22 Ноября, Пятница, 08:18, Воронеж

Воронежских студентов успокоили: за джаз сегодня не посадят

2 ноября на факультете журналистики ВГУ состоялась встреча с главным редактором журнала «Джаз.ру» и ведущим фестиваля «Джазовая провинция» Кириллом МОШКОВЫМ. Кирилл прочитал лекцию для любителей, почитателей, слушателей и просто заинтересованных в джазе людей.

«А когда будут петь?», или что такое джаз

Кирилл начал лекцию с истории этого музыкального направления:

— Каждый из нас знает, что такое джаз. За сто лет своего существования он пронзил собой всю современную культуру. В рекламе дорогих машин или ароматов часто саундтреком звучит джаз. С ним у большей части аудитории ассоциируется качество, гламур, роскошь. Но не все уверены, смогут ли они принять такую музыку, особенно ту, где долго не поют. Ведь в отличие от популярной музыки джаз не фокусируется на исполнении песенных строк. Мы можем понять эту музыку, но мы не обязаны изучать ее, знать терминологию. Её нужно воспринимать на уровне той энергии, которой музыканты делятся со своей аудиторией.



В современном обществе большую роль играют стереотипы. Не обошли они и музыку — Кирилл предполагает, что при слове «джаз» у многих в голове всплывет образ афроамериканца с саксофоном. Однако сейчас это не так. В джазе можно увидеть современных, модно одетых людей, оркестр, разные музыкальные инструменты (не только саксофон). Джаз играют по всему миру, эта музыка давно перестала быть музыкой расового меньшинства в одном месте. Родившись в одной стране, она за сто лет прошла долгий путь.



Как воспринимать джаз?

— Джаз лучше всего воспринимать живьем, — считает Кирилл, — хотя сейчас есть много записей. Ведь джазовые артисты не записывают по 10-15 альбомов, как современные группы. Это все потому, что в джазе нет понятия оригинала и кавера. Каждое исполнение джаза — это оригинал. Даже если один музыкант много вечеров играет одну и ту же мелодию с одним и тем же названием, это всегда разная мелодия. Так получается потому, что существует джазовая импровизация.



В современном мире разновидности джаза не теряют популярности, хотя иконы джазовой музыки уже умерли или не выступают. Сначала молодые музыканты овладевают «языком джаза», а именно искусством и манерой исполнения великих джазменов, а затем приступают к поиску «своего звука». Джаз — это не что-то сложное и непонятное. Этот миф далеко в прошлом. Сейчас проходят крупные фестивали джаза. Еще в Советском Союзе их было около 80 в год, сейчас – 40-45. Каждый год на протяжении уже 15 лет в некоторых странах проводится «месяц джаза». Девиз месяца: «Джаз родился в Америке, но звучит по всему миру». В Сакраменто (столица Калифорнии) каждый год 20 тысяч человек собираются на фестивале, чтобы послушать джаз. Молодые музыканты исполняют музыку Чарли Паркера, Джона Колтрейна, Майлза Дэвиса, а затем пытаются рассказать свою историю через музыку.

Джазовый фестиваль в Сакраменто, Калифорния


Великие исполнители джаза

Для тех, кто не знает, с чего начать слушать джаз, Кирилл МОШКОВ рассказал о великих исполнителях этого жанра. Первый из них — Майлз Дэвис (Miles Davis), американский джазовый трубач, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века.

Майлз Дэвис


— Майлз — не супер импровизатор. Но он угадывал что-то такое, чего не чувствовали другие. Он угадывал дух времени. Играл музыку очень строгую. Выступал только на филармонических сценах, всегда при галстуке или в смокинге. «Я больше не играю музыку, под которую можно танцевать», — говорил он журналистам, когда снисходил до ответов. К его концертам нужно было относиться, как к серьезному искусству. Майлз рассказывал посредством музыки, что он чувствует, и для этого требовалась подготовка. Никто не будет петь в этой музыке, но надо понять язык самой мелодии. В 60-е годы появилась рок-музыка, и Майлз увидел, что на его концерты ходят люди с седыми головами. Он понял, что может играть либо для стареющей аудитории, либо ему нужно совершить прыжок. И он прыгнул.

В 70-м году Майлз сыграл на фестивале «Isle Of Wight Festival» совершенно другую музыку, в рок-стиле, перед 600 000 зрителями. Он выставил на первый план барабаны и бас, чтобы молодые фанаты приняли его за «своего». Старые фанаты Майлза отвернулись от него, зато он приобрел многотысячную толпу молодых слушателей.



Чарльз Мингус и Эрик Долфи


— Чарльза Мингуса называли «сердитым человеком джаза». Он постоянно со всеми ругался. Он был контрабасистом и гениальным композитором, написал много музыки, но больше для малых составов, — рассказывает МОШКОВ. — После встречи с Эриком Долфи он стал писать партии для флейты, потому что это был единственный человек, который, по мнению Мингуса, действительно хорошо играл на флейте.

У Мингуса и Долфи есть совместная композиция, где они играют на контрабасе и флейте. Молодые музыканты могут виртуозно играть, но в силу отсутствия жизненного опыта не могут рассказать свою историю. Эрик Долфи рассказал свою, и в ней есть две кульминации — растерянность и гнев. Можно предположить, что это реакция на процесс борьбы за права афроамериканцев в Америке.



Евгений Лебедев


— Джаз родился в Америке. Но за последние 50 лет он распространился по всему миру. То, что есть в России — это малая часть того, что происходит вообще. В нашей стране эта музыка некоторое время шла по пути освоения уже кем-то сыгранного. Было два вопроса: главный и основной. В советское время главным вопросом было: нас за это посадят? В постсоветское — нам за это заплатят? А основной вопрос: мы можем, как американцы, или нет? Его задает каждое поколение, пришедшее в джаз. И на него давно дан положительный ответ. Да, можем, только зачем? Мы не можем с нуля придумать свои правила джаза. А вот овладеть языком этой музыки можно и нужно. А потом надо вспомнить, что мы родились в другой стране. У нас своя музыкальная культура. И мы можем ее использовать. Евгений Лебедев — это пример музыканта, который овладел языком джаза в Америке, а выпустился из российской консерватории.

Лебедев опирается на народную музыку. Он участвует в трио: Антон Ревнюк (контрабас/бас-гитара), Евгений Лебедев (фортепиано) и Игнат Кравцов (барабаны). При участии московского струнного квартета он записал альбом «Открытые струны», который Кирилл МОШКОВ порекомендовал к прослушиванию.



Современный японский джаз — это стоит посмотреть

Завершая лекцию, Кирилл рассказал о современном джазовом коллективе «Shibusashirazu Orchestra». Раз в год коллектив собирается в тур по всему миру и показывает свою программу. В составе этого оркестра есть видео-проекция, две танцовщицы гоу-гоу, гигантский надувной дракон и танцоры буто (японское искусство пластического танца). Оркестр играет смесь джаза, рок-музыки и «гопака».

— Для меня этот оркестр — важнейший пример того, что искусство джаза живое, — отметил Кирилл. — В джазе все время рождаются новые направления. И даже если каждая отдельная нота когда-то была кем-то сыграна, так, как этот оркестр, не делал еще никто.



— Последнее видео было неожиданным, — поделилась студентка ВГУ Мария, — даже несмотря на то, что Кирилл перед показом рассказал о его оригинальности. Лично у меня никак с привычным понятием джаза это не сочетается, но было забавно. Интересно посмотреть на то, как люди интерпретируют «классическую» музыку.

Судя по смешкам среди слушателей лекции, не все поняли прелесть такого джаза. Но посмотреть и послушать — нужно.

Анна СИКАЧЕВА
Фото Нина БРЯНЦЕВА

0 комментариев