3 студента ВГУ ФКН + 2 студента ВГАИ + 1 студент музыкального колледжа имени Ростроповичей = джазовая группа «ArtSolo». 22 января они дали первый сольный концерт, чтобы отметить два года творческой деятельности. «ArtSolo» рассказали корреспонденту «P.S — 5 сов», что делать музыкантам без спонсора и почему «тяжела и неказиста жизнь народного артиста».
Когда б вы знали, из какого сора растут джазисты из «ArtSolo»
«ArtSolo» — выходцы из седьмой детской школы искусств, за исключением барабанщика Максима — тот вышел из шестой.
— То, что у нас появился Максим — это большая удача, — вспоминает скрипка-Марина. Да и сама Марина попала в группу по совпадению — перепутала двери в музыкальной школе и осталась послушать репетицию ребят, на ходу импровизируя на скрипке. После этого Денис (пианино), Андрей (аккордеон) и Глеб (бас) ее не отпустили. Последней пришла солистка Алина — и стали они «ArtSolo».
Спустя два года группа имеет за плечами достижения, понятные профессионалам — ряд гран-при на международных конкурсах, таких как «Жемчужина России» — из воронежских музыкантов на этом конкурсе не побеждал никто. А достижениями, понятным людям, далёким от музыки, можно назвать то, что «ArtSolo» получают гонорары за выступления на свадьбах, концертах и ресторанах, последним из которых был «Route66».
#тыжпрограммист
Денис, Максим и Андрей — студенты-бюджетники факультета компьютерных наук ВГУ. Одним своим видом они рушат стереотипы о программистах как о ботаниках, сидящих целый день дома перед компьютером в дырявой майке. А стоит им выйти на сцену — все сообщество хакеров-интровертов отрекается от них. Так кого же в них больше — Павла Дурова или Льюиса Армстронга?
(На фото слева направо: Андрей, Максим, Денис)
— Чехов говорил: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница». Вы — программисты-музыканты. Кто есть кто в вашем случае?
Максим: Музыка — мечта, но текущие реалии могут не дать ей сбыться. Интересно и то, и другое. Но если я буду стоять на перекрестке и знать, что у каждого пути одинаковые шансы сбыться, то выберу музыку. А программирование для меня как подстраховка.
Андрей: Именно подстраховка. Я не такой большой «хакер» или фанатик компьютеров. После первых же гастролей брошу учебу и буду отдавать все свободное время творчеству.
Тем временем, программисты и вообще IT-специалисты становятся все более востребованными, и иметь какие-то навыки в этой области, как минимум, полезно. Сегодня, к сожалению, нет стопроцентной гарантии, что, если ты будешь в поте лица трудиться в одном направлении, то получишь желаемую отдачу. Поэтому всегда нужно иметь запасной план.
Денис: Я учусь на 4 курсе, но понял давно, что программистом быть не очень хочется, однако, знания бесспорно полезные и востребованные на рынке труда. Вообще, я человек универсальный: помимо того, что программист-музыкант, я ещё и фотограф, который учится на военной кафедре.
Последний курс — своеобразное жизненное распутье, но, однозначно, музыка останется со мной при любом раскладе. Вопрос только на каком уровне: любительском или профессиональном. А ещё к лету хочу подкачаться.
— Сегодня — ваш первый сольный концерт, и вы сами оплачивали аренду зала, инструменты и так далее. А как быть тем исполнителям, у которых нет денег?
Денис: А у нас тоже денег не было. Только через 2 года мы вышли на тот уровень, когда наши затраты полностью окупаются. Первые 3 месяца мы работали в убыток, потом заработали первые деньги на музыкальном конкурсе, и после этого нас начали приглашать играть за символические суммы. И на сегодняшний день мы выступаем на свадьбах, в ресторанах, частных праздниках, денег не так много, как хотелось бы, но они есть.
Максим: Быть музыкантом — недорогое удовольствие, пока не появится желание играть на всём, что звучит. Сейчас сложно понять вектор развития музыкальной индустрии в России. Но как мне кажется, та музыка которую мы играем — не нужна большинству или хотя бы толпе. Не то что надо ориентироваться на массы, но все равно необходимо собирать какую-то фан-базу.
Хочется блюза, джаза, рок-н-ролла… Но в основном только тем, кто его играет.
Андрей: У нас есть каверы на попсу, но она вся на нашей вокалистке Алине, например, тот же «Radioactive», «Rolling in the deep»…
Максим: Я бы не сказал, что это попса. Есть попса, а есть популярна музыка, это разные вещи.
— А почему бы тогда не перейти на попсу, увеличить свой доход, бросить учебу и стать независимыми музыкантами?
Денис: Если и переходить на попсу, то только на собственно сочиненную. Да, она прибыльнее, так как проста для восприятия, а потому понятна большему количеству людей. «А я не хочу, не хочу по расчёту, а я по любви, по любви хочу». Тем более наши затраты не так велики.
Для репетиций наша школа искусств выделяет бесплатно кабинет, тот же барабан и аккордеон они дают нам на репетиции и концерты. А остальные мелочи, вроде костюмов, мы оплачиваем с проданных билетов и гонораров. У нас нет лишних затрат, потому что сами рисуем афиши и продаём билеты без посредников. И фотограф у нас свой, прямо как у звезд.
Начинающие музыканты, которые считают, что без денег никуда нельзя продвинуться, на деле не приложили достаточно усилий. У нас получилось найти место для репетиций и инструменты, отказали бы в школе, мы бы двинулись дальше. Здесь, как говорится, кто хочет — ищет способы, кто не хочет — ищет причины.
Ведь легка же и казиста жизнь в «ArtSolo» у джазиста
Глеб, Марина и Алина, в отличии от программистов, решили не страховаться и полностью посвятить себя музыке. Все трое в разное время закончили детскую школу искусств №7, Глеб и Марина — обучались в музучилище Ростроповичей, а Марина с Алиной сейчас учатся в Академии искусств.
(На фото слева направо: Алина, Глеб, Марина)
— Если быть музыкантом так просто, то почему говорят, что «тяжела и неказиста жизнь народного артиста»?
Алина: Я слышала эту поговорку в варианте «российского артиста» и, может, именно здесь собака и зарыта. Творческие кризисы, непонимания в коллективах, проблемы с трудоустройством…
Марина: Или бытового характера, когда приходится со скрипкой в метель ехать на автобусе на репетиции…
Глеб: Практически у всех исполнителей одинаковые трудности. Для меня есть много непонятных вещей в музыке. Например, я могу заниматься, учить, а потом прийти на занятие к своему педагогу и он скажет, что я недоработал, что я мало занимаюсь. А ведь на деле это не так.
Но бывает и по-другому. Я могу не заниматься, потому что нет желания, проходит недели две, я прихожу к педагогу, а он говорит, что я хорошо сыграл, что я хорошо занимался, что я поработал над недочётами. А на деле — я не прикасался к инструменту или же потратил на это минут 15-20. И тут у меня появляется вопрос. Почему так, а не наоборот?
Все дело в желании, если ты хочешь сыграть хорошо, если ты сосредоточен на этом, то тогда и получается так, как ты того желаешь. Трудность в том, чтобы найти это желание, потому что когда становишься музыкантом, порой устаёшь от музыки.
Марина: Именно поэтому у нас нет строгого времени репетиций. Иногда бывает час позанимаешься, ничего не получается, и хочется домой. А бывает раз — и час, два, три занимаемся, а вдохновение все прёт и невозможно остановиться. И нас уже чуть ли не уборщица шваброй выгоняет из школы, которая вот-вот должна закрыться. И так, практически на ходу, доигрываем, покидая здание
Алина: Может, жизнь артиста и тяжела, но, пройдя через трудности, мы получаем вознаграждения от судьбы. Несмолкающие аплодисменты и благодарность зрителей, их горящие глаза во время успешных выступлений, а также минуты вдохновения, когда кажется, что ты способен свернуть горы.
За такие моменты и стоит терпеть трудности, ведь тогда понимаешь, что быть музыкантом — твоё призвание.
Ксения ЗАБЕЙВОРОТА
Фото Екатерины ПАНИНОЙ, «ArtSolo»
0 комментариев