Любишь короткометражки? Следишь за фестивалями и разбираешься в тонкостях съемочного процесса? Хочешь за короткий период времени постичь саспенс, а может, даже и катарсис испытать? Тогда Shnit International Shortfilmfestival точно не для тебя.
(Текст писался под Mujuice — Энтропия)
19:00 часов. Зал Книжного клуба «Петровский» не заполнен. Пришло человек 30. Народ разный. Такой микс-салат из молодежи и эстетов постарше с еле-еле пробивающейся сединой. Свет выключается. Камера, мотор, поехали.
Первая короткометражка — «В двух словах», режиссёр Фабио Фриедли, Швейцария.
Описание к этому фильму: от семени к войне, от мяса к любви, от безразличия до апокалипсиса. Попытка объяснить мир в двух словах. Ключевое слово здесь — попытка.
Во время просмотра сложилось впечатление, будто режиссер наконец-то узнал, что же такое Stop-motion (видео-материал, который напоминает слайд-шоу из фотографий или стоп-кадров из видео) и теперь хочет поделиться этим с нами. Ярко, местами забавно, зал хихикал — всё. Посыл примерно такой: вот красивая последовательность кадров, просто кадров, уже должно быть классно. Но нет.
Последующие пять короткометражек — пять локальных историй, которые режиссеры пытаются включить в сложный контекст общественных отношений. Однако выходит это у них довольно поверхностно. У меня сразу возникла ассоциация с рекламой из 90-х, в которой не заморачивались и говорили всем итак известные истины прямо в лоб: «Водка — плохо, Нинтендо — хорошо». Так и в этих короткометражках.
К примеру, вторая короткометражка — про людей с синдромом Дауна. Называется она «Даниэль», режиссёр — Анастасия Добровска, Польша. Суть её, вы не поверите, показать, что у таких людей, оказывается, тоже есть чувства, они также веселятся, мечтают, любят и дружат. И показано это всё потрясающе «интересным» способом: просто симпатично снятое повествование, без каких-либо сюжетных поворотов.
Третья — «Я не лебедь», режиссёр Арман Ламелуз, Франция. Она про 22-летнего студента молекулярной биологии, который параллельно ещё и работает… альфонсом. Однажды он получает SMS-ку от своей клиентки. Она назначила место встречи. Он направляется туда… и встречается с её дочерью. Альфонс по найму остаётся с 16-летней девушкой на ночь, но не для того, чтобы заняться любовью, а для того, чтобы просто поболтать.
Четвертая короткометражка — «Преодолевая трудности», режиссёр Эрик Шахиниан, США. Суть её заключается в «оригинальной» мысли. Пожилых людей, оказывается, нельзя оставлять одних, особенно, если они больны. Ведь может случиться что-то плохое. Мысль, безусловно, важная и даже трогательная. Но стиль съёмки этой работы такой же, как и в фильме про людей с синдромом Дауна. То бишь, без каких-либо интересных форм выражения.
Пятая — «Я всё видела» режиссёра Ха-сеонг Жеонг, Южная Корея. История повествует о двух мошенницах, матери и ее маленькой дочери, которые обманом получали деньги от ни в чем неповинных мужчин. В итоге их преследует одна из жертв обмана и забивает до смерти битой в тёмном переулке. Единственный фильм, который вызвал хоть какие-то эмоции, кроме скуки.
И шестая, последняя, и по совместительству самая обидно простая работа — «Чудесно проведённый полдень», режиссёр Турк Мартин, Словения-Хорватия. Я просто процитирую анонс фильма с официального сайта фестиваля: «После очередного неудачного собеседования отец проводит день со своим семилетним сыном. Они, оказывается, находят кошелёк полный денег, и отец учит сына, как правильно поступить». И теперь, знатоки, вопрос, как же закончится этот фильм? Да, всё верно, они отнесут кошелёк владельцу. И их не отблагодарят деньгами. The End.
— А мне очень понравился короткий метр про альфонса, — поделилась впечатлениями Анна, студентка ВГАСУ. — Снято очень интересно, посыл классный же: он, молоденький альфонс, не переспал с 16-летней дочкой своей клиентки. Хотя у девушки были деньги, которые она хотела заплатить за интим. Он остался с ней на всю ночь. И чем они занимались? Выпивали, танцевали и пели песни под пластинку. Нужно оставаться человеком с большой буквы «Ч», не продавать свою мораль за деньги.
— Ну не знаю, — задумчиво говорит менеджер по сопровождению мероприятий в Книжном клубе Валерий, — довольно сомнительная подборка. Это попытка пафосно, в модной форме преподнести какие-то моральные штуки. Всем в основном понятные. Но как это относится к теме фестиваля — я вот даже как-то не знаю… Короткометражки — это же концентрированная идея. Люди смотрят такие фильмы, чтобы за короткий период времени получить этот концентрат. И этой магии, увы, в данной подборке не было.
Справка «P.S.— 5 сов»
22 октября в Книжном клубе «Петровский» представили специальную программу shnit CINEMAS: 6 короткометражных фильмов международного конкурса, созвучные главной теме фестиваля этого года «Here we are?» (Где мы сейчас?). Полная программа фестиваля состоит из международного и российского конкурсов и включает 68 короткометражных картин. В отборе участвовало более 3000 заявок, присланных молодыми режиссерами из 136 стран мира. В финальную подборку вошли социальные и психологические драмы, триллеры, хорроры, комедии и анимационное кино.
Дарья БУШНЕВА
Фото автора и из официальной группы Вконтакте
0 комментариев