Заинтересована ли сейчас молодежь в освоении поприщ, связанных напрямую с искусством? Какое было отношение к дополнительному творческому образованию в детстве? Как избежать ошибок при развитии «гения» в ребенке?
Это было мое первое свидание. Случайно разговор коснулся темы искусства и детей: стоит ли насильно отдавать их в художественные и музыкальные школы, будут ли они потом благодарны, положительный или негативный опыт они приобретают, как это влияет на отношение к искусству?
Молодой человек был уверен, что это идёт на пользу и в любом случае развивает ребенка, но я слишком хорошо помнила рассказы о травмирующем творческом прошлом, из-за которого некоторые до сих пор с содроганием думают о той направленности искусства, куда их без раздумий поместили родители.
Чтобы понять опросила 13 студентов. Их рассказы — это ответы на вопросы:
– Где учился?
– Пошёл по собственному желанию или родители отвели?
– Хотел ли связать с этим будущее? Если да, получается ли это сделать?
– Воспоминания о школе, какие они? Возможно есть история, иллюстрирующая это?
– Когда будут свои дети, куда их отдашь?
Роман
– Я обучался в музыкальной школе семь лет. Направление: аккордеон. Захотел туда пойти сам, но не именно на аккордеон, а просто в музыкальную школу. Связывать своё будущее не хотел. Сейчас и не получится уже, навык ушёл. После окончания школы я аккордеон раза два в руки брал (прошло 5 лет с момента обучения)
Моим любимым предметом было сольфеджио. Но не из-за того, что мне нравиться учить теорию, а потому что попалась очень классная учительница. Мы могли заниматься и параллельно пить чай. Она сама нам его наводила. Могли побеситься в классе, но не думаю, что ей нравился такой формат, но это уже не мои проблемы. И однажды на таком чаепитии она разбила мою кружку. А кружка была такая красивая… с гжелью. Ну я и обиделся на Людмилу Сергеевну, перестал с ней разговаривать (Я тогда был классе во втором- третьем). Ну в общем на следующее занятие она купила мне новую кружку, еще красивее. До сих пор стоит.
Своих детей я отдам туда, куда они сами захотят, не буду ничего навязывать. Если они никуда не захотят, предложу им выбрать какой-то кружок, походить на него. Не понравится- уйдем.
Марина
– Я закончила художку В 2016 году. Я занималась до этого гимнастикой, и когда мне сказали «художка», я подумала про художественную гимнастику. Но я была очень счастлива, когда туда поступила. Рисовать я любила…
На тот момент я не планировала связать с этим будущее. Не было у меня коммерческой жилки, но нравилась атмосфера в нашей школе, поэтому оставалась там.
И лишь спустя время пришло осознание, что это можно монетизировать. Но я не человек, который нацелен на деньги, мне просто нравится творить, работать по вдохновению. Расписала одну джинсовку и подумала «прикольно! Я могу так радовать людей!». А потом ппоняла, что это можно монетизировать, сейчас хочу заняться этим, сделать паблик в Инстаграме. А ещё, помимо этого, идёт моя прокачка. Потому что сама себя я не заставлю сесть и начать делать, а ответственность, которая ложится на тебя, когда человек просит, подстёгивает. Поэтому я решила этим заняться и вкладывать в роспись нормально времени, а не как сейчас — раз в пятилетку, — рассказывает Марина, пока на заднем фоне играет реклама торгового центра, в котором она работает продавцом массажных кресел.
А ещё я потому не хотела работать в этой сфере, что меня мама отдала в художественную школу и сказала: «будешь архитектором, они классно зарабатывают». А я сказала: «нет, мам». Получается, у меня с детства сформировалась такая позиция. То есть я не хотела поступать в вуз на эту направленность и как-то профессионально в ней развиваться. Хотя сейчас я понимаю, что это было бы неплохо. Тогда бы я смогла назвать себя художником, сейчас я этого сделать не могу.
Из воспоминаний — наша прекрасная учительница. У нас вообще учителя были суперские. Она была мягкой, мудрой, спокойной женщиной. Фразы «твой рисунок не дышит, а должен дышать!» «Я не хочу съесть это яблоко. А ты?» «Успокой свой куб» навсегда впечатлись в мою голову.
Помню, идёт «рисунок». Около тебя останавливается Ирина Юрьевна. И ты испытываешь пик счастья, когда она смотрит на твою работу и улыбается: «вот, посмотрите, какая у Марины драпировочка хорошая вышла».
А насчёт детей… Я могу проиллюстрировать на примере своей сестры. Она очень хочет на танцы. А мама хочет отдать её так же в художку. Но я бы перво-наперво прислушалась к желаниям ребенка. И не важно, будет ли она потом этим заниматься, или это — её временное увлечение. Потому что это все равно опыт.
Да, с одной стороны надо развивать целеустремленность в ребенке, мол «нет, не бросай, ходи». Но мне что, силком его волочь, если он не захочет. Нет, у ребенка должно быть право выбора.
Татьяна
– Училась на отделении изобразительного искусства; закончила, когда училась в 8 классе общеобразовательной школе в 2015 году. Пошла по собственному желанию. Для меня это просто хобби, которое помогает очень часто: сейчас я, например, делаю декорации.
Воспоминания, в целом, хорошие и тёплые. Не помню каких-то негативных моментов, со мной всегда тепло обходились, я даже не хотела выпускаться из неё. Помню, как на выпускном экзамене директор школы подошла к моему педагогу и сказала на ушко (но я это услышала):" ученик превзошел учителя". Я была польщена и поняла, что мой диплом заслуженный, даже хотела связать жизнь с этим, но потом передумала.
И когда у меня будут свои дети, я их отдам точно не в спорт. Это однозначно. Возможно, в школу искусств, возможно на бальные танцы, потому что мне самой они очень нравятся. А там видно будет. Но сначала прислушаюсь, присмотрюсь, к чему руки тянутся, о чем постоянно говорит.
Михаил
– Учился в музыкалке, класс духовых. Отвели родители, но мне было лет 6, что я там мог решать…
Когда выпускался, совсем не думал о том, что с этим можно связать жизнь. Но теперь…
— А почему изменил решение? И кем хочешь стать?
— Ну, потому что в самой музыкалке не было ничего интересного, и отношение к музыке было совсем иное. А потом мои друзья стали учиться играть на гитаре и петь, мне это понравилось, и я подтянулся.
А стать хочу… много кем хочу. Как минимум, давать квартирники и выступать в барах/кафе.
Мне не нравилось в музыкалке, так как в ней была, и по сей день осталась, устаревшая система обучения. Это когда вы приходите на занятие по сольфеджио, а вам 85 летняя бабушка по 100 раз, будто шарманка, говорит про один и тот же квартсекстаккорд и как его разрешать, перескакивает с одной темы на другую и иногда «шизит», а ты сидишь и не понимаешь, что происходит.
И так, считай, каждую пару. Поэтому интерес к музыке у меня отбивался, и я ходил только на специальность.
Но когда я учился в другой музыкалке (другого города), то там была прекраснейшая учительница по тому же сольфеджио, и я с удовольствием ходил на занятия (и даже был лучшим в классе), а если что было не понятно, то нам это объясняли самыми разными способами так, чтобы до нас в итоге дошло, что прима — это не сигареты, а интервал расстоянием в одну ступень.
И учиться тогда было в кайф. Все зависит от преподов и подхода, вот и все. Музыкалка — очень классное место, но оно устарело, детям нужен другой подход.
Если бы я разбирал на том же пианино песни «Битлз», то я бы кипятком радовался (слово заменено) от счастья и желания играть каждый день. Но нет, мне давали какие-то старые сонатины и прочие не особо интересные песни.
Своих детей я отведу в хорошую музыкалку (или отдельному учителю, с которым будет интересно) И предварительно подготовлю их к музыке, чтобы не убить в них всё желание. И еще куда нибудь отдам, типо спортивных секций.
Вспомнил одну историю… Мне было лет 12-13, и как-то сказали, мол " почему не ходишь на хор, по правилам ты должен" (а я уже полгода проучился). Ну я решил, почему бы и нет, сразу вспомнил разные прикольные фильмы, где подростки стоят в рядках, поют какие-то хоровые песни… Подумал «как круто!» и пошел.
Захожу в кабинет, а там…
А там абсолютно полный, забитый под завязку кабинет со школерами лет 7-8, парочкой ребят постарше, которые поют про коровок и т.д. Главное — они пели по отдельности и в какой-то момент очередь дошла до меня…
Это был ужас и невероятный стыд. В итоге я кое-как отстрелялся и больше никогда не возвращался в этот кабинет.
Илья
Закончил художку в 2019 году. Пять лет жизни там провёл. В этом же году поступил в университет.
– Я сам очень сильно хотел туда пойти, класса, наверное, с четвёртого.
Мне всегда нравилось творчество, создавать что-то из мира искусства. И второе высшее хотел бы связать с этим. То, чем я занимаюсь сейчас, градостроительство, это все же более техническая специальнось, нежели творческая. Хотя творчество там присутствует. И я понимаю, что на какую-нибудь чисто техническую специальность я бы отучиться не смог. И так стараюсь как можно больше вкладывать творческого в процесс обучения, подходить ко всему нестандартно. Думаю, в целом, получается. Вторым высшим будет художественная академия.
Воспоминания о художке весьма хорошие. Многие говорят, мол недооценивали, не понимали, прививали академический стиль. Но я считаю, что это сугубо персонально, а также может не повезти с педагогическим составом. У меня же было все наоборот.
Правильным подходом считаю то, что преподы старались не столько обучить академическим навыкам, сколько привить видение, умение чувствовать и так далее. Именно в этом состоит задача художки. Она должна научить ребёнка воспринимать эмоционально, духовно, эстетически мир. То, как он будет чувствовать цвет, форму, как сможет это передать…
Академический навык осваиваться должен потом, если человек решит продолжить обучение в высших учебных заведениях.
А когда будут дети, с одной стороны, хочется отдать туда, где ребёнку будет интересно, и это правильно. Но если ребенок никакой инициативы не подаёт, а такое тоже бывает, то порой стоит подтолкнуть его в какое-то направление.
Меня отдавали в спортивную секцию, очень долго туда ходил. И оно привило мне не столько умение защитить себя, сколько дух соперничества, всегда стараться быть лучше.
А потом меня отдали в художку, и я полюбил искусство. Теперь учусь в творческом вузе и собираюсь связать с этим свою судьбу.
Поэтому я думаю, что секции — хорошая вещь для развития определенных качеств.
И у меня нет стереотипов «мальчик не может ходить на танцы», я сам туда ходил. Куда ребенок захочет, туда он и пойдет. Но в мои обязанности, как родителя, будет входить помощь в выборе этого самого увлечения.
Алина
– Закончила художку в…. Господи дай бог памяти, 2015 году. Пошла туда по собственному желанию. Будущее связать не хотела, это было просто как хобби.
Воспоминания, за редким исключением, положительные и крутые: взять хотя бы то, что мы с одноклассниками бегали в «Поиск» на перемене (которая длится 10 минут), чтобы купить пакет булочек с чесноком для борща.
Насчёт детей вообще не знаю. Я бы употребила не «когда», а «если».
Виктория
Обучалась в художке, окончила в 2013.
– До этого я рисовала в детском садике, воспитатели замечали наклонности у некоторых детей, и говорили об этом их родителям. Мама отвела меня в художественную школу, так как хотела занять все мое свободное время: я ходила на танцы, художку, пение, гимнастику, синтезатор… В начале у меня было много кружков, чтобы потом, когда я буду в более осознанном возрасте, я выбрала то, что мне действительно нравится.
Но я была таким ребенком, что мне нужно было постоянно быть занятой. То есть я лежала на кровати и говорила «Юля ходит на танцы, Леша — в художку. Я тоже хочу что-то делать». Поэтому мама сразу отдавала меня в несколько кружков.
Мне было 3 с половиной года, когда она меня отвела в художку. Оказалось, что я слишком мелкая для художки. Туда брали с пяти лет. Но одна учительница увидела во мне что-то и решила дать шанс.
Единственное, мама отвела меня на пение против моей воли, она хотела, чтобы я научилась петь, поскольку она не умеет. Я сначала отходила год, бросила; а потом, лет через пять, вернулась обратно уже сама, потому что действительно захотела этому научиться.
Но все кружки были 'пробой пера". Понравится — останешься, нет — бросишь.
Я люблю рассуждать на тему того, как детские увлечения влияют на будущее. Поскольку общаясь с ребятами, которые ходили на разные секции, и объединяя их мысленно в группы по направлениям, я видела ярко выраженные общие черты характера. То есть, возможно когда родители отдают своего ребенка в какой-то кружок, он перенимает черты характера, которые даёт именно это направление. Если кто-то ходил на бальные танцы, то он любит аккуратно, красиво все делать, у него определенная походка, манера речи и т.д. Если художка — творческий беспорядок, небольшая неуклюжесть (потому что когда ты приходишь в студию, там у тебя специальная рабочая одежда, о которую ты можешь вытирать краску). Иногда мне думается, что не походи я в художку, я могла бы быть более организованной, аккуратной.
Насчёт будущего… Во-первых, я много лет ходила на танцы, спортивную гимнастику. Из-за этого у меня выработалась привычка к физической нагрузке, и поэтому один или два раза в неделю мне приходится заниматься спортом, потому что я не могу без этого жить. Я, например, не могу жить без растяжки, потому что эта боль такая специфическая, что я к ней привыкла и не хочу отказываться от этого. Мне в кайф, когда я чувствую эту боль. Она вызывает определенные ассоциации и воспоминания.
А насчёт рисования… да, я сейчас пишу портреты на заказ. Без этого я тоже не могу. Две недели без рисования, — и у меня начинают чесаться руки.
Я же выбрала маркетинг, как высшее образование, потому что тут можно показать свои способности в рисовании. Но при хорошем раскладе, я бы хотела свою студию, рисовать большие картины. Хочу посвятить себя искусству.
Лет в 12 я поняла, что хочу оставить что-то после себя. И я считаю, что самое адекватное решение — творчество. Это решение моих поисков себя в этом мире.
Честно, мне, наверное, повезло, что у меня есть способности, и повезло, что их в своё время раскрыли (как раз отведя в художку: ибо моя мама классно рисовала мультяшки в педагогическом университете и неплохо срисовывала пейзажи, но никто не развивал её способности, поэтому дальше мультяшек для детей это не ушло)
Учитывая мои желания и надежды на свою жизнь, без творчества и этих способностей я бы места себе не находила, не зная, что же такого я смогу оставить после себя и как впишу себя в историю.
Детей я обязательно отведу в кружки. Как говорила мама «лучше пусть ходят с утра до ночи на кружки, нежели во дворе шастают и от нечего делать начинают пробовать ненужное». Мне также нравится идея выбора. То есть сначала отдать на несколько разных, а потом пусть ребенок сам выбирает, что ему ближе.
Я обязательно отдам ребенка в спорт, любой. Во-первых, это вырабатывает определенные качества характера и формирует само тело ( тоже наблюдение из жизни)
Попробую, возможно, на то же рисование, раз способности в какой то степени могут передаваться. Но если буду видеть, что ребенок вообще не хочет лезть в это, то и мучить не буду.
Буду исходить из сил и желаний самого ребенка. Я — действительно такой человек, которому нужно постоянно быть чем то занятым, и если ребенок будет иным, то настолько загруженным, как я в детстве, не будет.
Студия для меня была уютным уголком, где я могла быть собой и делать то, что люблю. Она была моей защитой, домиком. И если в детстве я ходила по расписанию, то потом я начала приходила вне него. Я даже не знала, как выглядит моя группа. Мне не нужны были правила, чтобы подогревать желание.
Я приходила из школы, уставшая, с кучей домашки, но от этой «кучи» сбегала как раз в студию. У нас были там большие панорамные окна, а за ними валил снег, жутчайшая метель. Я садилась и рисовала.
Анастасия
– Я обучалась в музыкальной школе на эстраде, а в колледже — на народном. В музыкалку попала по рекомендации педагога из подготовительной группы. А в колледж пошла сама.
Уже закончила музыкальный колледж, сейчас учусь в театральном вузе в москве. Собираюсь уйти в актерскую деятельность, но у меня факультет эстрады, вокал у нас — одна из составляющих.
Воспоминания о музыкальной школе приятные. Но, помню, как я приходила на сольфеджио и говорила: «я буду физиком, мне ваши интервалы вообще не нужны!»
Когда будут свои дети, все будет зависеть от их желания. Мы будем их развивать всесторонне, но если они не захотят что-то делать, я не буду их заставлять.
Анастасия
– Раньше обучалась на живописи. Сейчас получаю высшее по направлению «рекламный дизайн».
Пошла на живопись по собственному желанию. Со скандалами, потому что отец был против. Училище было полностью моим выбором. И все, кого я знаю, идут в такие места по своей воле.
И да, будущее я свяжу с этим.
В художественную школу я не ходила, занималась персонально с преподавателями. И мне попадались прекрасные учителя. И с ребёнком я также поступлю, если он в эту стезю пойдет. Очень много плохих отзывов слышала о художественных школах, поэтому туда не пущу. А если пойдет дальше (в училище, университет), то, надеюсь, у меня будет возможность отправить его за границу, потому что в России творится полный «ужас» (слово заменено). Как пример, преподаватель в худ. училище мне и девочкам из моей группы говорил, что мы пришли туда мужей искать и что наше дело не картины писать, а борщи варить и детей рожать.
Это Воронежское государственное училище. Там вообще много ситуаций таких было. Преподаватель по анатомии постоянно рассказывал о женских лобках… Конкретно об этой части женского тела. Когда я отсутствовала (мне потом рассказали), он начал разговор о женских попах: «у женщины должно быть за что ухватиться, должна быть хорошая фигура». И показывает на одну девочку: " у тебя попа не очень". Показывает потом на другую: " а у тебя хорошая, объемная".
Возвращаясь к теме детей, хочу сказать, что буду придерживаться того, чего хочет ребенок. Но если он будет маленькии и не будет ничего хотеть, тогда потащу по всяким секциям, чтобы он попробовал себя в разных сферах, понял, что ему нравится, и продолжил туда ходить при желании.
Соня
– Пошла в художественную школу по собственному желанию. Я занималась до этого в кружке, после которого можно было сразу идти в худ.школу по рекомендации.
Мой отец сказал, что мне там нечего делать, потому что у меня нет таланта. И тогда я точно поняла, что иду. Так что, наверное, пошла из-за него… Не думала, что свяжу с этим будущее, но, получается, что связала.
После первого года я втянулась в процесс, ходила дополнительно, в 2 смены, задерживалась, мне очень нравилось и начинало получаться.
В 10 классе я закончила художку на «отлично», весь следующий год готовилась к вступительным и поступила на факультет реставрации.
Сейчас я учусь на 3 курсе и работаю в швейной мастерской.
По детям всегда видно их наклонности и куда им надо. Так что конечно в первую очередь буду смотреть на ребенка, слушать и пробовать.
Дарья
– Я обучалась в художке. Выпустилась два года назад.
Пошла по собственному желанию, так как очень хотела.Всю жизнь, считай, рисую. Насчёт будущего… Только если портреты на заказ рисовать. Делать это своим официальным досугом не собираюсь.
Воспоминания о художественной школе самые приятные. У меня был учитель, который действительно является мастером своего дела и очень хотел передавать своё мастерство. Он не следовал рабочей программе и исходил из наших пожеланий, что было очень правильно.
Своих детей, думаю, буду приучать к искусству, а когда будет стоять выбор, то буду смотреть на их желания.
Лиза
– Окончила и художку, и музыкалку в 2018 году. В музыкалку я пошла сама. А потом, когда хотела уйти, мне говорили мол «закончи уже».
Хотела уйти, потому что к третьему году уже настолько надоело однообразие, я хотела играть что-то более популярное. У меня ещё препод была такая, которая мозги выносила мне и моей маме за каждый пропуск, из-за чего желание пропадало больше и больше.
У меня не было в планах связывать свою жизнь с музыкальной школой, мне просто нравилось фортепиано.
А вот на художку у меня были серьёзные планы. С детства разрисовывала стены в квартире и прочее. Мне очень нравилось в художественной школе, но многие преподаватели были откровенным шлаком, которые только и делали, что нас унижали.
Сейчас то мне было бы уже все равно, но тогда мне, как 10-11 летнему ребёнку, это очень портило самооценку. Я отучилась 4 с половиной года. И на 4 курсе пришла одна жесткая и противная дама, которая гнобила меня каждую пару, По факту, мне оставалось 2 месяца до получения диплома. Но она настолько убивала во мне вдохновение, желание творить и идти по этому пути, что я просто не выдержала и ушла оттуда. В последствии о чем сильно пожалела. Я сейчас думаю пойти в художку здесь, в Воронеже. Но у меня уже нет столько времени и возможностей.
— Можешь рассказать, что именно делала тот преподаватель, что это вызвало такую реакцию?
– Могу рассказать одну из ситуаций, которую помню.
Она вела композицию. И у нас была по-моему тема «дизайн». И вот она начала говорить, что ей не нравится моя идея, потом то, как я рисую. Следом ещё и про оценки вспомнила ( я не гналась в художке за красным дипломом, мне было важно научится азам и понять, что мне вообще нравится, может даже свой стиль найти). Она так общалась не только со мной, но и с другими учениками. Просто я редко молчу, если меня необоснованно оскорбляют, поэтому начала ругаться с ней мол «почему вы вообще такое говорите, какое право вы имеете?». Преподша же ответила, что она такая опытная, настоящий художник, что её картины висят там и там… А я — никто, я из себя никого не представляю и так разговаривать не могу. И как меня ещё классная руководитель ещё не отчислила ( к слову с классным руководителем у нас были хорошие отношения). Ну и конечная фраза, которая до сих пор сидит у меня в голове, была «чему ты вообще научилась за эти 4 года? Я не вижу, что твои руки выросли на правильном месте».
После этих слов я не ходила на ее предмет месяц. А потом отчислилась. Хотя классный руководитель просила меня перетерпеть и остаться; очень жаль, что её тогда не послушала.
А детей своих буду поощрять в их увлечениях. Как делали это и мои родители, опять же, я в 5 лет разрисовывала все стены и обои в доме красками и прочим, и родители не ругали меня. Они напротив, купили мне кучу кистей, красок, чтобы я работала дальше. Конечно, хочется отдать мальчика, допустим, на бокс, чтобы он умел постоять за себя. А девочку на танцы, чтобы она была в форме. Но если мальчик захочет на балет, а девочка на бокс, я не стану их ограничивать. Я буду стараться показать детям все сферы по чуть-чуть. А там они уже сами решат, что им нравится, а что нет.
Дарья
– Я училась в художке на рисунок/живопись. Пошла сама в 13 лет.
Да, я хотела связать своё будущее. Я поэтому и пошла в таком осознанном возрасте. Обычно же детей раньше отдают. Я хотела сначала в архитектурный, потом просто в художку. Готовилась даже. Но потом пояла, что не хочу, чтобы это дело стало обузой, в том смысле что… Знаешь, до обучаешься на факультете журналистики я тоже хотела писать, сейчас меня эта писанина раздражает. Я боялась, что если я поступлю, то просто разлюблю и перегорю.
Но то, где я хочу работать, на 50% связано в рисованием и творчеством. Я в тот момент просто не захотела этому обучаться дальше. Полученные навыки мне точно пригодятся. Просто если бы у меня были те мозги, которые сейчас, я бы поступила на другое направление.
Работать хочу пойти в театр или кино, как декоратор. А воспоминания очень классные, потому что у нас все быстро сплотились и занятия проводили в очень крутой обстановке: ребята приносили покушать, пили чай. То есть не было такого, что мы сидели, как на парах или уроках без возможности поговорить. Мы постоянно обсуждали что-то, помогали друг другу. Туда могли прийти и те, кто хотел просто порисовать в свое удовольствие, и те, кому нравится именно изучать досконально предмет. Преподаватель специально объявляла, когда будет день именно теории, но все равно приходили все, так как мы очень круто общались.
А дети… Я бы очень хотела, чтобы дети сами принимали решение куда идти. Но а если нет, буду ориентироваться на предрасположенности ребёнка.
Но это, наверное, самый сложный вопрос. Я неоднозначно отношусь к тому, что детей в 3 года отдают на какие-то серьезные секции, где они проводят большую часть времени. Потому что я видела разные примеры: И когда ребенок был счастлив, что он провел 10 лет на какой-то секции, и когда он ненавидит родителей за то, что его куда-то отдали. Поэтому буду смотреть по ситуации.
Подводя итог, выскажу несколько мыслей, которые у меня появились во время сбора материала.
Можно проследить одну довольно логичную закономерность — дети ходили на занятия с удовольствием, если у них преподавали хорошие учителя. Если отношение было человеческое. Тогда даже не сильно заинтересованный ребенок начинал тянутся к знаниям. И наоборот. Плохие преподаватели отбивали у ребенка любое желание к обучению. А это может сильно отразится на будущем: нереализованные желания возвращаются, а нужного уровня знаний нет.
Поэтому перед тем, как отдавать ребенка куда-то, лучше больше узнать о педагогическом составе.
Переосмысление и изменение системы образования пошло бы на пользу школам искусств. Как многие отметили, в начале пути важны не столько знания, сколько заинтересованность ребенка.
Сейчас снизился уровень стереотипов, таких как «мальчика надо обязательно отдать на бокс, девочку на танцы. И ни в коем случае ни наоборот, даже если они сами хотят». Это не может не радовать.
7 из 13 человек в итоге связали своё будущее с творческим образованием, полученным в детстве. Некоторые из оставшихся 6 человек выбрали смежные профессии.
И ещё, если у вас появится желание творить в любом возрасте, просто начните. Никогда не поздно.
Анна ХМЕЛЕВСКАЯ
Фото из архивов героев
0 комментариев