9-го января в Доме Архитектора состоялось открытие персональной выставки молодого художника-абстракциониста Overboy. Подобного рода искусство — довольно редкое явление. Корреспондент «P.S. — 5 сов» поговорила с автором картин, чтобы узнать, кто пишет работы в таком «специфическом» стиле и какой мир скрывается в абстракции.
До 21 января в Доме Архитектора можно посетить выставку, которая познакомит вас с абстракцией, а также поможет окунуться в мир молодого художника Overboy. Тот случай, когда не зная творца можно судить о его возрасте: стильное, новое, нестандартное – глоток свежего воздуха в оковах привычных всем «стандартов» художественного строя.
В день открытия выставки пришло около 50-и человек. Среди них были представители разных возрастов и профессий, творческие люди, и те, кому искусство вовсе чуждо. Все они с интересом всматривались в картины, пытаясь уловить свои собственные смыслы.
— Мне понравилась картина с машинкой. Правда, это совсем не машинка, но похожа. Мне нравится, она интересная. Главное в этой выставке – здесь не про понимание, здесь про чувства, — поделилась посетительница Ольга ЧЕПЛЫГИНА.
Были гости, для которых особенным счастьем было посетить такую выставку, ведь она – то самое «долгожданное непривычное». Часто в стенах Дома Архитектора можно было видеть пейзажи, портреты, в общем, живопись в том виде, в котором её привыкли созерцать, но это многим, мягко говоря, приелось.
— С таким стилем мы нечасто сталкивались. В Доме Архитектора впервые такое… Что-то очень абстрактное, — прокомментировала посетительница Ксения СМИРНОВА.
Как уже писали выше, выставка являет собой образ художника. Первое, что видно сразу – молодость автора: читается свежий взгляд и современный стиль. Второе – почти все картины написаны на чёрном фоне, что подчёркивает либо некую депрессивность, либо любовь к этому цвету, отсюда можно сделать вывод, что даже в одежде человека могут присутствовать тёмные краски, помимо этого, за счет необычности художественного стиля, можно подумать, что и во внешнем виде есть что-то нестандартное. Третье – на холстах, кроме рисунков, броско прописаны слова, которые буквально кричат о том, что на душе: «молчу», «искушения», «моя тень» – можно подумать, что человек склонен к рефлексии. Думаем, каждый, кто видел картины, мог представить себе примерный образ автора, а теперь давайте обратимся к реальному.
Портрет художника
Подходящего под наши представления человека мы увидели суетящимся вокруг гостей. Судя по тому, с каким трепетом он старался всем уделить внимание, это была его первая выставка. Чуть позже он признался нам, что такого опустошения, как после неё, не испытывал давно. Его разговорный лимит был исчерпан, ведь на выставке он старался всем объяснить смысл каждой картины.
Подойдя к нему, видимо, в порыве эмоций, мы сразу получили признание:
— Я не испытываю того мандража, который должен был бы испытывать – я чувствую что-то подобное лишь потому, что в помещении холодно… — поделился художник Overboy.
Перед нами стоит молодой человек среднего роста и худощавого телосложения. У него тёмные волосы; тёмная, аккуратно подстриженная борода; такой же тёмный цвет глаз, спрятанный за стёклами очков в золотистой оправе. В его одежде, действительно, преимущественно чёрный цвет, из светлого только белая рубашка, синий ремень и белая заплатка на джинсах с надписью «цирк». При этом всё остальное, что есть на нём – чёрное. Из «нестандартного» в его внешнем виде – джинсы. Он рассказал, что купил их в секонд-хенде и стилизовал их под себя: на них вышеупомянутая заплатка, множество заклепок, местами на них есть дырки. Плюс ко всему, яркий ремень служит дополнительным ярким акцентом к и без того необычным джинсам.
Время знакомиться с автором творений поближе.
Знакомство с автором
Начнём с того, что нигде не указано настоящее имя художника, оно спрятано под псевдонимом. Оказалось, что Overboy – Георгий, фамилию говорить он отказался.
А почему же «Overboy»? Георгий объяснил тем, что с детства ему нравится это сочетание, переводится как «старший мальчик».
Художник родился в нетворческой семье, однако сам он с детства любил лепить из пластилина, делать поделки, в общем, всю свою жизнь тянулся к творчеству.
— Учась в школе я понимал, что в будущем обычная работа на постоянной основе, допустим, на заводе, не для меня. Я знал, что свяжу свою жизнь с творчеством – буду создавать что-то.
Молодому человеку 19 лет, учится он в техникуме на технолога пищевой продукции, четвёртый курс. Пошёл он туда осознавая, что это будет ошибкой, это не его путь, однако варианта не поступать у Георгия не было: родители настоятельно рекомендовали получить диплом. Направление было выбрано из интереса к кулинарии, но теперь это лишь тяготит существование молодого человека.
— В художественную школу я бы не пошёл, считаю, что это безрассудно. Там только отбивают желание творить, требуя лишь навык писать картины по клише. Оттуда выходят не творческие люди, а запрограммированные. В наше время можно легко обойтись без тех знаний, что преподают там – всё есть в интернете.
Георгий сейчас на финишной прямой – осталось немного до диплома. Несмотря на учебные моменты, у него всегда в приоритете было любимое дело. Георгий мог позволить себе долго не появляться в техникуме, зато буквально ночевать в своей мастерской.
Первую свою работу Overboy написал в 14 лет. Моральной поддержки от родителей он практически не получал, финансовой тем более: когда только начинаешь заниматься творчеством, все считают, что это лишь баловство и в скором будущем пройдёт.
— Сейчас, когда они увидели, что всё серьёзно, пришли на выставку – поняли, что это то, чем я живу, загордились мной. Я с детства убеждён, если чем-то занимаешься – «вывози» сам.
У Георгия есть картина «Деньги против любви», где сердце изображено в виде микросхемы: он считает, что в его груди бьётся именно такое.
— Я не нуждаюсь в поддержке. Я тот человек, которому комфортно в одиночестве существовать, я не завишу от чьего-то доброго слова, от чужого состояния. У меня нет потребности кому-то что-то доказывать. Я желаю каждому испытывать комфорт от нахождения с самим собой. Я живу по принципу «Сегодня живём, а завтра сдохнем», если ты что-то делаешь, то нельзя ни в коем случае забрасывать. Поддерживают – мне всё равно. Не поддерживают – тоже всё равно. У всех своя голова на плечах, своё мировоззрение, тогда какой смысл слушать чужое мнение? Важно, чтобы было своё.
Overboy уверен, что 2024 будет «его годом». У него огромные планы, которые обязательно должны реализоваться.
— Эта персональная выставка – лишь небольшой толчок, первый шаг в будущее, в которое я стремлюсь. В планах организовать выставку в Москве, скорее всего летом. Напишу ещё несколько картин до того момента. Буду надеяться, что продадутся.
Цель творчества
Для Георгия важно, чтобы за ним закрепился тот факт, что он организовал свою персональную выставку.
— Когда я обращусь в Москву, у меня уже будет такой пункт в биографии. Картины нужно монетизировать: любое творчество должно окупаться.
Кем вы видите себя через 10 лет?
— Я вижу, что у меня будут показы одежды. Картины картинами, но на первом месте стоит желание быть дизайнером, стилистом. Мне очень нравится одежда, я люблю «миксовать», сшивать, рвать, что-то вырисовывать. Мне это близко. Стоит пользоваться тем, что мне дано. А я понимаю, что я могу видеть, у меня получается необычно и круто сочетать несочетаемое.
Получается, для Георгия картины – это основа, от которой проще и быстрее можно оттолкнуться для попадания в мир моды. Выставка поспособствовала тому, чтобы прошла огласка по городу и больше дверей перед ним открылось.
— Я очень надеюсь, что в будущем удастся влиться в структуру дизайна. Учиться я не пойду, потому что у каждого творческого человека в подобных заведениях отбивают желание творить.
Overboy считает, если человеку дано, то всё получится, главное – быть настойчивым. Именно смелым, даже, в какой-то степени, дерзким людям открываются все дороги.
Больше, чем картины
Картины — это крик души, зафиксированная эмоция.
Евгений МЕРКУЛОВ, художник, который присутствовал на выставке в качестве гостя, прокомментировал это так: «Кто-то скажет: «Это не мой мир», а кто-то: «Мне близко» – любой художник, в первую очередь, выражает свой внутренний мир. Это симбиоз душевного состояния и нашего бессознательного».
Работа Георгия «Скелетон» «кричит» о нереализованных планах. Люди заключают свою жизнь в рамки и застывают в этом состоянии. На картине это показано так: цепи, то есть мнимая преграда — это злость; люди — это негатив, лень и зависть.
— Если взять в пример меня, то я бы мог сейчас дома сидеть и мучать себя мыслями: «Открыть ли мне выставку?», «А вдруг мне люди что-то скажут?», «А вдруг что-то пойдёт не так?». Душа просит что-то сделать, а мозг начинает гасить желание. Для меня эти границы в голове — цепи, от которых надо избавляться, чтобы было проще жить.
«Мрачная Валентина» – картина, посвящённая разорванным отношениям. В ней заложен «крик» о любви. Скрытая в текстурах тёмного елового леса девушка, курящая сигарету в одиночестве – оставленный в прошлом жизненный этап.
— Я очень долго думал о человеке и в какой-то момент решил выплеснуть эту эмоцию в свою работу. Решил, что просто помещу человека в мрачный лес, полностью затемню картину – это как знак, что я закрыл для себя эту историю. Многим нравится эта работа, видимо, потому что она понятная, всё видно, всё просто.
«Молитва» – работа, которая тоже написана под гнётом жизненных обстоятельств. В тот период друг Георгия попал в больницу с серьезными проблемами со здоровьем и попросил подменить его на работе во время отсутствия. Естественно, он незамедлительно поехал выручать знакомого, однако вскоре столкнулся с предвзятым и неуважительным отношением к себе.
— Я проработал там какое-то время, его выписали из больницы, сказали соблюдать постельный режим. Когда ему разрешили вставать, он решил заглянуть на работу, а я там уже был как свой, помогал, где надо – руководил. Ему не понравилось, что я так влился, увидел, что в его «курятнике» два «петуха» и он начал меня потихоньку выживать: стал общаться со мной неуважительно, при всех унижать, притеснять. В какой-то момент я не выдержал и ушёл, благо я взял с собой краску, чтобы, если что, в порыве эмоций, написать картину, так и получилось. Увидел какую-то многолетнюю грязную доску, залил её белой краской и начал рисовать всё, что было на душе.
На картине нарисована нога и сердце, дело в том, что Георгий через это сделал отсылку на так называемого друга. Ему вырезали вену из ноги и вставили в сердце. А ещё, если присмотреться, то у лица – трубки вместо носа, всё потому, что у Георгия в тот период был гайморит, он постоянно делал ингаляции.
А какая у вас самая любимая картина?
— «Цикл Энро» – моя недавняя работа. На ней три ярких акцента: замок, ключ, существо. Когда ты сидишь и начинаешь мечтать о том, чего ты хочешь: квартиру, машину, да что угодно – вокруг тебя свет, а жизнь остаётся тёмной. Путь к мечте – замок и ключ. В данном случае замок – это машина, а ключ – это средство, с помощью которого можно заработать на машину. Ещё есть ворона, а она натура наглая, суть в том, что нужно быть таким же, нужно стремиться, пробираться, наглеть, тогда всё получится.
Почему в ваших работах преимущественно тёмные краски?
— Мне просто нравится чёрный цвет, а ещё на тёмном фоне ярче, «вкуснее», «сочнее» выглядят рисунки, мне нравится этот контраст. Любой цвет на нём смотрится эффектно: и белый, и оранжевый, и красный. А ещё плюс, если получается цветной фон не очень, то его можно просто закрасить чёрной краской. Чаще всего всё зависит от настроения, могу в один день на светлом фоне писать, в другой день все на чёрном.
Есть то, чем вы вдохновляетесь?
— Меня вдохновляет жизнь.
А есть художники, чьи работы вдохновляют?
— Есть художники, за которыми я слежу, их не так много, правда, но с ними я хотел бы написать что-нибудь на одном холсте. Например, Такаси Мураками, Макс Борисов.
Георгий выставки не посещает, ему это неинтересно. Считает, что большинство российских художников пишут обыкновенные натюрморты, пейзажи, в общем, то, что обычно понимается под словом «живопись».
— Я выйду из дома, посмотрю на снег или увижу его на картине – у меня не вызовет это никаких эмоций. Это всё банально, обычно. Если оценивать как художников, то будет лишь один критерий: насколько реалистично написано.
У абстракции есть будущее в России?
— Если бы я сейчас выставлял свои работы в Америке, то у меня бы сразу всё скупили, потому что там ценится мозг, который способен придумывать что-то необычное, нестандартное. У нас же в России в принципе большинство людей не испытывает потребности в искусстве, их волнуют только бытовые, приземленные вещи. Может, со временем и появится перспектива у подобного творчества, в Москве, например, более ли менее начали ценить это, продвигать.
За каждой работой стоит душа человека. Картина – не просто какая-то безделушка, а живой организм, переживающий определённую эмоцию, которой зарядил её автор.
Что про творчество Overboy говорят люди?
— Я давно знаком с творчеством Георгия. Я ему давно говорил, что стоит сделать выставку. Как человек рисующий, я находил его работы очень крутыми. Я так точно не смогу, нужно иметь определённое видение. Возможно, не всегда всё понимаю, но то, как человек пытается донести, самовыражается – меня цепляет, очень нравится. Его авторский почерк необычен, много изучал, много смотрел, но такого не встречал. Это что-то новое, нестандартное, по крайней мере, для Воронежа точно! — рассказал друг Георгия Ином АСРОРОВ.
— Мне очень напоминает такое творчество наскальную живопись. Это подсознательное выражение наших предков. Можно взять любую австралийскую маску и она будет соответствовать очертанию лица на этих работах. Также в начале перестройки были «Митьки», они создали картины в этом стиле, считай, первые вестники свободного художественного творчества после развала СССР. Мне очень понравились работы! Пусть обязательно продолжает писать дальше! — высказал своё мнение художник Евгений МЕРКУЛОВ.
— Я регулярно хожу на выставки, здесь меня зацепил цвет. Я люблю смотреть сочетания, тренировать насмотренность, — поделился своими впечатлениями фотохудожник Алексей БЕЛЯЕВ.
— Я редкий гость в подобных местах, но мне, как музыканту, любое творчество интересно. Эта выставка мне понравилась, — прокомментировал музыкант группы «Звездочёт» Вадим РЫБИН.
Ульяна ЖУКОВА
Фото автора
0 комментариев