20 марта сумерки накрыли небольшую меловую долину. В небо взмывают всполохи пепла – остатки сгоревшей травы. Вспыхивает последний арт-объект – «Цветик-Семицветик» из палок и соломы. У его основания догорают зеленые крохи (борная кислота). Воронежцы вереницей возвращаются в автобусы. Заканчивается фестиваль весеннего равноденствия в Дивногорье.
Но как всё началось?
Корреспондент «P.S. – 5 сов» за две недели до фестиваля приехал волонтером к организаторам – Полевому культурному центру (ПКЦ) – и узнал, что это за «равноденствие» и с чем его едят.
О равноденствии
Это древний праздник, который отмечался у разных народов: от Южной Америки и до Японии. Славяне не были исключением. Астрологический праздник знаменовал начало весны и рождение новой жизни. Причем он играет важную роль и у христиан, так как после 20 (21) марта и после первого полнолуния начинается Пасха.
— Это важнейший праздник для всего человечества, занимающий недостаточно важное место у нас. У равноденствия огромный визуальный потенциал, — говорит куратор выставки лэнд-арт скульптур и художественный руководитель фестиваля Илья ТРУШЕВСКИЙ.
Два года назад он попробовал сжигать старые рисунки, создавая из них скульптуру. Причем под электронную музыку прямо в галерее современного искусства. А сразу после этого участвовал в Масленице, где создавал арт-объект. В тот момент Илья удивился, насколько мало художники работают с важными для людей темами.
Так что идеей фестиваля стали синтез музыки, театра и лэнд-арт объектов, как создание нового визуального наполнения древнего ритуала проводов зимы.
Подготовка к фестивалю
— Мне нужны костюмы и большой шар из веток, — во время встречи с волонтерами говорит Илья.
И мы начинаем работать. Группа из трех человек: художницы и по совместительству создательницы одного из будущих арт-объектов, дизайнера одежды и меня — человека, который впервые увидел венок из веток, — вооружились серпом и мачете и пошли резать…траву для будущих костюмов.
А потом связывали ее в пучки вместе с лозами винограда и хмеля и мастерили будущие соломенные бороды, юбки, волосы — в общем, все, что позволяли фантазия и время. Так и прошло наше 8 марта — с букетами сухоцветов и едой от Наты Совки – нашей «кормилицы» на время подготовки к празднику.
Последние пять дней перед фестивалем художники и организаторы события активно трудятся в поле: создают будущие инсталляции из веток, соломы, досок – всего, что находится под рукой, решают организационные вопросы и нервничают. Всё-таки это первый по количеству сжиганий объектов фестиваль в Воронеже и первый, посвященный весеннему равноденствию, в Дивногорье.
Фестиваль равноденствия
Время – 13 часов дня, а мы с музыкантом Александром Ковалевым, или с SARVANAND — диджеем, играющим на синтезаторе, только подъезжаем к точке сбора. Причем в дороге он времени не теряет – репетирует интуитивный вокал.
— Мммм, — импровизационно напевает SARVANAND разные ноты. Как почувствует, что сейчас нужно спеть так-то, сразу поет. И так же делает его спутница Юлия. Они выступают дуэтом: Саша поет мантру из йоги «Сурья Намаскар» (приветствие Солнцу), а Юля – «Чандру Намаскар» (приветствие Луне).
А в это время завершается организационная работа в Дивногорье. Мы встречаемся с организаторами и остальными волонтерами. Времени мало, скоро начнется фестиваль, а еще не всё готово. Мне дают платье из мешковины и терновый венок, созданный из палок и украшенный сухоцветами. Плести его было, конечно, весело, а вот носить в течение дня – тяжело. Но зато сразу проникаешься атмосферой славянских празднеств, когда девушки в льняных платьях и с венками водили хороводы и прыгали через костер.
Когда же начало?
Гости начинают собираться, подъезжают автобусы. Приготовления почти завершены. Но последний и самый главный трансфер задерживается. Фестиваль растягивается на несколько часов. Начинает работать полевая кухня и хэнд-мейд ярмарка, где продаются эко-товары, свистульки и изделия ручной работы. Играет музыка, а зрители сидят на холмах, некоторые из них водят хороводы вокруг скульптур.
Скульптур было 15. Арт-объекты размещены в небольшом логе на окраине Дивногорья. «Феникс», «Звезды-цветы», «Зима-харакири», «Пирамида с глазом» и другие скульптуры ожидают своего часа, как и все мы.
У каждого арт-объекта есть своя концепция. Например, буквенная скульптура «АТЕХ» Грега Линдермана и Андрея Попова связана с именем хазарской принцессы Атех, которая «обрела бессмертие». Художники этого объекта напомнили, что и на территории Дивногорья раньше жили хазары. Другой арт-объект «Звезды-цветы» на протяжении горения должен был менять свой внешний вид. По словам автора, Сергея Горшкова, это попытка заставить статичный объект двигаться, словно артист на сцене, показывающий спектакль зрителям. Меняется форма объекта, меняется и содержание; как в сказке из огня появляется новый персонаж, новая форма жизни. По словам художника, степные цветы и ночные звезды больше всего могли бы подойти к этому фестивалю.
— Неоднозначно всех нас привлекла инсталляция: что-то типа танка. Кто-то подумал, что это морской корабль, кто-то, что это печка. Мы с интересом наблюдали, как она горит: было много дров, так тепло, — говорит гостья фестиваля Оксана ЛАВРЕНТЬЕВА.
На улице то снег, то солнце, погода быстро меняется, но к назначенному часу становится тепло — весенние лучи согревают лог. И в 18 часов, наконец-то, приезжает последний автобус. Фестиваль начинается.
Дождались!
По территории разносится звучание барабанов и гитары. По мере сжигания объектов экспериментальная музыка сменяется электронной, трансом, русскими народными мотивами в современном звучании. Также музыканты играют не заранее запланированные композиции, а импровизированные. Вместе с ними выступают фаерщики (команды «Razgar» и «Время магии»), ответственные за сжигание инсталляций, а также танцевальная группа «NateTribe».
Первой сгорает «Соломенная баба» Натальи Михеевой и Сергея Ростовцева, которые приехали сюда как волонтеры, но в итоге сделали два арт-объекта. Один объект сменяется другим. Не все инсталляции поддаются огню, наиболее прочные, такие как «Полень» и «Сухая баба» держатся до последнего. Причем «Полень» не сгорает и становится арт-объектом Дивногорья. Много участников феста попросили сохранить его.
Становится холоднее. Небольшие группы отделяются от общей массы и идут греться к кострам, оставшимся после инсталляций. К закрытию феста гости сильно устали. В голову приходит только один вопрос: «Когда сгорит последний объект?». Всё же задержка праздника и большое количество скульптур немного подпортили впечатление от события.
Но на последней работе, «Цветике-Семицветике», становится оживленнее, и пока он горит, гости водят хороводы. Веревки, которые держали «листья», сгорают, и цветок раскрывается. Это стало хорошим завершением фестиваля.
Хорошо или плохо?
Последние несколько дней зрители активно писали свои отзывы на фестиваль. Однозначного мнения по поводу его проведения так и не появилось. Кто-то был недоволен организацией, кто-то — местом проведения (далеко от Воронежа), кто-то — трансфером.
— Ничего не понравилось. Хотел увидеть хоть одно достойное внимания сооружение из дерева и соломы. Было много маленьких скучных кучек веток. Всё получилось максимально дешево и отвратно, — делится впечатлением один из зрителей Константин ИВАНОВ (фамилия изменена).
Кому-то, наоборот, фестиваль очень понравился. Сейчас поступают просьбы и дальше проводить подобные события.
— Классные инсталляции: феникс — моя любовь. Интересная подача: у каждой фигуры полноценное шоу. Музыка — непрерывная и разнообразная, для меня это ценно. Это такой фестиваль, в котором надо быть внутри: петь, плясать, играть. Создавать праздник, проживая радость и единство. Быть зрителем — плохая идея, — рассказывает гостья феста Дарья ЗАХАРОВА.
Мне, как участнику, не к чему придраться. Я получила только положительные эмоции от праздника и от компании, которая им занималась. Ребятам есть, к чему стремиться, так что надеюсь и дальше принимать участие в подобных событиях.
Дарья ВОЛОДИНА
Фото автора, Владимира МАЛДЕРА, Сергея ПРОМЫСЛОВА, групп вк «Равноденствие.Дивногорье», «ПКЦ/Полевой Культурный Центр»
0 комментариев