27 апреля в рамках кинофестиваля «Новый горизонт» состоялся мастер-класс «Киножурналистика: секреты профессии». Алена СЫЧЕВА познакомила слушателей с основными навыками киножурналиста, а также сформировала представление о многообразии творческой деятельности.
— Здесь на фестивале я в четвертый раз. Мои мастер-классы несколько отличаются от тех, что читают другие специалисты. В основном, они рассказывают о том, как делать кино, про сценарий, про актерское мастерство, про режиссуру, про продюсирование. А я рассказываю о том, чем сама занимаюсь. Многие полагают, что в кинопроцессе важны только два полюса: авторы и зрители. На деле между ними существует множество посредников: киножурналисты, критики, рекламщики, словом, те, кто наполняет информационный вакуум «шумом».
Так в чем же специфика персональных навыков профессиональных киножурналистов? Алена СЫЧЕВА сформулировала 12 пунктов разнообразия видов деятельности журналиста:
- Написание статей
- Составление каталогов
- Редактура сценария
- Интервью
- Программирование фестивалей
- Экспертный комментарий
- Представление фильмов
- Проведение пресс-конференций
- Создание теле- радио- репортажей
- Пиар продвижение
- Продюсирование
- Работа в кинопрокате
В современном кинопроцессе катастрофически не хватает грамотных и адекватных посредников высокого уровня, осознающих, что кино — это не только аттракцион, но и высокое искусство. Важно не только понимать, как оно «делается», знать его историю и теорию, но и уметь донести всю полноту киномира до «обывателя». Этим занимаются те, кого называют киножурналистами:
— Любой критик — не враг, а друг. За кино нужно уметь стоять. В любом творчеством процессе нужно следовать одному простому правилу. Можешь не писать — не пиши, можешь не снимать — не снимай. Если ты можешь не заниматься творческой деятельностью, не надо, не занимайся. Не засоряй эфир. Я очень люблю кино, поэтому не хочу делать плохие фильмы. Но я помогаю людям, которые снимают хорошее кино. В этом мое призвание. Нужно любить автора, но ненавидеть его неудачу.
На мастер-классе говорили также и о важности фактчекинга и соблюдении дедлайна. По словам Алены СЫЧЕВОЙ, главное в своих текстах «не пижонить», а простым русским языком попытаться сформулировать свое виденье. На вопрос о скандальной критике Алёна ответила:
— Был Икар, где все время одни и те же вручают одним и тем же. Я написала статью, сказала, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Получился внутренний скандал. Вышло, что я неудобный человек. Это бывает обидно, но иногда нужно быть неудобным. Теперь, когда я стала частью команды, то уже не могу писать критику на фестиваль. Тут уже лучше подойти лично и сказать: «Вась, может тебе помочь нужно?»
А ещё Алёна дала совет, что делать, если ты не так понял фильм:
— У произведения искусства не может быть неправильных трактовок. Вы так поняли и имеете на это право. Вам не важно, что автор имел ввиду, текст говорит сам за себя. Неправильных трактовок быть не может.
Карина ЛУКИНА
Фото автора
0 комментариев