22 Ноября, Пятница, 07:07, Воронеж

Художник в театре и кино, или как научиться экономить

16 ноября в книжном клубе «Петровский» состоялся Artist talk c театральным художником и живописцем Александрой МАКИЕВОЙ. Она рассказала, с чем приходится сталкиваться художнику-постановщику: где найти гранат в 5 утра, как накрыть 36 столов на 2300 рублей, и не только.

Профессия художника-постановщика, или придётся учиться перекрашивать вещи вручную

Как вообще я попала в эту сферу? Всё как обычно: через друзей и знакомых. Мне позвонила моя подруга и предложила поработать в кино. Бесплатно. Конечно, я согласилась.

Первый фильм, в котором я работала как художник-постановщик, — «Натанель». Короткометражный художественный фильм, который рассказывает о жизни писателя Самуила Маршака во время его пребывания в Воронеже. Сказать, что я не понимала, что происходит – ничего не сказать. Потому что моя жизнь никак не была связана с кино и театром, кроме как в качестве зрителя. Приходилось учиться бегом и очень быстро понимать, что вообще происходит. В идеале художник по костюмам придумывает образы, подбирает материалы, всё это отдает в пошивочный цех вместе с эскизами. Но так происходит далеко не всегда. Я — представитель той ситуации, когда всё подбирается из того, что есть: ищется по друзьям, по театрам, по антикварным магазинам. Самой первой проблемой, с которой я столкнулась на съемочной площадке, было окно в квартире, в которой мы снимали. Там оно четырехстворчатое, а в доме, в котором жил Маршак, — двустворчатое. Конечно, так оставлять было нельзя. Мои друзья-художники сколотили мне раму, нашли такие же обои, как на этой кухне, всё это заделали. Белые откосы мы замазывали грязной половой тряпкой. Подготовиться к ситуации, которая происходит перед съёмками, очень сложно.

Сейчас мы снимаем детский фильм «потерянные воспоминания». Сначала мы отбирали детей. Их было около 120. Потом как обычно рисовались эскизы. Всю одежду, костюмы мы перекрашивали вручную в моей бедной ванной. Что-то мы, конечно, шили, но это малая часть. Всё красили сами. Половые тряпки были использованы по несколько раз. Мы их переделывали, перекрашивали, и они служили на нескольких проектах. Ими потом ещё что-то декорировали. На съёмках мы не спали сутками, там даже не было возможности покушать. Было две смены: 20 и 24 часа. Сложно, но очень интересно.

Натюрморты, или как накрыть 36 столов на 2300 рублей

Я очень люблю ставить натюрморты. Как-то мне для съемок были нужны цветы. Денег как обычно нет. Я пришла в театр драмы после спектакля и попросила у актёров цветы. Потом я поняла, что мне нужен гранат. Я замучила всех: в 5 утра звонила своим друзьям и просила, чтобы мне привезли гранат. Народ подумал, что я беременная. Таки мне его привезли, и… Композиция сложилась!

Еще была интересная сцена в банкетном зале. Надо было богато накрыть 36 столов едой, и на всё это у нас есть 2300 рублей. Мы поехали в какой-то деревенский супермаркет: накупили там всего, что подешевле. И потом из всего этого собирали блюда на стол. Просто на каком-то энтузиазме отсняли эту сцену.
После окончания съёмок моя работа обычно не заканчивается, потому что я потом ещё сутки всё добро, что мы брали в аренду и под залог, развожу обратно.



Красивые костюмы с минимальными затратами, или «А давай подумаем ещё!»

Что требуется от меня в театре? В принципе работа художника здесь не сильно отличается от работы в кино. Тебе дают сценарий или пьесу, ты читаешь и начинаешь всё постепенно придумывать, рисовать. Потом показываешь режиссеру. Если одобряет – начинается сложная работа, если нет – идёшь думать дальше. Всё происходит сложнее, когда у тебя очень маленький бюджет и сжатые сроки. Тут уже подключаешь в помощь всех, кто согласен работать бесплатно.

Бюджет на первой моей работе в театре был 15 тысяч рублей. На эти деньги надо сделать костюмы, декорации. Естественно, это очень сложно: добрую половину предметов мы добывали как могли.

Спектакль «Рок-н-рол на закате». Бюджет — 8 тысяч. То есть ситуация еще веселее. На самом деле, чем больше сложностей, тем интересней сама работа. Стрессовые условия помогают найти идею, реализовать минимальными затратами. Костюмы все из жёсткого подбора. Например, на одной из актрис было мое платье и пиджак со свадьбы моей мамы.

Спектакль «Оркестр Титаник». Бюджет тут уже 50 тысяч. И всё опять начинается с начала: рисуются эскизы, обсуждаются с режиссёром. Самое страшное, когда режиссёр говорит: «А давай подумаем еще!». Это значит, что надо просматривать всё заново и придумывать что-то новое. Я очень любила этот спектакль, часто подключала в помощь своих студентов, потому что одна я уже не справлялась.

В целом художник-постановщик должен уметь образно, пространственно-объемно мыслить, выбивать эмоцию у зрителя. Уметь воплощать эскиз, читать и чертить чертежи, составлять смету и вести бюджет, работать руками и, конечно, уметь работать с людьми.



Кристина ПОДГУЗОВА
Фото и видео автора

0 комментариев