Фестиваль славянской культуры стартовал 28 мая уже в 20-й раз. За два десятилетия праздник успел объединить поколения и воспитать новых поклонников русской культуры. В этот раз выступить в Новую Усмань приехали 32 коллектива из Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Белгородской и Московской областей. Ансамбли пели народные песни, исполняли частушки — акапельно и под звуки русской гармошки.
Начинался праздник в воскресенье, 28 мая, как и двадцать лет назад, с Троицкого торжественного молебна в храме Казанской иконы Божьей Матери, а продолжился шествием фольклорных и этнографических коллективов по улицам села до берега реки Усманка. У реки развернулась главная площадка — там открылась ярмарка народных промыслов, где умельцы представили свои работы в самых лучших славянских традициях.
Внимание своими работами привлекла Анна Каракуц. Мастерица привезла на выставку авторские тканые изделия: пояса, очелья, рушники — сохраняющие художественно-эстетическое наследие Воронежской области. Узоры и орнаменты девушка берет из музейных архивов, а льняные полотна создает сама на чудом сохранившихся столетних ткацких станках.
Для Воронежского края характерна черноузорная вышивка, когда по белому полотну выполняется геометрический орнамент черными нитями. Оказывается, костюмы многих участников не «новодел» — рубашки и кушаки прабабушки участников бережно хранили в сундуках с прошлого века.
С прибытием артистов разворачивалось и главное праздничное действо — традиционный Троицкий хоровод. Участники коллективов в народных костюмах и с венками из луговых трав на головах кружились вокруг украшенной березки — главного символа праздника.
На Руси считалось традицией завивать березку на Троицу. Девушки скручивали ветви березы, сплетали их в косы и украшали лентами. Потом совершали обряд кумления — когда две близкие подруги трижды целовались и говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Считалось, что девушки вступают таким образом в духовное родство и могут доверять друг другу самые сокровенные тайны. Этот обряд демонстрировали и на сцене фестиваля.
После хоровода ансамбли совершили еще один обряд — спуск венка на воду. По преданию, если венок продержится на глади реки весь праздник — жди хорошего урожая, а если закрутится или унесется течением, то год богатым на урожай не будет. Новоусманский венок продержался на воде большую часть праздника.
К тому же традиции праздника особую роль отводили рекам и озёрам. В этот день у девушек было принято гадать о том, как сложится в ближайшее время их личная жизнь. Для этого плели венки из весенних цветов и опускали их на реку: куда поплыл — оттуда и жених будет, остался у берега — не выйдет девушка замуж.
По народным поверьям, именно в это время русалки, обитательницы рек и озер, странствуют по земле, гуляют по лесам и утаскивают в свое водное царство юношей. Чтобы их уберечь, девушки снимают со своих голов венки и надевают на головы парней.
А тем временем руководители ансамблей со сцены поздравляли гостей фестиваля. С приветствием обратились начальник отдела народного творчества Наталья Калашникова, глава Новоусманского муниципального района Дмитрий Маслов и благочинный Новоусманского церковного округа, протоиерей Сергий.
Дальше гостей угощали главным блюдом праздника — традиционной яичницей. Она символизирует собой и солнце, и семейное счастье без ссор, «углов». Новоусманские подворья развернули целую дегустационную ярмарку, где бесплатно или за символические 20 рублей поили чаем, квасом и кормили кашами, приготовленным по старинным рецептам. Самой лучшей назвали кашу-сливуху села Бабяково.
Помимо основного действа на сцене мини-концерты разворачивались и у каждого подворья. Там обязательно сидел гармонист, играющий народные переборы. Поразила всех без исключения редкая рояльная гармонь. Игре на них не обучают в музыкальных школах — технику передают из уст в уста. Сама гармошка родом из Ельца. Ее особенность в том, что, в отличие от баяна, у нее вместо кнопочек — клавиатура, как у рояля. Но и это не все: таких клавиш на грифе гармошки два ряда: спереди, и сзади, с левой и с правой руки. Такая конструкция сложна для освоения, поэтому предпочтение отдают более простому аккордеону, а тех, кто освоил игру на рояльной елецкой гармошке, можно считать настоящими мастерами-виртуозами.
— Еще не переродилась народная песня. Раньше мать постоянно пела в детстве, а сейчас — мы. Играем, поем, фланкируем (фланкирование — искусство владения оружием, когда мужчина совершает круговые движения шашкой – прим.), каждый казак должен уметь обращаться с оружием… И, конечно же, петь! — делится участник казачьего ансамбля «Донской рассвет» Николай Степанович.
До позднего вечера продолжались народные гуляния. Напоследок организаторы пригласили гостей и участников на следующий фестиваль.
Ангелина ОБОЛОНСКАЯ
фото автора
0 комментариев