улица Севастьяновский съезд, которая находится под ВГУ. А кто такой этот Севастьян? А оказывается, это был не Севастьян, а Наум Севастьянов, — продолжила разговор лектор. — Название улицы с Ильинского съезда в честь него переименовали большевики. Уж очень они его уважали за поддержку восстания Степана Разина. А вот в XVII века его за это поймали, арестовали и казнили. Надругались таким образом: отрубили одну руку и одну ногу. Денис [Акимов] нашёл этот скелет, у которого отсутствовали две разных конечности. Только он не знал, кому тот принадлежал. И во время нашей с ним переписки я прямо ахнула: «Товарищи, мы Наума Севостьянова откопали!». Конечно, этому нужно научное подтверждение, ведь кости могли быть просто так потеряны. Но, благодаря этой истории, такая версия вполне существует.
В склепе храма Никольской церкви, которая находится на территории бывшей Напрасной слободы, археологи, по словам Ольги Рудевой, при раскопках нашли кости маленькой десятилетней девочки.
— Сама воронежская епархия об этом захоронении ничего не сказала, но, у меня есть одна версия. В XIX веке пришла к нам в Воронеж страшная болезнь «холера», которую в то время не могли перебороть. Уходила из жизни если не вся семья, то полсемьи точно. Одной маленькой мещанке приснился сон, что нужно взять икону Донской Божией матери и вместе с ней обойти дома города. Мещанка так и поступила, после чего болезнь ушла. Так вот, могила, в которой нашли кости той девочки, находилась под иконой Донской Божией матери.
Подводя итоги лекции, краевед упомянула мем с Владимиром Лениным:
— Вспоминается один мемчик, на котором изображён Ленин и снизу подпись «Гуляйте, дорогие товарищи!». У нас очень интересный город, но им надо уметь пользоваться. Поэтому гуляйте, изучайте и берегите Воронеж. Эта встреча открыла вам много локаций на территории Напрасной слободы, которые можно посетить в ближайшее время.
Давид САЛОВ
Фото автора и Алины ДЕВИЦКОЙ
0 комментариев