21 Ноября, Четверг, 17:00, Воронеж

«Хореография – это не радость жизни, это спорт»

Евгений ЧЕРНЯВСКИЙ – преподаватель современной хореографии в таких направлениях, как джаз, модерн и контемпорари. Под его руководством участники образцового липецкого коллектива школы танца «Тандем» стали чемпионами мира по танцевальному шоу, победителями во всемирной танцевальной олимпиаде, чемпионами Европы, обладателями Кубка Мира, победителями чемпионатов и первенств России.
Корреспондент «P.S.-5 сов» поговорил с Евгением о его творческом пути, личной жизни и о том, как он приводит детей к победам.



2010 год, Германия, город Риза, чемпионат мира по танцевальному шоу, который проходит под эгидой международной танцевальной организации, что делает его самым престижным в своем жанре; воспитанники «Тандема» Алина Кочурова и Антон Якимов занимают 1 место в номинации «Юниоры. Дуэты».

«Ни джаз, ни модерн, ни контемпорари никак не ограничивают тебя»

— Каждый может стать хореографом, но не каждый может стать известным. Надо вложить в это много ресурсов и не сдаться на полпути. Мне в юности очень импонировал Майкл Джексон, потому что он из никого, имея только творческий потенциал, смог стать известным на весь мир. Это меня и подстегивало не сдаваться.

Евгений начал свой путь в хореографию в 5 лет с бальных танцев. Первые 2 года ему не нравилось, но благодаря родителям он не бросил и в итоге втянулся. Заниматься бальными танцами приходилось каждый день по 3-4 часа. В школе Евгений учился плохо и появлялся там 1-2 раза в неделю, зато вместо занятий постоянно ездил на конкурсы. После 9 класса он поступил в Липецкий колледж искусств на хореографа.

— Колледж мне действительно помог, ведь у нас был крутой преподаватель. Он учил не только правильно ставить композиции, но и правильно взаимодействовать с людьми. Именно с людьми, а не детьми.

Окончив колледж в 2002 году, 20-летний Евгений устроился работать в школу танца «Тандем», в которой он преподает и сегодня.

— Вначале я преподавал бальные танцы, но потом попал на мастер-класс, после которого стал учить современному танцу. Мне понравилось, что ни джаз, ни модерн, ни контемпорари никак не ограничивают тебя и позволяют погрузиться в состояние творческого полета.

«Ребёнок – это факел, который надо зажечь»

Попробовать учиться в «Тандеме» Евгений даёт каждому ребенку.

— Для меня ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, для меня ребенок – это факел, который надо зажечь. Даже талантливых детей нельзя научить танцевать, если их не зажечь и после этого постоянно не подпитывать.

Евгений считает себя строгим преподавателем. Хореограф на своих занятиях ставит дисциплину на первое место.

— Хореография – это не радость жизни, это спорт, где нужно развиваться, где нужно понимать, что есть больно. Да, я кричу, я топаю ногами, я визжу, я давлю эмоционально, но это всё – на фоне урока, и, если я перегибаю, – я подзываю ребенка к себе и говорю ему, что он для меня всё ещё важен и ценен. Когда я учился танцевать, поставить спину мне помогли не уговоры и просьбы, а сильный удар преподавателя по ней. Может, он сделал неправильно, но, наверное, это был единственный выход. Сейчас, конечно, подобное запрещено.

Для Евгения очень важно, чтобы все в коллективе были друг за друга. Поэтому на занятиях из детей хореограф никого не выделяет, в случае чего пресекая «звёздность» на корню. Когда же ученики становятся старше, он начинает проводить вместе с ними время и вне занятий: может пригласить в кино или на каток, а летом – в лагерь, что тоже способствует их сплачиванию.



«Самый лучший хореограф, которого мы встречали»

Я посетил занятие старшей группы «Тандема», состоящей из подростков 12-15 лет. Несмотря на строгость преподавателя и его жесткий стиль общения с детьми, атмосфера в зале была ненапряженной. Тяжелая работа над постановкой постоянно разбавлялась юмором хореографа, а дети могли участвовать в создании хореографии и предлагать свои идеи. В конце занятия Евгений собрал учеников, чтобы вдохновить их на усердную подготовку к ближайшим выступлениям.

А что говорят о занятиях сами танцоры?

— Мне нравилось заниматься с Евгением Борисовичем. Для меня занятия с ним были чем-то невероятным. Я находился под сильным впечатлением от них, особенно в первое время. Разумеется, это впечатление создавал Евгений Борисович. У него определенно есть какая-то незримая сила контроля над вниманием окружающих людей. Я думаю, здесь уместно даже сказать, что для нас и наших родителей он был божеством, — поделился своими впечатлениями Тимофей, который теперь тоже обучает детей танцу.

— Нет, мне не нравилось заниматься с Евгением Борисовичем. Иногда его занятия были адом с повторением постановки раз за разом, пока каждый не будет делать так, как того хотел он. Но я считаю, что он здесь не виноват. Хореография – для нашей группы и самого Евгения Борисовича – это спорт, а спорт – это тяжелый труд и ежедневные тренировки. В этом плане Евгений Борисович – настоящий профессионал, готовый добиваться результата любыми путями. Я ему благодарен за многое, хотя и есть одно «но». На занятиях он вел себя очень хаотично и переходил из крайности в крайность: то он – твой друг, с которым можно пошутить и посмеяться, то строгий тренер, на которого боишься взглянуть. Из-за этого я постоянно ощущал напряжение, — рассказал Алексей (имя изменено), победитель всероссийского конкурса «Танцевальный олимп» по дисциплине «Танцевальное шоу».

— Нам нравится заниматься с Евгением Борисовичем. Иногда есть строгость, но она нужна. Зато у него веселая атмосфера на занятиях и интересные танцы. Это вообще самый лучший хореограф, которого мы встречали. Помню, как мы встретили из армии его помощника – Ваню, который раньше тоже учился в «Тандеме». Евгений Борисович собрал все группы, и мы подготовили шарики, хлопушки и тортик, — рассказали Ксюша, Элиза и Алина.


Возвращение Ивана

«Через сюсюканье добиться ничего не получится»

Сейчас строгий подход в обучении не одобряется. Некоторые дети жалуются родителям, а те после этого либо конфликтуют с преподавателем, либо перестают водить ребенка на танцы. Найти понимание родителей – это в принципе самое тяжелое для Евгения в преподавании. Многие родители считают, что их подход к воспитанию не должен ничем отличаться от подхода педагога.

— Я воспитываю ребенка таким, каким хочу его видеть на занятиях и на сцене. Родители должны мне помогать и понимать, что через сюсюканье добиться ничего не получится. Моим самым строгим преподавателем была мама. Я тоже в детстве устраивал скандалы, но она заставляла меня идти. Если бы мама меня тогда жалела – я бы сейчас не занимался хореографией.

В молодости Евгений чутко относился к словам родителей и их детей. С одной стороны, его вдохновляла отдача и благодарность от них. С другой стороны, было даже такое, что он приходил домой и плакал навзрыд из-за разных ситуаций с родителями.

— Я мог как-то неправильно пошутить, дети неправильно понять, и вот родители идут к директору. Но за всё время через меня прошли тысячи, может, десятки тысяч детей, и теперь я знаю, от кого что ждать и как правильно поступить, поэтому нет такой сильной реакции. Да и сейчас изменилось отношение и к спорту, и к творчеству – оно стало потребительским. Мы заплатили – вы обязаны. Это работа. Поэтому в последнее время я вдохновляю себя сам – никто другой этого сделать уже не может.

«Я – одинокий творческий волк»

Евгений живёт один, зато у него есть домашние животные — паук, змея и рыбки, которые не требуют много еды и поэтому справляются с постоянными отъездами хореографа.

— Я – одинокий творческий волк. У меня нет личной жизни. У других она, конечно, может быть, но главное – чтобы это не мешало хореографии. Я же просто не могу жить с другим человеком. Я прихожу домой – я должен отдыхать. Именно во время отдыха ко мне может прийти вдохновение. А отдых для меня – это моё одиночество.



На сегодняшний день Евгений – один из самых востребованных хореографов России, поэтому работает он без выходных. Если в будни преподаватель в «Тандеме» с 11 дня до 9 вечера, то в выходные коллективы из других городов приглашают его проводить мастер-классы, на которых он делится своими знаниями.

— Быть хореографом и быть танцором – разные вещи. Твоя хореография может не подойти другим людям. И чтобы её адаптировать для других, чтобы её поняли и смогли принять, ты должен быть очень внимательным и умным.

Образ жизни педагога отражается и на его творчестве. Постоянная работа и выездные мастер-классы развивают Евгения как хореографа, однако сам творческий процесс уже не приносит ему удовольствия.

— К сожалению, какого-то кайфа при создании танца я не ощущаю. Это моя работа – и я её делаю. Я создаю постановки каждые выходные, и времени кайфовать просто не остается. Однако я получаю от процесса эмоции – как положительные, так и отрицательные.

«Тандем – это мой дом»

В «Тандеме» Евгений работает уже 21 год. За это время школа стала для него местом, где он может полноценно заниматься творчеством и получать все эмоции, которые в принципе связаны с искусством.

— «Тандем» – это мой дом, который я сам создал и в котором зарождается моё творчество в соответствии с моими правилами. Здесь я работаю не за деньги и не для денег, ведь те же мастер-классы приносят намного больший доход.


Воспитанники «Тандема» Стрельникова Александра и Алиса Анеликова становятся победителями чемпионата и кубка России 2019 с хореографическим номером «Эволюция».

Егор ОДЕГОВ
Фото взято с личной страницы ВК Евгения Чернявского

0 комментариев