22 Ноября, Пятница, 10:06, Воронеж

Почему уличные граффити - искусство, а не вандализм ?

Гуляя по любому району города, всегда можно наткнуться на изрисованные стены домов и заборов. Что такое граффити, можно не объяснять. В наше время это стало понятно всем, и доступно каждому, вот только каждый видит в нём разную суть.


Если прочитать «Теорию разбитых окон», то можно найти момент, описывающий граффити на вагонах и стенах как вандализм, который влечёт за собой тяжёлые последствия для чистоты города и дисциплины его жителей. В одном из Европейских городов был приведён социальный эксперимент. На двух велосипедных парковках, расположенных в разных районах, под сиденье пристёгнутого велосипеда была подложена газета с рекламой. Одна парковка располагалась у чистой стены, другая — рядом со стеной, изрисованной граффити. Огромная часть людей, чьи велосипеды были припаркованы у изрисованной стены, выкинули газеты рядом с ней, а владельцы велосипедом стоявших у чистой стены, напротив, доехали до урны. Этим экспериментом было доказано, что граффити приводит к загрязнению улиц и города, и если начинать приводить город к экологическому идеалу, то первой должна быть победа над граффити.

Но всё ли так плохо?
Чтобы разобраться по порядку мы взяли небольшое интервью у уличного художника – Миши ГУДВИНА, рисующего граффити на стенах Воронежа и за его пределами уже больше пяти лет.

— Михаил, расскажи немного о своём творчестве, связанным с уличным художеством ?
— Я думаю, что логично назвать это «стрит арт» или уличное искусство. Я начал 7 лет назад с классического граффити, когда рисуется никнейм в виде объёмных букв и в настоящий момент я занимаюсь тем, что принято называть пост-граффити, или стрит арт, как собственно любую форму искусства рисунка на стенах. Но конкретно то, что я рисую сейчас это ответвление стрит-арта. Я рисую абстрактные формы в городском пространстве, которые отсылают нас к didgital культуре или цифровым вещам, связанным с веб-дизайном, если мы говорим про какие-то градиенты, это могут быть разные стрелочки, курсоры, некая своеобразная интеграция цифровой среды в пространство города. Формально это выражается через простые фигуры, которые являются отсылкой к русскому авангарду, в целом это абстрактная живопись в городе.

— Почему старшему поколению не понятны уличные граффити и они не могут принять их за искусство?
— На улице рисуются чаще всего тэги и шрифты, они носят мало художественного смысла, это, скорее, соревнование между художниками за количество работ в городе, но есть ещё и рисунки, которые выполняются другими способами, например, трафаретами, как у Бэнкси, это ближе широким массам, но из-за того, о чём я сказал в начале, складывается впечатление, что всё граффити состоит из тэгов, да и общество у нас слишком консервативное, если человек вырос в советской культуре, где этого не было, то ему будет чуждо любое граффити, даже нарисованные качественно.

Одна из работа уличного художника - Бэнкси

— Что тебя вдохновляет ?
— Меня вдохновляют разные чужие работы, живопись или стрит-арт, но у нас в городе этого мало, ещё вдохновляют вещи, которые в городском пространстве выглядят очень неуместно и странно.

— Какое самое неуместное искусство которое ты видел в нашем городском пространстве ?
— Когда на домах закрашивают граффити, то это всегда делается другим цветом, не цветом стены, и иногда там может быть по пять цветов, это выглядит, как абстрактные живописные работы, только бессознательные. Ещё видел нарисованные сердечки, которые однажды появились на потолке арки на Кольцовской улице, это очень мило и странно.




— Какое самое необычное место где ты рисовал граффити ?
— Года три или четыре назад, когда водохранилище замёрзло, я рисовал на каком-то судне, по-моему, это был катер.

— Как обычно реагирует полиция если замечает тебя рисующим на улице ?
— Вообще всегда по-разному, я могу сказать им, что это не вандализм, ведь вандализм — это статья уголовного кодекса, которая подразумевает под собой рисование на памятниках, на том, что имеет историческую ценность, а рисование на заборах — это не нарушение уголовного кодекса, и полиция реагирует адекватно. Летом был такой случай, я рисовал на заборе здания, которое было под снос, у площади Ленина, и молодая пара проходившая мимо, вызвала полицию, их почему-то испугало, что я рисую круги, полиция приехала, я объяснил сотруднику, что в моём рисунке нет никаких фашистских надписей, нет ничего радикального, и по сотруднику было видно, что ему лень работать и заполнять какие то документы, и он просто предложил дорисовать ночью.



— Были ли в твоей практике работы, за которые тебе стыдно?
— Да, были. Особенно раньше, когда у меня был юношеский максимализм и я рисовал теги на новых домах, которые были хорошо выкрашены, я не задумывался, что делаю городскому облику хуже, а сейчас я это понимаю, и в последнее время я рисую на зданиях, которые заброшены, но атмосферно выглядят, или на ветхих поверхностях, хуже которым от моих рисунков уже не станет, наоборот стрит-арт очень впишется в них.

Владислав САЛЬНИКОВ
Фото vk.com/misha_gudwin1

0 комментариев