14 апреля в Воронежской библиотеке имени Кубанева молодые любители литературы дистанционно встретились с писательницей из Барнаула Марией Стародубцевой.
Девушка известна как автор повестей «Зимний сад», «Волны бьются о скалы», «Горький шоколад», изданных «Союзом писателей» и опубликованных на литературных порталах. В 20 лет Мария Стародубцева стала экспертом «Литературной газеты». На встрече молодая писательница рассказала о своих книгах, поделилась взглядом на современную литературу, объяснила, как смогла соединить в своей жизни криминалистику и беллетристику.
Преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического института в Барнауле, магистр юриспруденции и специалист психологии девиантного поведения, куратор антитеррористического движения студентов Алтайского государственного университета, Мария Стародубцева пишет новеллы в жанре социальной драмы. Девушка связывает литературу со своей основной профессией. От этого её произведения столь документальны и жизненны.
— Душой я писатель, но меня все же «сманили» на юридический. Я пишу с 13 лет, сначала публиковалась в интернете: в «Книге фанфиков», в «Стихах.ру», в «Прозе.ру». Потом поняла, что хороший шанс пробиться в большую литературу – ездить на совещания молодых литераторов. Там вас могут по-настоящему оценить. Сразу говорю, оценят плохо, – иронично добавила Мария, – но в начале пути это даже полезно. Как юрист говорю, что профессии писателя, по сути, не существует: у него нет трудового стажа, поэтому я решила получить образование, которое даёт относительную стабильность. Потом захотела пойти на психолога. А то, что пишу сейчас, я не публикую. Почти всё это касается профессиональной деятельности. Чаще я все-таки пишу научную прозу, чем художественную, хотя вымысла и там хватает.
С 2020 года у Марии Стародубцевой вышло 35 новелл. В то время девушка работала помощником следователя – в народе это место называют «убойный одел», – оттуда и брала некоторые сюжеты. Социальной драмы там хватает. Все её произведения основаны на реальных событиях, и у героев есть прототипы. Многих персонажей автор берет из криминальной хроники. Например, об истории, которая описана в повести «Волны бьются о скалы» Мария прочла в «Аргументах и фактах». Чтобы ее развить, девушка звонила в редакцию, собирала материал.
— Новелла «Зимний сад» – тоже реальная и глубоко личная для меня история, которая случилась с друзьями. Самой удачной книгой считаю «Черное солнце», где я писала об исторических событиях эпохи Второй мировой, — поделилась Мария Стародубцева. — Я изучала документы о движении «Черная капелла», группе заговорщиков, планировавших свергнуть Гитлера. Эта книга для меня важна, потому что я занимаюсь борьбой с фашизмом. Погружение в тему дало мне знание о предмете.
Мария ответила на вопрос о том, действительно ли сегодня в России существует литература, но нет литературного процесса:
— Сравню литературу с наукой: сейчас каждый, кто пишет научные статьи, пишет их для себя… Раньше были разные конференции, симпозиумы, где люди делились мнением и опытом. Это и называется процессом. Но с 2020 года нас настиг тотальный дистант. Из-за этого процесс остановился, так что литература таится по столам. Авторы пишут для себя, для друзей, для небольшого круга единомышленников. Но страна о них не знает. Мы видим, максимум, тех, кто сумел пробиться на полки магазина. То есть тех, кто может писать быстро и развлекательно. Это предприниматели. Серьезные произведения еще публикуются в хороших толстых журналах, но нам стало не интересно читать зрелую, психологическую литературу. Это тяжело. Гораздо легче глотать боевики, мистику, мелодраму – разное чтиво. У такой литературы «попроще» процесс есть, а в отношении серьезной литературы – его действительно нет.
— У молодого автора, даже если он не бизнесмен, будущее есть. Можно отыскивать в интернете новостные сводки о литературных событиях, премиях, конкурсах. Прежде всего, надо «мелькать» и заводить связи, отправлять рукописи на сайты и в издательства. Тогда постепенно вас начнут узнавать и приглашать на совещания молодых литераторов, которые проходят, например, в регионах. Классно, если удастся попасть в хороший журнал при условии, что вас не сильно раскритикуют. Другой путь – публиковаться в интернете, искать подписчиков. Но сразу говорю: успех не приходит сразу.
Мария рассказала, как на нее повлиял роман Джека Лондона, и дала советы начинающим писателям:
— «Мартин Иден» однажды меня сильно впечатлил. Я не только проводила параллели между героем и собой, но и училась по его методу. Повсюду носила бумажки с терминами, только с уголовными, – улыбнулась Мария, – классный способ запоминать информацию. Еще мне хотелось выбиться в люди, как и ему. Жить и работать в городе. Но закончить, как Мартин Иден, мне не хотелось. Он разочаровался в идеале, который сам выдумал. Я думаю, надо создавать те идеалы, которые ты сможешь достичь. Если всю жизнь гоняться за «недостижимым», можно понапрасну растратить себя. Это частая проблема молодых писателей. Другая – неуверенность в себе и многословность. Вы можете с этим справиться или извлечь какую-нибудь пользу. Чтобы владеть языком, писатель должен читать книги и не зацикливаться на себе. Замкнутая система обречена на разрушение. Писатель должен духовно совершенствоваться, заниматься саморазвитием. Еще стоит принять факт, что сюжетов существует не так много. Есть даже такая теория сюжетных схем. Одни и те же истории кочуют из опуса в опус, меняя форму. Их не так много, каждый сюжет укладывается в какую-то схему. Повтора не избежать: всегда существует проблема любви, выбора, конфликт поколений. Но повторяться – это не плохо.
Также Мария затронула тему миссии современной литературы:
— Сейчас мне вспомнились романы Ремарка, проникнутые антинацизмом. Хотя они были написаны очень давно, проблема, к сожалению, остается актуальной. И, я думаю, что как писатели мы тоже должны бороться со злом, с безнравственностью и несправедливостью. Как Данко, дарить свет людям. Писателю надо показывать пример другим. Это, кстати, одна из причин, почему я не так часто пишу. Я стараюсь больше делать, ведь не правильно, по-моему, если твой герой честный, доблестный и заботливый, а сам ты не такой. Быть писателем – большая ответственность. За хорошим примером люди обязательно потянутся.
Анастасия АСТАШОВА
0 комментариев