21 Ноября, Четверг, 21:41, Воронеж

Рождение музыки: почему джем-музыканты никогда не репетируют?

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина. За каждым великим концертом стоят многочасовые репетиции. Но что будет, если музыканты выйдут на сцену без подготовки, да ещё и увидев друг друга первый раз?


Джаз & я


«Свободных мест нет», — кричит табличка на двери книжного зала «Петровский». Но особо недоверчивые всё-таки пробираются в зал, расталкивая локтями всех, кто стоит на их пути. Среди них и я.

— Раньше надо было приходить, — кряхтит кто-то за моей спиной.

— Так мы и пришли. Еще семи нет, — шипит кто-то мне в левое ухо.

Сегодня, 22 февраля, рабочий день, но, кажется, об этом знаю только я. Мест нет. Те, кто на джеме не первый раз — уже давно заняли стулья. Остальные, в том числе и я, завистливо косятся на них. Закон джунглей таков: каждый за себя.

Загадкой остаётся тот факт, что в зале до того тихо, что слышно как гудит микрофон. Как будто люди, переступив порог зала, попали под действие какого-то заклинания. Приглушенный алый свет ложится на лица, превратив нас в краснокожих. Всеобщее молчание, одинокие инструменты на сцене, ожидающие своих хозяев — все это готовит нас к чему-то великому, к какому-то обряду посвящения.

И тут появились Они.

Джаз & Они




Аплодисменты пронзают напряженную тишину. Молча, без предупреждения, Они начинают играть. Всё несказанное — в музыке, но лирическим начало не назовёшь – звучит марш. Кажется, будто мы все попали на военное поле, где сражение происходит между джазистами.



Я раньше никогда не слушала джаз. Но мгновенно в него влюбилась. Мне не хотелось разговаривать, думать. Я просто слушала, наслаждалась. Отключилась от всего происходящего вокруг.

С чем едят джем?



Что такое джем, и с чем его едят? На помощь приходит Михаил КРЮКОВ, барабанщик Воронежской филармонии:

— Музыка — это язык, точно такой же как наш. Когда люди говорят заученные вещи как в театре, например, — это музыкальный концерт, а когда люди просто разговаривают — это джем.

Джем — это живой разговор на музыкальном языке.

Вот почему музыканты не репетируют перед концертом — смысл джема заключается в общении совершенно незнакомых людей. Но они понимают друг друга с полувзгляда, «разговор» идёт через импровизацию – основу джаза. В перерывах между композициями, а иногда во время них, появляются другие музыканты. В этом и есть ценность джема: музыка рождается на глазах у зрителей.

Ещё немного о еде



-Джем — это как сборная солянка, — делится впечатлениями после концерта Анна, которая ехала на него из Москвы. — Только есть солянка афро-американская, а есть среднерусской полосы. Они различаются в подаче музыки, в уникальности исполнения и не повторяют друг друга. К тому же есть установленный стереотип джазовой ритмики афро-американских исполнителей, а у нас что-то свое, родное.



Когда б вы знали, из какого сора...



Джем-сейшены в Воронеже не всегда были так популярны. Несколько лет назад их к нам привез талантливый музыкант из Казахстана. В последствии заведующий отделением Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей Андрей ДУДЧЕНКО. Он и стал организатором джемов у нас.

— В Москве джем-сейшены проходят постоянно в каждом кафе. А у вас не было. Меня угнетала мысль, что здесь нет возможности самореализоваться, самовыразиться. Я загорелся идеей и нашел место. Теперь мы проводим их каждую последнюю среду месяца, — рассказывает Андрей.

— Найти музыкантов не сложно, — вступает в беседу преподаватель вокала воронежского музыкального колледжа Татьяна СПАСИБУХОВА, — мы все друг друга знаем, работаем вместе в колледже, в филармонии. Гораздо сложнее всех собрать и заслужить любовь зрителя.

— У джазменов это получается, — говорит арт-директор «Петровского» Кристина ГУЛЬЕВА. — И хотя мы собираемся каждый месяц, всякий раз такой же аншлаг как сегодня. Возможно, потому то вход почти свободный, мы придерживаемся политики «плати, сколько хочешь». Есть гости, которые пришли впервые и отдают деньги перед началом концерта, а после кладут еще. Есть маленький процент тех, кто не платит ничего. Порой наши музыканты в такие вечера тоже кладут деньги в нашу общую «шляпу». Но в основном все поддерживают артистов не только аплодисментами, но и финансово.

К тому же джем — это всегда эксперимент, и музыканты без подготовки играют зачастую очень интересные и неожиданные вещи. А другим любопытно, что же из этого выйдет.

Что в итоге?


Видимо, в этом и заключается великая сила искусства – у музыки нет национальности и границ, и совершенно незнакомые люди свободно общаются на её языке. И уже с каким-то трепетом смотрю я на людей, которые заняли сидячие места, и тех, которые толкали меня в очереди. И жить хочется, и верить… Наверное, музыка, именно такая, настоящая — и есть наш маленький спасительный островок среди холодного океана жизни.

Юлия ДИДЕНКО
Фото автора и Карины Лукиной
Видео автора

0 комментариев