22 Ноября, Пятница, 09:50, Воронеж

Джабраил Яхьяев: Искусство и семья на одной линии бессмертия

Джабраил Яхьяев – молодой воронежский поэт. В свои 25 он стал автором нескольких десятков стихотворений и переводов иностранной лирики. Ряд российский и зарубежных изданий опубликовали его произведения. А еще он окончил филологический факультет ВГУ. И теперь на офисных дверях одного из бизнес-центров Воронежа, где Джабраил – специалист по работе с корпоративными клиентами, появляются стикеры на литературном русском.


Филолог-«торгаш»

– После окончания вуза, я перепробовал множество профессий. Работал копирайтером, помощником печатника в типографии, даже пытался устроиться переводчиком. Но если в первых двух случаях я не видел никакого профессионального, творческого роста, то переводчиком не получилось, потому что в Воронеже эта сфера плохо развита, для такой деятельности нужно уезжать в столицу, – рассказывает Джабраил. – В результате вот уже полтора года работаю в бизнес-среде. Я прекрасно понимаю, зачем мне нужна эта работа. В процессе общения с людьми, ты учишься добиваться намеченного результата. Видишь цель и ступени, по которым можно до нее дойти.

У Джабраила яркая южная внешность, хорошо поставленная речь, а еще он много улыбается. Поэтому и в голову не приходит, что у него много внутренних страхов и барьеров:

– Не скажу, что я уверенный в себе человек, но постоянно работаю над собой. В первую очередь, волнения связаны с работой. Я нахожусь сейчас в сфере, где люди мыслят категориями «выгодно-невыгодно», «дешево-дорого», исключительно деловые отношения. И в самом начале у меня были проблемы с восприятием самого себя – что я торгаш и пытаюсь что-то впарить. Но я составил пункты мотивации и постепенно восприятие изменилось. также мне помогли тренинги, которые проводятся у нас в компании. Я научился выходить из зоны комфорта, чем дальше – тем удобнее тебе повсюду.

Джабраил, несмотря на филологическое образование, выбранное самостоятельно, никогда не мечтал стать преподавателем. Семья хотела, чтобы он окончил аспирантуру и остался в университете, но с аспирантурой не сложилось, а работа в школе его разочаровала еще во время студенческой практики.

– Я считаю, что нужно быть учителем, в первую очередь, своим детям. Хотя у меня очень хорошо складывались отношения с учениками. Я преподавал в 6-7 классах. Но мне приходилось бывать и в учительской. Мягко говоря, меня очень огорчили отношения между учителями. А мальчишки мне потом еще фотографии присылали свои, где они в бабочках и галстуках, – Джабраил в студенческие годы придерживался определенного стиля. Классический костюм он дополнял галстуком или бабочкой, иногда шляпой. На встречу со мной он пришел в более сдержанном образе, но клетчатая шляпа и фиолетовая рубашка все равно выделяли его из толпы.



Реальность и творчество

Самым главным сейчас Джабраил считает то, что от работы в бизнесе не пострадало его творчество.
– Очень важно видеть правильную цель в искусстве. Кто-то пишет для того, чтобы просто выразиться, кто-то, чтобы обрести славу. Одна из потребностей человека, быть признанным сиюминутно. Я же хочу помочь человеку измениться, – Джабраил становится более серьезным, задумчивым. – Я уверен, что искусство может сделать человека лучше.

Большая часть стихотворений Джабраила написана в тот момент, когда поэту было плохо. Он считает состояние одиночества очень важным для творца, так как разговор с самим собой не должен быть никем нарушен.

– Важно быть с людьми, с каждым из них, но чтобы дать что-то, нужно побыть в одиночестве. Искусство для людей, но порождает его одиночество. Это уход в себя без потери связи с людьми, – Джабраил подбирает каждое слово.

Но в привычном понимании, поэт не чувствует себя одиноким, хотя бы потому, что он очень крепко связан с семьей. Для него дом – это место, где можно быть настоящим. Важнее всего люди, которые входят в семью. Неудивительно, что первое стихотворение он прочитал маме, которая не до конца понимает его, но всегда верит в старшего сына. С детства она называет его по имени отчеству – Джабраил Тахирович. Глава семьи – более сдержанный человек, ему достаточно пары минут общения с сыном.

– Отец никогда не понимал, но всегда поддерживал. Ни разу не было разговоров о том, чтобы я бросил литературу или уделял ей меньше времени. Хотя была некая нестыковка. Отец – участковый, а сын — поэт. Зато я всегда поздравлял его с Днем милиции в стихотворной форме, – во время разговора о семье 25-летний парень превращается в мальчишку, глаза светятся, улыбается.

На вопрос, что он предпочтет, если вдруг возникнет выбор: семья или творчество – Джабраил удивительно быстро дает ответ:

– Семья. Быть отцом – это одно из главных предназначений. Ведь ты порождаешь человека. В семье и творчестве есть одна общая линия – линия бессмертия, когда ты можешь создать что-то. Поэзия меняет человека. Отец тоже помогает взрастить новую личность. Мне не хочется выбирать, но если встанет вопрос так: реальность или искусство, выберу реальность.

Джабраил родился на юге Азербайджана, в селении Талышских гор. Когда Джабраилу исполнилось 3 года, отец, закончивший Астраханскую школу милиции и уже работавший, выбрал для дальнейшей службы Грибановку. В конце 90-х из-за материальных трудностей семья вернулась в Азербайджан. Но жизнь там оказалась не легче:

— Отцу пришлось содержать четыре семьи, он единственный работал. А у него уже к этому времени было трое сыновей. Вот в этот момент понятие «семьи» для отца и сузилось. Понял, что он несет ответственность, в первую очередь, за своих детей и жену.

Через три года семья вернулась в Грибановку. Глава семейства восстановился в милиции. Спустя еще год они переехали в село Малые Алабухи.

Из-за переездов у Джабраила возникли проблемы с русским языком. Будучи в 7 классе он поставил себе цель – знать русский лучше всех в классе.

– Мне иногда кажется, что я даже перевыполнил задачу. Так постепенно я начал ездить на олимпиады, читать стихотворения на конкурсах, попал на филфак. Скажу больше. Поведение, мышление, то, о чем пишу – все русское, – азербайджанцем парень себя не считает, хотя и не может сказать, что исторически связан с Россией.

Он чаще других членов своей семьи ездит к родственникам на малую родину, и его там очень утомляют свадьбы. В Азербайджане все считают Джабраила мусульманином, а воронежские друзья – православным. Хотя он не причисляет себя ни к одной религии, а просто признает существование Бога.

Через пятнадцать лет Джабраил видит себя счастливым семьянином, состоявшимся поэтом, выпустившим уже несколько книг. Он живет в полной гармонии с собой и с окружающим миром. Но это позже, а пока он снимает квартиру с матерящимся программистом и продолжает работать специалистом по работе с корпоративными клиентами, чтобы подняться на еще одну ступеньку в достижении своей цели.

Анна ГРЕБЕНКИНА
Фото предоставлено героем публикации

0 комментариев