В последнее время люди стали меньше общаться вживую. Борис Хорошилов решил исправить это и создал в Воронеже передвижной лекторий «Живой контакт». Организатор рассказал, как ему пришла идея создать эту площадку, и как он собирается ее развивать.
— Борис, когда ты придумал лекторий?
— Идея появилась ещё два года назад. Тогда встречи посвящались исключительно общению и знакомству студентов. Формат был «игровой», приходили студенты из разных вузов, но массовость была, конечно, небольшой – в среднем, 15-17 человек. В итоге идею с лекторием я поставил на паузу. А в этом году подумал, что в Воронеже мало мест, где можно вживую интересно и душевно поговорить о том, чем увлекается молодежь: искусство, архитектура, спорт… А в «Живом контакте» можно и узнать что-то новое, и поговорить с профессионалами своего дела, — культурно расти, находить единомышленников. Хотелось, чтобы лекторий стал точкой притяжения для людей, которым интересно изучать что-то новое и знакомиться. Я решил этим заняться в свободное время, хочется его тратить с пользой, общаться с людьми, искать контакт.
— Есть определённый вектор в выборе тем – что-то более или менее приоритетное?
У нас есть два направления. Первое – духовное. В него входит все, что связано с литературой, театром и философией. Мы не только говорим на эти темы, но и устраиваем творческие вечера. Второе направление – прикладное. Сюда входят темы, связанные с городской средой, с самореализацией и психологией.
— У вас есть какие-то табуированные темы?
— Я бы не сказал, что у нас есть именно табуированные темы, но есть направления, в рамках которых мы общаемся. Если тема не подходит, мы ее не затрагиваем. Важно чтобы люди, во-первых, узнавали что-то новое, во-вторых, находили эмоциональный отклик, чтобы то, о чём мы говорим, влияло на внутренний мир аудитории, на их душевное и духовное состояние. У нас нет какой-то основной, генеральной линии. Мы ничего не пропагандируем, не говорим: «это правильно, а это неправильно». Мы даём возможность высказаться, поспорить и узнать что-то новое. Мы не проводим встречи, посвящённые острым социальным темам, потому что это уже не про образование, это далеко от изначальной концепции.
— Эта площадка сейчас некоммерческая. Хотите ли начать с ее помощью зарабатывать?
— Сейчас такой цели нет. Лекторию бесплатно предоставляют пространство разные учреждения, и мы за вход денег не берём. Получается такой процесс, где всё строится на доброй воле. В дальнейшем это, конечно, может выглядеть по-другому. Пока что мы хотим показать людям, что в Воронеже можно не только тусоваться и развлекаться, а прийти и поговорить о чём-то полезном, что тебя волнует. Коммерциализация, в принципе, возможна, но чтобы она не навредила концепции, не оттолкнула аудиторию.
— Где вы можете встречаться с аудиторией?
— В любом месте, где нам бесплатно разрешат провести вечер: в Доме Молодежи, экоцентре «Собиратор», в Доме архитектора. У нас даже в статусе указано «передвижной лекторий». Ещё же хочется, чтобы место, в котором мы собираемся, было связано с темой. Например, в Доме Архитектора мы говорили об архитектуре, в Доме Молодёжи – о том, что интересно в первую очередь молодёжи.
— Вы планируете создать «Живой контакт» в других городах России?
— Это моя мечта – воронежский лекторий в Москве, в Питере. Хотелось бы через пару лет выйти на всероссийский уровень. Мы же удовлетворяем потребности воронежской молодёжи в общении, и, я думаю, в других городах у людей есть такая же потребность. Но сейчас, мне кажется, рано об этом думать, потому что нужно сначала стать узнаваемыми хотя бы в Воронеже. Когда лекторий начнет на регулярной основе собирать аудиторию, когда большинство молодых людей будет знать о нас, тогда уже можно будет думать о том, чтобы это всё как-то масштабировать.
— Ты создал лекторий в 2021 году. Но в 22-м работу приостановил. Почему?
— В 21-м году лекторий был местом для общения и знакомства. Мы каждую неделю встречались, но в какой-то момент эти встречи перестали быть ценными, потому что приходили одни и те же люди и у них уже не было цели знакомиться, они и так знакомы. Расширить аудиторию было сложно, на тот момент я не понимал, как это сделать. Сейчас у «Живого контакта» другая задача – не столько знакомство, сколько образование, возможность узнать что-то новое, обсудить вопросы из разных сфер жизни. Перерыв был связан с кризисом идей, а в начале 2023, посидев-подумав, посмотрев, что есть в России, в основном в Москве и Петербурге, чего нет в Воронеже, я придумал эту площадку.
— Как ты думаешь, почему в Воронеже еще не было ничего подобного?
— Во-первых, люди в основном увлечены своими делами. Может, у кого-то и была идея сделать что-то такое же, но они не знали, как реализовать задумку. Во-вторых, мне кажется, лектории в нашем городе – периодическое явление, которое существует на базе некоторых библиотек. Например, у Никитинской библиотеки есть свой лекторий, там раз в два-три месяца обсуждают книги. Но это не та концепция, которая может создать какую-то регулярность. А почему в Питере и Москве это есть?.. Там гораздо больше спикеров, экспертов, людей, готовых выходить и выступать. Гораздо проще их собрать в одном месте, к ним есть интерес. А в Воронеже таких людей – именитых, «распиаренных» – достаточно мало. Это не значит, что их нет или они непрофессионалы, просто о них знают меньше, их популярность не масштабирована в рамках нашего города. И, кстати, одна из целей «Лектория» — поднять популярность знающих людей, разбирающихся в своём деле. Ну например, у нас в гостях были Антон Толстобров – психолог с богатейшим опытом работы, Дмитрий Чугунов – преподаватель филфака, очень хорошо разбирается в литературе – как отечественной, так и зарубежной. Недавно к нам приходил Денис Осташков – бывший тренер по физподготовке хоккейной команды «Буран».
— Сложно ли приглашать экспертов? Все ли соглашаются?
— Большинство спикеров, которых я приглашал, – незнакомые мне люди. Я им делал конкретное предложение, уточнял, что всё на добровольной основе. 90% из них соглашались без проблем. И что бы я ещё отметил, эксперты тоже готовы к диалогу с аудиторией. Им это интересно.
— Собираетесь ли вы расширять аудиторию с помощью разных медиаресурсов, YouTube, например?
— Идеи есть, но проблема в том, что банально не хватает людей и времени. Конечно, было бы очень круто выкладывать нарезки лучших моментов, которые здесь случались, дополнять их мнениями спикеров. Просто нет команды и специалистов, которые могли бы снимать, монтировать. Плюс — это же работа, а работа должна оплачиваться, а так как нет спонсоров и в организации никто практически не помогает, соответственно и оплачивать работу специалистов нечем. Но по мере роста проекта, это всё, конечно, реализуемо.
— Какая, в среднем, посещаемость у «Живого контакта»?
— Где-то 50-60 человек за вечер. Это идеальный результат, мы же исходим из возможностей площадки. Например, в Доме Молодёжи комфортно могли бы разместиться человек 40, больше уже неудобно, а в «Собираторе» могут поместиться и 70 человек.
— Как люди узнают о темах, о том, когда и где вы что-либо планируете проводить?
— У нас есть группа ВКонтакте «Лекторий ”Живой Контакт”». Недавно завели аккаунт в Instagram (соцсеть, запрещённая в РФ). Но в основном работаем с ВК: публикуем фотографии, анонсы, посты. Люди узнают о нас либо после рекомендации друзей, либо натыкаются на нас, листая ленту, потому что алгоритмы ВК работают неплохо. Сейчас в группе уже 450 подписчиков, хотя месяц назад их было 170. И мы ни рубля не потратили на рекламу.
— Как ты думаешь, откуда такой приток подписчиков?
— Честно, не знаю… Когда был мой первый лекторий про искусство, я вообще не ожидал, что придёт порядка 70 человек. С одной стороны, это хорошо. Я чувствую, что дело по-настоящему «пошло». А с другой – уже и волнение ощущается, страшновато становится, когда столько людей на тебя смотрят… и мысли: «Хоть бы не опозориться!» Но на самом деле, жизнь ведь достаточно однообразная. Ты либо развиваешься духовно, получаешь знания, но всё это мало интересно, либо веселишься, тусуешься, но это совсем не полезно и не духовно. А мы предлагаем что-то свежее и новое. У нас происходит синтез: интересное сочетается с духовно полезным в весёлой форме, которая не давит, вовлекает в диалог. Потом люди подходят, благодарят, хвалят за организацию. Это самый приятный момент. Каждый раз жду, скорее бы всё закончилось, чтобы все подходили и хвалили.
Иван ПОНОМАРЁВ
Фото Маргариты САЛАХОВОЙ
0 комментариев