17 ноября в российский прокат вышел фильм, который одним лишь примечанием «По роману Дж. Роулинг» заставил миллионы зрителей по всему миру бежать в кинотеатры. Речь, конечно, о новой картине по вселенной «Гарри Поттера» — «Фантастические твари и где они обитают». Корреспондент «P.S.-5 сов» посмотрел фильм и открыл для себя принципиально другой мир волшебников. Мир, насквозь пропитанный Америкой 20-х годов.
Все мы помним Хогвартс, Косой переулок и всё то, что вызывает теплые ассоциации из детства. Всё это всплывает в голове, когда представляешь новый фильм по книгам Роулинг. И вот ты уже в зале кинотеатра и с каждой минутой осознаешь, что детство закончилось. По крайней мере, именно такое чувство оставляет после себя работа Дэвида Йэтса (режиссер фильма – прим. автора). И дело тут вовсе не в отсутствии школьников в замке, уроков и квиддича, а в том, что сама картина представляет собой самостоятельное произведение. Нельзя назвать фильм приквелом, это скорее спин-офф.
Совсем не обязательно смотреть перед этим все части «Гарри Поттера», чтобы понять нехитрый сюжет новинки. Для Дэвида Йэтса это уже 5 фильм по книге Роулинг. До этого режиссёр снял 4 последние части «Гарри Поттера», но тогда он работал с уже готовым материалом, ведь до него было снято ещё 4 картины. Теперь же ему предстояло не закончить, а начать, запустить корабль в открытое плавание, и сделал он это вполне удачно.
Проще сравнить «Фантастических тварей» с «Хоббитом» Джексона, который так же был призван пробудить теплые чувства, оставленные его большим братом «Властелином колец», но вместо этого он лишь напомнил о нём. Такими фильмами стараются подать новое содержимое в старой, но проверенной обертке. Типичная история, когда новое произведение уже знакомой серии собирает заветные миллионы долларов в прокате, благодаря уже вышедшим приквелам и сиквелам. Так было и с вышеупомянутым «Хоббитом» и с новыми «Звездными войнами» Абрамса. Не хочется при этом утверждать, что подобные фильмы плохие, ни в коем случае. Всё зависит от того, с какой целью вы приходите в кинотеатр. Если вы хотите насладиться спецэффектами, актерами и вновь увидеть волшебные палочки, то вы однозначно будете довольны. Но если вы ждете, что вам вновь покажут панорамы Лондона, Хогвартса, Хогсмида и других известных мест, то лучше сразу готовьтесь к тому, что всё это вы не увидите. Увы.
Сюжет, на первый взгляд, может показаться немного странным. Особенно для людей, которые не читали одноименную книгу, а смотрели лишь фильмы о «мальчике, который выжил». Ведь, согласитесь, смотреть 2 часа на приключения зоолога со сбежавшими животными – сомнительная затея, когда за плечами 8 фильмов, изменивших целое поколение подростков. Да и сама атмосфера принципиально другая, и до конца не понятно, с чем это связано, то ли дух Америки настолько сильно всё меняет, то ли состав актеров и отсутствие знакомых персонажей.
На смену прежним героям приходит Ньют Саламандер (так же в некоторых переводах Скамандер – прим.) – писатель и магический зоолог. Он крайне загадочная личность, и даже к концу фильма зритель не всё о нём узнаёт. Известно лишь то, что он учился в Хогвартсе, но его выгнали из школы за то, что один из его питомцев напал на студента. Знакомая история, если вспомнить судьбу Хагрида. Затем он немного поработал в Министерстве магии, в отделе по контролю над существами, и после отправился в странствия.
На момент начала фильма, зритель оказывается в 1920-х. Ньюта заносит в Нью-Йорк, и пускай не сразу, но мы узнаем правдивую причину его прибытия, раскрывающую его натуралистичный характер. Он намерен отпустить на свободу в родные края одного из своих питомцев по кличке Фрэнк. Эдди Редмэйн, исполнитель главной роли, вполне гармонично вжился в образ, смешав своего Хокинга («Вселенная Стивена Хокинга» 2014 – прим.) с Невиллом Долгопупсом – известным любителем ботаники, другом Гарри Поттера. Ньют смотрится робким, достаточно закрытым и безобидным на протяжении всей картины. Его стиль одежды соответствует характеру, и даже прическа скрывает лицо от внешнего мира. Такое поведение обусловлено тем, что Ньют явно разочаровался в людях, видя отдушину лишь в своих питомцах.
Не зря, в какой-то момент он называет людей «миллионами злобных тварей», которые подвергают опасности безобидных зверей. Чем не яркий пример натурализма? Зато он запросто может спасти и себя, и своих друзей, если того требуют обстоятельства. Палочка для этого ему, кстати, не нужна. В основном он справляется с врагами при помощи своих зверей, что так же очень показательно. Кстати, после просмотра фильма, вы вряд ли захотите назвать этих милых питомцев «тварями», уж больно детально их проработали создатели. У каждого есть свой характер и яркая особенность, поэтому у вас обязательно появится свой любимчик среди них.
Об Америке хочется сказать отдельно. Пожалуй, это один из тех моментов, почему хочется смотреть этот фильм не один раз, а пересматривать его многократно. Дух Лондона и Англии передавался в «Гарри Поттере» через пейзажи старинных замков и через актеров, ведь ни для кого не секрет, что на роли студентов Хогвартса набирали исключительно британцев. Но в «Фантастических тварях» атмосфера передается иначе, за счёт стиля и веяний того времени. Взять хотя бы музыку, известно, что 20-е годы являются «эпохой джаза» в США, и Дэвид Йэтс не мог это не использовать. Джаз играет в фильме несколько раз, а в конце и вовсе заполняет собой фон, пока идут финальные кадры.
Яркого колорита добавляет внешний стиль американцев. Рокабилли в одежде и прическах у мужчин и женщин делает этот фильм похожим на «Джонни Д.» Манна или «Великого Гэтсби» База Лурмана. Самый яркий персонаж в этой связи – директор магической безопасности Персиваль Грейвз, которого сыграл Колин Фаррелл. Более яркого образа американского детектива и придумать нельзя. Своего Рэя из второго сезона «Настоящего детектива» он частично перенес и сюда, изменив свой стиль с калифорнийского детектива наших дней, на нью-йоркского начала XX века.
Роулинг связала события в книге с теми событиями, что происходили в США в тот период. В фильме упоминаются открытия 20-х годов, сделанные «магами» или «немагами», как их называют Американское сообщество волшебников. Например, в самом начале фильма можно услышать от митингующих про создание кинотеатров и радио, как знак новой эпохи. Более того, авторы решаются на смелый шаг, проведя аналогию между афроамериканцами и эльфами. Так в одном из эпизодов главные герои сидят в баре, когда на сцене поет афроамериканка-эльф. Кто-то спросит: «Ну и что?». А то, что эльфы в мире магов – создания, чьи права ущемляют волшебники-люди, а многие из эльфов и вовсе рабы, всю жизнь работающие на одну семью. После этого трудно поспорить с тем, что фильм буквально набит аналогиями и метафорами.
Часто о книгах «Гарри Поттер» шутят, что в них раскрывается в полной мере только тема дружбы и семьи. Ведь, действительно, на протяжении всей серии дружба преподносится там, как самое главное в жизни, а любовь матери – самое сильное защитное заклятие. Впрочем, что еще нужно преподать маленьким детям и подросткам, которые читали, читают и будут читать эти книги? В новом фильме всё иначе. Здесь рассчитывают на зрителя более взрослого, ведь те детишки, что когда-то впервые открыли книгу о волшебниках Хогвартса, теперь сами нянчат детей, ну, или, по крайней мере, обдумывают подобную перспективу, а, значит, и пища для размышлений должна быть серьезнее.
На этот раз дружба обретает актуальный характер, и мы видим, как на экранах волшебники преодолевают трудности вместе с «немагом». Раньше, в Поттериане, подобные союзы встречались (вспомните Артура Уизли и родителей Гермионы – прим.), но то была Британия. В Америке в это время всё иначе. От «немагов» всё хранят в секрете и всячески отгораживаются от них, запрещая любой контакт. Комичный пекарь-«немаг» Якоб Ковальски становится исключением из правил после череды случайных событий. Сыграл его, кстати, Дэн Фоглер, взявший на себя всю комедийную часть фильма. На протяжении приключений все маги с недоумением относились к тому, что «немаг» с ними рядом, и так и норовили стереть ему память. Лишь главные персонажи – Ньют Саламандер, Тина Голдштейн (Кэтрин Уотерстон) и Куинни Голдштейн (Элисон Судол), принимают этого человека в свой круг, а одна из сестер и вовсе влюбляется в Якоба. Чем не пример антирасизма?
К концу фильма понимаешь, что на многие вопросы еще хочется узнать ответ. Да и сюжет довольно предсказуемый. Не хватает какого-то финального сюрприза. Роулинг будто слышит наши просьбы и в конце фильма весь зал охватывает единое «Огооо! Это правда, он?» Кто он, я, конечно, сказать не могу, но то, что появление этого актера и этого персонажа стало вишенкой на торте – факт. Если верить авторам, то нас ждет еще 4 фильма «Фантастические твари и где они обитают», а, значит, эта часть лишь стала первой ступенью в этой истории.
Согласитесь, миссия крайне трудная. За плечами уже целый мир со своими персонажами, легендами и армией фанатов. Когда заканчивался последний «Гарри Поттер» люди в кинотеатрах плакали, ведь история длиною в 10 лет подходила к концу, и ничего нового не предвещалось. Да и вряд ли способно было переплюнуть оригинальную историю. «Фантастические твари» ставят перед собой именно такую задачу: зацепить те же самые чувства, что и раньше. Получится или нет, неизвестно, а пока можем наслаждаться новой картиной и надеяться, что для нынешнего поколения подростков эта серия станет такой же волшебной, как и прошлая.
Нокс!
Дмитрий ГОРЛИЩЕВ
0 комментариев