15 октября «Прогресс. Кино» откроет свои двери для всех любителей классики мирового кино. Корреспондент «P.S. — 5 сов» узнал у Ильи КЛЮЕВА, резидента «Прогресс. Кино», об уникальности проекта, планах развития и о том, почему классика не устарела.
— Сейчас очень много онлайн киноклубов и курсов по истории кино. В чём уникальность проекта «Прогресс. Кино»?
— Организацией киноклубов я занимаюсь уже четыре года. Я всегда стремлюсь создать лучшие условия для просмотра, чтобы был оригинальный звук, русские субтитры, лучшее качество, чтобы не было постороннего шума. Я стремлюсь к тому, чтобы люди полностью отдались фильму, чтобы было полноценное общение. Я пробовал разные площадки, но это были неидеально подходящие площадки. В «Прогрессе» поразительная атмосфера полноценного зала. Насколько я понимаю, там часть обстановки перенесена из старого «Камерного театра». В «Прогрессе» чувствуется вайб старого «Камерного театра». Когда я туда попал, я подумал, что там надо показывать кино, всё для этого подходит. Отличаться это будет тем, что подходящие условия создадут киноклубную атмосферу. Я буду привозить режиссёров, которые не доезжают до Воронежа, вещают в Москве, Питере, Казани, фильмы, которые не доезжают до воронежского проката. У зрителей будет возможность общаться напрямую с авторами, смотреть фильмы, которые бы они не увидели. И всё это в живую.
— «Прогресс. Кино» — это продолжение и развитие киноклубного движения «Кинематограф. Три скамейки». В чём отличие этих проектов?
— Все четыре года, что я занимался киноклубным движением, это было не оформлено. Я раньше показывал в мастерской «Дай пять». И это всё как-то привязалось ко мне. Даже когда я показывал не в «Дай пять», а в других местах, то все говорили, что это киноклуб «Дай пять». Я в какой-то момент придумал «Кинематограф. Три скамейки». Это бренд, под которым всё, что я делаю, то есть показы во всех точках, подкасты. Я стал резидентом «Прогресса», там будет «Кинематограф. Три скамейки». Мы сократили, чтобы проект назывался «Прогресс. Кино» для простоты. «Кинематограф. Три скамейки» — мой проект, «Прогресс. Кино» — место, где я резиденствую.
— Как пришла идея создать киноклуб «Кинематограф. Три скамейки»?
— Пару лет назад у замечательного режиссёра Ромы ЛИБЕРОВА был проект «Сохрани мою речь навсегда». Музыканты, певцы, группы делали трибьюты на стихи Мандельштама. Группа «Курара» была в составе проекта. У них была песня «Кинематограф» на стихотворение Мандельштама «Кинематограф. Три скамейки…». Мне понравилась эта песня, потом я прочитал стихотворение, оно меня зацепило. Я увидел, что Мандельштам уловил идею кинематографа. Я подумал, Воронеж, Мандельштам, кино. У меня сложился брендинг. Я понимаю, что название сложное, оно мало кому что говорит, но мне кажется, что это объёмная идея, я к ней привязался. Я придумал как необходимость иметь какое-то название под то, что я делаю. Я понял, что вырос за эти годы из просто показов, я уже сотрудничаю с кинотеатрами. Мне хочется привозить режиссёров, обсуждать фильмы столько, сколько надо. Под выросшего себя я придумал эту идею.
— Чем зацепил фильм «Седьмой пробег по контуру Земного шара», что им решили открыть «Прогресс. Кино»?
— Одним из первых моих самостоятельных больших дел в плане организации показов был фильм «Межсезонье» Александр ХАНТ, когда Александр Хант с командой объехали всю Россию и представили свой фильм. Я помогал делать эту премьеру в Воронеже. Там была встреча с Александром Хантом, ему задавали вопросы, например, «Что смотреть из русского кино?». Тогда он спросил: «Вы знаете Виталия СУСЛИНА, режиссёра из Нововоронежа?». Все ответили нет, и я не знал. Александр Хант продвинул этого режиссёра, тайного гения российского современного кино. Я посмотрел его фильмы, это гениально. Это очень самобытный, уникальный автор от русского кино. Это не какая-нибудь самодеятельность, это настоящие фильмы, они показываются на важных фестивалях. Я посмотрел, я влюбился во всю эту историю. Тогда я написал Виталию, познакомился с ним, и я сделал свой первых большой показ в кинотеатре «Юность» фильм «Рапана» Виталия Суслина. Тогда я почувствовал себя, мы наполнили зал, всё это своими силами, сделали хорошее обсуждение, хороший показ, я преодолел много проблем. С Виталия Суслина началась моя самостоятельность. Мне показалось последовательно, что на новом месте будет снова показ Суслина. Причём «Седьмой пробег по контуру Земного шара» я ещё не показывал, в Воронеже не было премьеры. Фильм очень хороший, он в рамках киномира Суслина. Там есть что-то на границе с удивительным и хорошо знакомым. Одна из моих маленьких целей в киноклубах – продвигать именно это имя зрителям, потому что ещё в прошлом году это имя не знали. Сейчас многие знают, многие даже ждут.
— Сейчас известны две даты показа фильмов. Есть ли уже план на ноябрь?
— Планов куча, потому что это как такая моя полемика с кинотеатрами. Кинотеатры утверждают, что фильмов нет с тех пор, как наступили санкции. Это неправда, фильмов полно. У меня огромный список, мне нужно что-то размещать, постоянно распределять. Фильмов куча, режиссёры здесь, в России, это выдающиеся фильмы. Их просто никто не довезёт до Воронежа кроме меня. Точно будет в начале ноября показ фильма «Волнами» Сергея КАЛЬВАРСКОГО, ученик Александра СОКУРОВА. Дивный фильм, он хорошо проехался по фестивалям, очень мощная дебютная работа. Будет документальный фильм «Голоса Арктики», который тоже очень хорошо проехался по международным фестивалям. Снимала этот фильм операторша из Воронежа, Наталья МАКАРОВА, в Арктике. Есть ещё несколько моих планов, которые я еще не обговаривал, но знаю, что выход на них есть, скорее всего, это будет. Фильм «Рыжий» с Евгением АЛЁХИНЫМ, фильм «Свет» Антона КОЛОМЕЕЦА, который выиграл главный приз на фестивале «Выборг» в этом году, фильм «Контакты» Дмитрия МОИСЕЕНКО. В общем, планов полно. Ещё большая у меня есть мечта – привезти до конца года фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего. Это такой большой долгострой, то есть это самый крутой проект Алексея Германа-младшего, где использовались огромные многометровые летпанели. У меня сейчас есть выход на него, и я хочу сделать предпремьерный показ в Воронеже.
— В посте сказано: «Мы будем смотреть классику мирового кино». Но в классическом кинематографе заинтересована только часть молодёжи. Преимущественно студенты творческих факультетов и люди, интересующиеся искусством. Как вы думаете, нужно угождать аудитории или важно быть верным своей идее?
— Я вообще не умею угождать аудитории. Ко мне многие ребята походят, говорят, что я мог бы показать что-нибудь посвежее, поактуальней, то, что сейчас идёт. Я говорю, что не хочу, я лучше покажу венгерский трёхчасовой чёрно-белый фильм. Я продвигаю эту историю. Конечно, тяжелее, это долгий путь продвигать именно классику, но со временем люди учатся это смотреть. Я всегда продвигаю идею, что из классики растут ноги всего остального. Пересмотреть классику сейчас под свежей оптикой, и кино освежается. Потихоньку аудитория учится этому. Много уже классики пересмотрели, которая освежается, смотрится актуально. Я всегда утверждаю, что классика не устарела, сейчас многие фильмы 40-50 годов имеют хороший потенциал быть пересмотренными по-новому. Я завёл всю эту историю, чтобы иметь свой собственный диктат, то есть это мой киноклуб, и там я говорю, как всё будет. Я хочу такое кино показывать. Пусть люди приходят на то, что я показываю.
Валерия ЮРОВА
0 комментариев