22 Ноября, Пятница, 06:46, Воронеж

Лобановский жил, Лобановский жив, Лобановский будет жить

Документальный фильм Антона АЗАРОВА «Лобановский навсегда» − лауреат Международного фестиваля спортивного кино и телевидения в Милане в номинации «Кино и телефильмы про футбол − Великие чемпионы». Лента рассказывает о легендарном советском и украинском тренере киевского «Динамо», который первым в истории советского спорта сумел сделать свой клуб грандом европейского футбола. Корреспонденту «P.S. − 5 сов» выпала уникальная возможность посмотреть картину до ее выхода в широкий прокат, дата которого намечена на 18 января.


Черный экран. Представление создателей фильма в титрах. Виолончелист (в его роли − заслуженный артист Украины Иван КУЧЕР), выходящий на центр стадиона «Динамо» им. Валерия Васильевича ЛОБАНОВСКОГО. Намек первого плана достаточно прозрачен: точно так же в свое время выходили на поле команды главного героя фильма, чтобы подарить зрителям футбольный концерт. Из бездны (Первых дивизионов, проигранных финалов, вылетов от слабых команд) на вершину Олимпа − обычная дорога команд Лобановского.

Но есть еще и аллюзия второго плана. Быть может, о ней даже не догадывались и сами создатели кинокартины. Знаменитый классический музыкант на первых секундах мог появиться только в серьезном и качественном документальном кино о спорте, которые на постсоветском пространстве появляются редко. Да, были хорошие передачи минут на 20-30. Однако поставить их рядом с настоящим документальным кино просто невозможно. Фишка даже не в хронометраже, хотя и он, безусловно, имеет значение.

Полуторачасовую документалку может позволить себе снять не каждый режиссер (по времени здесь все как в классическом футбольном матче − 90 минут основных плюс 3 компенсированных). Главная суть здесь в том, что все материалы о легендарном тренере, которые появлялись до сегодняшнего дня, не более, чем хроники. Проще говоря: родился, жил, добился, умер. Выделялся лишь проект Алексея АНДРОНОВА и Семена СЛУЧЕВСКОГО «75 минут с Лобановским». Они сумели сделать так, чтобы в фильме не присутствовали авторы, а тренера было больше всего. Вот уж действительно простая формула успеха, ведь Валерий Васильевич был весьма закрытым человеком.



Прошло 14 лет. О том успехе Андронова и Случевского многие сейчас так сразу и не вспомнят. Но помнил Антон Азаров, который попытался снять то, чего не снимали до этого. Отказавшись от дидактики и убрав закадровый текст, Азаров показал, что он уверен в себе как автор и уверен в собственных зрителях. Большой поток информации из череды рассказов, на удивление, не утомляет. Каждый может выбрать для себя понравившиеся и взять оттуда все самое нужное. Здесь тебе и воспоминания легенды 80-х (периода второго расцвета «Динамо») Мишеля ПЛАТИНИ: «Лобановский делал футбол современным, красивым, результативным. Он был будто провидцем, или человеком из будущего»; и мнение авторитетного советского и российского комментатора Геннадия ОРЛОВА: «Киевское «Динамо», времен Лобановского, была лучшей командой Европы»; и откровения одних из лучших воспитанников Валерия Васильевича Андрея ШЕВЧЕНКО и Сергея РЕБРОВА: «В конце 90-х мы были готовы выигрывать Лигу чемпионов. Но прежде всего, Лобановский сделал из всех своих футболистов людей». Можно увидеть и немного сумбурные хроникальные кадры неизвестных девушек, которые приехали поболеть за «Динамо» в Киев из Кировограда, а также споры «кузьмичей» у входа на стадион: победит ли «Динамо» с таким счетом, или с другим.

Андрей ШЕВЧЕНКО

Визуализированный информационный поток имеет четкий вектор: мы видим атрибуты жизни великого мэтра тренерского цеха, но при этом не наблюдаем от членов семьи. Единственным остался комментарий сына соратника Лобановского Олега БАЗИЛЕВИЧА, с которым великий тренер разработал и внедрил систему подготовки футболистов высокой квалификации. Удивительно, но режиссер сумел по максимуму раскрыть главного героя без помощи его членов семьи.

В то же время, может показаться, что все друг на друга нагромождено и тяжело к восприятию. Нет. Среди всего этого есть по-настоящему врезающиеся в память моменты, которые не только делают фильм трогательным, но и заставляют пустить слезу даже самых суровых футболистов и тренеров. Таким, например, стал фрагмент с Алексеем МИХАЙЛИЧЕНКО (олимпийский чемпион в составе сборной СССР на играх 1988 года, серебряный призер Чемпионата Европы 1988 года, единственный игрок, выступивший в составе сборной СССР на этих двух турнирах под руководством Лобановского), снятый у памятника учителю в Киеве рядом со стадионом «Динамо». Молчание на доли секунд и поклон с глубочайшим уважением и почитанием. В фильме есть и похвалы Михайличенко Лобановскому, и воспоминания а-ля «было это на одном из матчей чемпионата СССР». Но момент с поклоном − превыше всех слов.



При всем этом в фильме нет пересказа его биографии, описания памятных матчей и достижений, чем обычно были наполнены предыдущие картины о Валерии Васильевиче. Зритель видит жизни футболистов и тренеров такими, какими они есть. Странные по характеру матчи, недовольство игроками методами работы на тренировках, после которых игры казались отдыхом, знаменитая «выездная модель» мэтра, пользование услугами советской системы − где вы еще сможете увидеть всю правду? Самую настоящую, не искаженную с какими-то предвзятыми целями.

Великий тренер не умирает. Вы не увидите кадров с его похорон, или кадров матча с запорожским «Металлургом», где его настиг фатальный приступ прямо на тренерской скамье. Сообщение, которое передает режиссер зрителям, тянется через всю картину и заключено в самом названии. Мы с вами живем в мире, где идеи тренера продолжают воплощать в жизнь до сих пор. Как будто он среди нас: все так же тренирует киевское «Динамо» и строит планы на будущий сезон. Здесь характерен эпизод с его интервью перед сезоном 1962/1963. Тогда Лобановский еще не знал, что тот год станет последним для него в качестве игрока «Динамо».

Нет, фильм не идеален. Но в нем собраны слова людей, которые не просто хорошо относились к главному герою, а и чему-то учились у него, играли под его руководством, или просто почитали его талант. Может быть, спросили не все и не у всех. Того же Игоря БЕЛАНОВА (одного из трех обладателей «Золотого Мяча» среди украинских футболистов) в фильме нет. Не так много и иностранных специалистов. Но здесь можно сделать поправку на то, что все они сверхстатусные: Карло АНЧЕЛОТТИ (один из самых успешных тренеров современности, трехкратный победитель Лиги чемпионов УЕФА), Жак ФЕРРАН (патриарх европейской спортивной журналистики, возглавлял журнал «France Football» с 1960 по 1985 год, один из основателей самой престижной индивидуальной футбольной награды «Золотой Мяч»)…

Валерий Васильевич Лобановский жив. Даже не потому, что существует высказывание «Пока жива память о человеке, жив и сам человек», а потому, как сказал уже упоминаемый Алексей Михайличенко: «Киевское «Динамо» участвовало в турнирах только для того, чтобы в них побеждать. Этот дух, привитый Лобановским, будет передаваться из поколения в поколение и жить в команде всегда. И те, кто будут приходить в «Динамо», будут лишь продолжать его дело, которое он начал в далеком 1957 году…».


Справка «P.S. − 5 сов»

Валерий Васильевич ЛОБАНОВСКИЙ (6 января 1939, Киев − 13 мая 2002, Запорожье) − украинский и советский футболист и футбольный тренер. Многолетний наставник киевского «Динамо», во главе которого дважды выигрывал Кубок обладателей кубков. Трижды был наставником сборной СССР, с которой стал вице-чемпионом Европы 1988. Главный тренер сборной Украины в 2000—2001 годах. Полковник внутренней службы.

Мастер спорта СССР (1960). Заслуженный тренер СССР (1975). Кавалер советских орденов «Знак Почета» (1971) и Трудового Красного Знамени (1987). Кавалер ордена Украины «За заслуги» ІІ и ІІІ степеней. Герой Украины (2002, посмертно). Кавалер Рубинового ордена УЕФА «За заслуги» (2002).

Один из лучших тренеров в истории футбола, входит в список 50 лучших тренеров за последние 50 лет (1959—2009) по версии «World Soccer», а также в список лучших тренеров послевоенного периода по версии «The Times». Занял 7 строчку в списке лучших тренеров в истории футбола по версии «World Soccer» и «Football Pantheon», а также 8 − по версии ESPN FС.

Вадим ФЕДОРЕНКО

0 комментариев