На выходных искусствовед Наталия Нескоромная прочитала лекцию «Перформансы. Изумление. Шок. Восторг». На ней Наталия рассказала о новых жанрах искусства и познакомила слушателей с предысторией создания перформанса и с его современным развитием.
Инсталляция
— Обычно это статичная композиция из привычных нам предметов. Но они находятся в разных сочетаниях, с разной концепцией и смыслом, который вкладывает автор в работу.
Как мы поняли, авторы не всегда объясняют инсталляции. Иногда их смыслом являются чувства, которые испытывает человек, глядя на эти предметы или попав в эту ситуацию. Смысл инсталляции в том, чтобы испытать какие-то ощущения.
Хеппенинг
— Он близок к перформансу. Но разница в том, что у перфоманса всегда есть сценарий, который продумывает художник. А в случае хеппенинга автор продумывает лишь отправную точку. Художник создает ситуацию, а дальше все может пойти как угодно, непредсказуемый процесс.
Акция
— Это дерзкое, яркое и провокативное действо. Часто приобретает политический или социально направленный характер.
Погружение в тему перформанса мы начали с Тино Сегала и его «Поцелуя»
Молодые люди лежат на полу и целуются. Но их поцелуи воспроизведены с картин великих художников, поэтому каждый проходящий мог вспомнить то или иное полотно. Работы Сегала отличаются тем, что автор не использует термин «перформанс», он называет их сконструированными ситуациями. Он также выступает против съемки, что противоречит самому главному тезису перформанса – он должен быть задокументирован. Такое решение носит определенный смысл – антикоммерческий.
Перформанс
Это продуманная от начала и до конца форма искусства. Часто он имеет конкретный смысл, который объясняет автор.
Его рождение началось с художников футуристов и дадаистов, но самого термина не существовало. Футуристы бунтовали против буржуазии и старых мастеров. Они устраивали футуристические вечера, на которых собирали людей, и во время выступления провоцировали их. Они могли со сцены кидаться чем-то в зрителей, могли продать меньше билетов, чем есть на самом деле. Футуристы пытались развести людей на эмоцию.
Дадаисты же бунтовали против Первой мировой войны. Многие художники старались отобразить события того времени в своих работах. Но дадаисты считали, что привычные нам виды творчества не смогут отразить войну, поэтому нам нужен новый язык искусств. Дадаисты вваливались в кабаре «Вольтер» в африканских масках, странных шляпах, нелепых нарядах и начинали декларировать стихи на трех разных языках одновременно. Эти акции были пропитаны антивоенной идеей равенства и уже походили на знакомый вид современного перформанса. В полной мере подхватили это течение сюрреалисты.
Термин «перформанс» родился после выступления «4'33''» Джона КЕЙДЖА
Смысл перформанса в том, что автор предлагал людям услышать музыку там, где ее нет, почувствовать ее внутри себя. Композитор представлял свое новое произведение. После звонка люди заняли свои места, концерт начался. Музыкант сел за рояль, открыл его крышку и нажал на метроном. В зале стояла гробовая тишина, а композитор лишь перелистывал страницы нотной тетради.
Так началась история современного перформанса, и мы расскажем вам о самых запоминающихся и провокационных.
Марина Абрамович «Энергия Покоя»
Этот перформанс о доверии в отношениях между мужчиной и женщиной. Возлюбленный Марины — Улай держит тетиву и лук, направленный в ее грудь. От поведения и выносливости Улая зависела жизнь Абрамович. Для остроты момента, около сердца мастеров искусства был прикреплён микрофон, через который зрители могли услышать их бешеное сердцебиение. Любое неловкое движение могло оборвать жизнь Марины Абрамович.
Йоко Оно «Отрежь кусок»
Перформанс отражает безжалостность людей. Йоко Оно села посреди открытого помещения и положила рядом ножницы. Любой проходящий мог отрезать кусочек ее платья. Хоть и начиналось это мирно, закончилось тем, что люди осмелели и уже не резали, а кромсали ее платье. Йоко осталась практически обнаженной.
Елена Ковылина «Вальс»
Во время этого перформанса играла музыка, по всему залу стояли люди. Ковылина приглашала их на танец, а после каждого тура цепляла на грудь орден и выпивала рюмку водки. Под конец Елена напилась до беспамятства и партнеров приходилось вытаскивать из толпы силой, ведь никому не хотелось кружиться под музыку с пьяной женщиной. То, что поначалу казалось приятным времяпрепровождением, превратилось в катастрофу.
Перформанс изначально родился как вид искусства «вопреки». Художники были против влияния арт заказчиков, хотелось существовать вне коммерции и выйти за рамки. Но сейчас перфомансы сильно влились в мир искусства и подчиняются рынку. То, от чего хотели уйти мастера, в итоге их настигло.
Анастасия ВАСИЛЬЕВА, Екатерина ИВАНОВА
Превью Ники КОЛЕСНИКОВОЙ, а также другие фото
0 комментариев