Рисовать в стиле «ню» — вдохновение или пошлость? Как бороться с выгоранием? Что лучше: выставки или страничка в Instagram? На эти вопросы ответила художница Оля Филаретова.
Девушка поступила в Воронежское художественное училище и уже на втором курсе начала работать в детской школе искусств. Она проработала учителем живописи рисунка и композиции больше десяти лет. — Мне нравилось преподавать, творчески раскрывать детей, — вспоминает Оля.
За время работы педагогом, девушка не переставала рисовать. Помимо живописи, занималась также иконописью: писала на заказ и реставрировала.
— Это совершенно особенное духовное действо, которое требует высокого настроя и концентрации, — рассказывает девушка.
В 2009 году Оля защитила дипломную работу — большой холст, примитивно яркая живопись, крупные мазки. Работа, по словам художницы, отражает ее мироощущение.
— Я — мать, погружена в материнство, семью. Диплом назывался «Тихон» — так зовут моего сына. Его на руках держит моя мама. За диплом поставили высшую оценку. Сейчас работа висит на даче, мне удалось забрать ее из училища через год после окончания, — вспоминает художница.
В 2013 году Оля завела свою страницу в Instagram и начала больше рисовать: в основном акварель и постель.
К лету 2014 года поняла, что может обучать не только детей, но и взрослых. Уже летом купила несколько коробок акварели, ватмана, кисти, пластиковые палитры и начала организовывать мастер-классы для девочек.
В феврале 2016 состоялась первая индивидуальная выставка ее картин в Воронеже. Серия акварели и постели.
— Это было волнительно!, — говорит Оля, — работы на выставке отличались особенной душевностью, там было много картин про Россию.
Спустя год Оля начала рисовать свои первые небольшие «ню» работы — это были нежные акварели, прозрачные.
Девушка рассказывает, что русские художники плохо относятся к обнаженной натуре.
— Трансформация жанра «ню» в русском рисунке конца XIX-XX вв. — это практически путь от создания иллюзии женского тела до полного исчезновения и иллюзии, и тела. Нет, художники не стали асексуальны — они решили не соревноваться с великими предшественниками, создавшими шедевры жанра. Я часто слышу: «Куда ты, Оль, лезешь, ты же не Ренуар?». Не Ренуар, но я творю в собственном стиле и не притязаю на регалии знаменитых художников, — делится мыслями девушка.
Класс обнаженной женской натуры в петербургской Академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества возник только в 1893 г. До этого официальными натурщиками были только мужчины. Русские художники либо вовсе не писали нежные женские тела, либо писали их скрытно. Например, Венецианов использовал своих крепостных крестьянок в имении Сафонково в виде натурщиц. Ню Михаила Ларионова — это насмешки над чувственностью и эротизмом, которых в начале прошлого века было настолько в избытке, что не смеяться над голыми было невозможно. Оля же хочет показать женские тела в разных проявлениях, для нее женские тела красивы.
К обнаженной натуре живописцы вернулись только в XIX веке — нагих людей стали изображать не через аллегорические сюжеты, а за будничными занятиями. Настало время импрессионистов, чья живопись сама по себе невероятно эмоциональна и чувственна.
Например, французский импрессионист Эдгар Дега «слишком видел в женщине ее животную сторону» и стремился создать у зрителя ощущение, будто тот подглядывает в замочную скважину. Его героини моются, выходят из ванны, вытирают ступни и расчесывают волосы, не замечая взгляда наблюдателя. Они прекрасны, живы и не идеальны, и вызывают живой отклик зрителя. По словам девушки, «обнаженное тело — это ода самой жизни».
— Чаще люди, не имеющие дела к искусству, думают: если на холсте изображен человек без одежды, в этом есть сексуальный контекст. На самом деле, все проще: ты рисуешь другого человека и воспринимаешь его как некую форму, набор контрастов, фактур, и узнаешь о нем больше, чем он хотел бы рассказать сам, — рассказывает Оля.
Кто ее натуры? Сейчас у девушки нет возможности снимать студию и писать с натуры. Чаще она это делает по своим фото и кадрам подруг. Либо создаются простые снимки на телефон, либо на камеру, снимая в студии. Даже для фото они ловят свет и создают контрасты.
— Да, это немного иное, чем рисовать вживую, с дышащей и тёплой натуры, но для меня это необходимый компромисс, — уточняет художница.
Оля рассказала, что у нее есть потребность делиться своим видением мира и творчеством с людьми.
— Меня это невероятно заряжает и вдохновляет. Возможности блога, который я веду с 2016 года, намного шире, чем выставки в Воронеже. Меня смотрят и читают люди из разных городов и стран. Я в принципе человек страстный и жадный до жизни и эмоций. Поэтому хочется делиться всем. Но блог видит 20% творчества — остальное не проходит мою же проверку на качество, — рассказывает девушка.
Оля не считает, что рисование — это отдых. Занятие само по себе увлекательное, занятное, приносит огромный ресурс, но все же — творческая работа. И, как и в каждой творческой работе, тут свои браки: эстетические и моральные.
— Ты пишешь часами холст, а утром просыпаешься, смотришь на него, но он уже не тот, не нравится. И браться за него снова порой не хочется. Привычное разочарование, случающееся со мной каждую неделю, — делится мыслями Оля.
Как у любого творческого человека наступают моменты выгорания. Бывает, что она не берет в руки карандаши, ручки и кисти по несколько дней. Иногда ей кажется, что все творческие поиски, брошенные холсты, потраченное время на нереализованные идеи в живописи — все зря. Но после погружения на дно всех мыслей — приходит в себя. Вспоминает про то, что все люди — уникальные, разные, странные.
— И я вот такая — одна на свете. И нет ничего, что сделано напрасно,- говорит художница.
Виктория ОМЕЛЬЧЕНКО
Фото героя
0 комментариев