24 Ноября, Воскресенье, 22:13, Воронеж

В Воронеже завершился IX Платоновский фестиваль

16 июня IX международный Платоновский фестиваль искусств торжественно завершился концертом Воронежского фестивального оркестра. Лучшие музыканты Воронежа, хоры из пяти городов России и приглашенные оперные певцы объединились ради финального аккорда самого яркого воронежского фестиваля.


Лето — фестивальный сезон в стране. В Москве это «Красная площадь», «Разноцветный джаз» и «Времена и Эпохи». В Санкт-Петербурге — «Культура Рядом». А Воронеж уже почти десять лет организует международный Платоновский фестиваль искусств, известный по всей России и за ее пределами. За долгие годы фестиваль не раз становился предметом обсуждения театральных и музыкальных изданий, а журнал Snob дал ему такую оценку: «По масштабам, уровню подготовки и программе фестиваль можно сравнить с крупнейшими европейскими смотрами, с Чеховским и Дягилевским фестивалями».

Фестиваль совмещает в себе направления «Театр», «Академическая музыка», «Музыка мира», «Выставки» и «Литература». Кроме того, 2019-й год — это год 120-летия со дня рождения Андрея Платонова, а потому фестиваль имел особое значение. За рекордные шестнадцать дней воронежцы смогли насладиться всеми гранями искусства и просто провести время с удовольствием.

На закрытие фестиваля любители классической музыки и искусства пришли в Воронежский театр оперы и балета, чтобы насладиться музыкальным полотном «Песни Гурре» Арнольда Шёнберга в исполнении Воронежского фестивального оркестра под руководством народного артиста России Владимира Вербицкого. Между прочим, это произведение исполняется в России уже в четвертый раз: для воспроизведения требуется большой оркестр, хор и лучшие оперные певцы. Кантата «Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра — одно из самых масштабных и одновременно загадочных сочинений великого музыкального новатора и создателя 12-тоновой системы Арнольда Шёнберга.



Оказывается, что перед концертом у многих зрителей сложился стереотип, что музыка Арнольда Шёнберга сложна для восприятия и, как правило, такую музыку обычно играют только в консерваториях и только для музыкантов и опытных слушателей. Однако реакция зрителей в итоге говорила об обратном: для постижения великого шедевра достаточно просто любить музыку.

Звучат последние минуты музыкального полотна: хор, флейты, скрипки, кларнеты, трубы, ксилофоны – полнейшее согласие нот. Действие завораживает своим единением. Стройно согласованные звуки наполняют весь концертный зал. Здесь всё: страдание, гротеск, любовь. Долгая пронзительная нота и… Конец. Секундная тишина и переполненный зал взрывается аплодисментами и криками «Браво», которые длятся на протяжении пяти-семи минут.

Выходящие из зала люди с восхищением делятся произошедшим. Называют услышанное лучшим вариантом воспроизведения Шёнберга. Эта музыка ранила не только самого композитора, для которого период создания полотна совпал с периодом искания собственного стиля музыки. Эта музыка затронула тонкие нити душ всех, кто ее слышал.

Екатерина ПРАВОСЛАВНОВА
Фото Максима ЛАПТЕВА, Екатерины ПРАВОСЛАВНОВОЙ

0 комментариев