22 Ноября, Пятница, 00:22, Воронеж

Воронежских «бэнкси» легализовали?

После продолжительной борьбы между молодыми воронежскими художниками-бунтарями с одной стороны и представителями предприятия «Росводоканал» и мэрии Воронежа с другой, техническое сооружение – будка насосной станции (в простонародье подкачка) – в сквере на улице Ворошилова обрела статус арт-пространства. Сегодня уже можно строить гипотезы о перспективах, которые ждут ее в ближайшем будущем.

История началась еще летом, когда работы художников Михаила Кузьменко, Владимира Абиха и Михаила Добровольского, изображенные на будке станции водоканала, закрасили коммунальные работники. В ноябре же творцам удалось отвоевать объект обратно, присвоив ему статус галереи стрит-арта и даже название: «Галерея имени Будки». Оно (название) будто намекает, что обычной будки больше нет, зато есть пространство для творчества. Стоило разобраться с одним вопросом, как родились другие. Первый из них – кто имеет право оставлять на ее стенах новые художественные изображения? И вытекающий из него второй – какая участь ожидает несанкционированных художников, внесших свою лепту в историю проекта?

Для начала, стоит обозначить, что авторы неординарного проекта не обладают правами на вышеупомянутое сооружение. Это означает, что галерея продолжает находиться под прицелом коммунальщиков. Как только на ней появится новая надпись, не отвечающая их вкусам, арт-объект может подвергнуться цензуре и будет «разжалован» до подкачки. Тем не менее, основатели проекта специально подготовили рамки на стенах Будки, чтобы желающие самовыразиться могли разместить в них свои работы. Что не заставило себя долго ждать: пустые рамки довольно быстро заполнились абстрактными коллажами, включающими в себя репродукции картин Мунка и да Винчи, а также мемы и миниатюрные граффити. Название одного из них, принадлежащего СКВОТ «Цикл» (специальной команде вандало-общественного творчества) – «Люцифер на пиру у коммунальщиков празднует появление новой работы на Будке».

Другие работы подписаны художницами Крист Рамли и Софией Айкемовой, деятелями искусства Олегом Даутовым, Юлей Скромной и другими.

Михаил Добровольский поблагодарил новых авторов в своем Instagram: «Привет, сегодня хотелось бы подвести некоторые итоги нашей выставки. И, конечно, нужно рассказать об авторах, которые благодаря своим несомненным талантам прошли строгий отбор и были выбраны лично Будкой». Художник отметил в своей публикации как известных, так и безымянных творцов, добавивших свои работы в рамки.

Однако 27 декабря выяснилось, что «экспонаты» на каждой стене Будки подверглись акту вандализма – поверх них были нанесены граффити. На этот случай пресс-служба «Росводоканала» ответила сообщением о намерении компании направить заявление в полицию, чтобы хулиганы были привлечены к административной ответственности.

Что интересно, Михаил Добровольский смотрит на ситуацию с «вандалами» двояко. Как сказал сам автор идеи, он был даже не против такого участия в проекте, хотя, изначально расстроился – было обидно за закрашенные работы коллег. Неудивительно, что проект, являющий собой некий протест против официальных институций, вызвал своей деятельностью как раз неоднозначную реакцию и у неблизкой к ним аудитории. На наш вопрос, где же грань между «вандалами» и «уличными художниками», Михаил ответил философски:

– Думаю, сейчас грань максимально размыта, и я бы не стал называть вандалами людей, которые воспользовались правом свободного размещения своего творчества на «Галерее имени Будки». Их работа также вызвала реакцию, и поверх граффити были сделаны еще работы».

В одном точно можно быть уверенными: история однозначно получит продолжение, и, возможно, даже доживет до основания «Института Овладения Временем» и до создания «фонда Мирового Искусства» – предсказания о них красуются на стене галереи, правда, уже замазанные уличным артом. А нам остается только наблюдать.

Справка «PS 5 СОВ»

Михаил Кузьменко (Миша Гудвин) – современный художник, представитель уличного искусства. сооснователь воронежского выставочного пространства и культурного центра «Дай пять», резидент Фонда Смирнова-Сорокина и открытых студий Винзавода. Художник создает арт-объекты и ассамбляжи. В своем творчестве он изучает взаимодействие уличной и цифровой среды.

Владимир Абих – современный художник. Представитель уличного искусства. В своих работах использует техники: видео-арт, живопись, паблик-арт, скульптура. Работает на стыке различных медиа и направлений: стрит-арт, интервенция, инсталляция, видео.

Михаил Добровольский – современный художник, представитель уличного искусства, резидент мастерской «Дай пять». Окончил строительный университет, был вольнослушателем программы «Школа для художников» в ВЦСИ. Принимал участие в выставках «Тихий центр», «Апельсин со вкусом граната», «12 подвигов Артёма» и других проектах.

Полина ТРУФАНОВА
Фото автора и из Instagram Михаила ДОБРОВОЛЬСКОГО и СКВОТ «Цикл»

0 комментариев