3 марта Василий Филатов (творческий псевдоним CJ Basie (Си Джей Бе́йси), известный саунд-дизайнер и медиа-продюсер буквально за час рассказал воронежцам о своём профессиональном пути, образовательном аналоге Disneyland-а, необычном создании презентации Mersedes и о том, как создать звук электричества из бумаги.
— С Василием мы познакомились на Фестивале социального кино в 2014 году, — рассказывает об идее встречи заведующая библиотекой № 20 Анастасия ЧЕРНЯВСКАЯ. — Мне очень захотелось, чтобы он выступил у нас, и, наконец, спустя полтора года, встреча состоялась.
В анонсе события была заявлена онлайн пресс-конференция с саунд-дизайнером с помощью Skype. В аудитории всё как положено: расставлены стулья, подключён компьютер и проектор. Но, когда уже начали дозваниваться через Интернет, организаторы и сам Филатов сделали нам сюрприз: оказывается, Василий смог приехать лично!
Буквально сразу же гость предложил сменить формат встречи с заявленной пресс-конференции на открытую, дружескую беседу, сопровождая её любыми вопросами. Выбор тем для разговора Филатов также предоставил слушателям-собеседникам – о кино, музыке в кино, компьютерных играх и их создании или о мобильных приложениях. В итоге – поговорили обо всём.
«Начнём сначала!»
— предложил Василий.
— Я родился и вырос в Воронеже. Несмотря на то, что теперь живу в столице, по-прежнему безумно люблю этот город. Учился не очень хорошо, частенько получал двойки. Но с раннего детства любил звуки и через них воспринимал, чувствовал окружающий мир – я просто болел этим. Поэтому параллельно занимался в музыкальной школе №1, — говорит Василий.
Конечно, герою задали вопрос о выборе столь редкой, необычной профессии.
— Получилось достаточно просто: музыкальную школу я так и не окончил. Вышел сдавать экзамен на последнем курсе, понял, что не хочу исполнять нужное музыкальное произведение – надо было классику, а мне нравился джаз. И я ушёл, — вспоминает Василий ФИЛАТОВ.
Следующий год Василий записывал различных исполнителей, а также обучал игре на музыкальных инструментах (сам играет сразу на нескольких: электро- и бас-гитаре, фортепиано, барабанах, флейте).
— Дома у меня были собственные барабаны. Представляете 16-летнего подростка, который на всю выколачивает звук? Слышали все соседи до первого этажа! — с улыбкой вспоминает ФИЛАТОВ.
Потом – ВГИК и обучение у Роланда Артаваздовича Казаряна (звукорежиссер и актёр, Заслуженный деятель искусств РФ). Но на третьем курсе Василий покинул и это учебное заведение.
— После ухода меня, даже не получившего диплом, пригласили возглавить звуковой отдел на киностудии им. Горького. В итоге за четыре года я сделал порядка 50 полнометражных картин. Поработал с Тимуром Бекмамбетовым, Андреем Кончаловским и многими другими мэтрами. Возможность чему-то научиться у них, узнать, услышать — всё это составило бесценный опыт.
soundcloud.com/user-714353984/sunny-beach-ringtone
Главное правило работы?
Затем Василий открыл уже свою студию, где занимался проектами, которые ему интересны.
— Сейчас я путешествую по миру, провожу лекции на российских и западных выставках. Я пишу музыку, продюсирую кино и молодых режиссёров, создаю саунд-записи для компьютерных игр.
Мне нравится делать яркие проекты, которые имеют успех, о которых много говорят. Главное – делать свою работу на 200 процентов из 100 возможных. Сделаете на 50, 60, даже на 90 – и станете жертвой паразита творчества под названием «никто не заметит». Получается это тогда, когда вы что-то сделали, но не до конца, не в полную силу, на которую способны, и думаете: «Да ладно, никто же не заметит…» А увидят все! Увидят, покажут пальцем, расскажут всем. Поэтому и надо делать на 200 процентов, чтобы – в первую очередь! – не было вопросов к себе».
Каждый новый проект – это новая цель, которую я себе ставлю, новая планка, всё выше и выше. И самое главное в этом достижении – следовать своему сердцу, заниматься тем, что вас ведёт по жизни.
Человек, который занят в киноиндустрии, работает в режиме 24/7. Вот я постоянно в работе. Например, сейчас, пока выступаю перед вами, идёт озвучание Кидзании.
Слушатели в некотором недоумении. Что ещё за Кидзания?
soundcloud.com/user-714353984/2a-1
Образовательный Диснейленд
Как оказалось, KidZania Moscow – это первый детский образовательный центр, открывшийся этой зимой в торговом центре «Авиапарк». Это самый большой парк игрового обучения во всем мире, а площадь его составляет порядка 10 000 кв. м. Впервые проект появился в Мексике, затем — в 20 странах по всему миру и, наконец, покорил Россию.
— Кидзания – это целый город, куда попадает ребёнок. Хотя, скажу честно, и мне в мои тридцать там очень интересно! — делится впечатлениями Василий. — Вы заходите в одну секцию – там, к примеру, вас научат быть стоматологом. Вас ожидает настоящий медицинский кабинет! Всё полагающееся оборудование готово к работе. Но кроме вещей, предметов и обстановки всю атмосферу дополняют звуки, реальные звуки! Вплоть до того, что вы услышите, как где-то на фоне медсестра зовёт врача. Всё проходит в развлекательной форме, вы попадаете в новым мир. Заходите в следующую секцию – и вот, вы – пожарный! Можете выехать на настоящей машине на вызов. Нужный настрой создаётся ещё и светом: вот оно, всё как будто взаправду! А наша задача – создать атмосферу, живую, реалистичную. Вы увидите не только огонь (ненастоящий, конечно), но и услышите звуки пожара. Цель звукорежиссёра и саунд-дизайнера – ваши чувства, а не только наблюдение за антуражем. Это действительно потрясающий проект.
В Кидзании дети (и не только) смогут освоить более 100 профессий.
После экскурса в игровую профориентацию мы посмотрели несколько работ Василия, среди которых была и презентация Mercedes. Но вот как именно создавалось для неё музыкальное сопровождение, мы и представить не могли.
soundcloud.com/user-714353984/midnight-still-rain
В исполнении машины
— Фишка заключается в следующем: в саунд-дизайне, даже для рекламного шоу, главное – это идея.Мерседес – это, с одной стороны, супер-автомобиль, в котором заключён большой компьютер, а с другой, это воплощение классики для парней, которые читают хорошие книги, умеют зарабатывать деньги и носят смокинг. Отсюда соединение электромузыки и классики в исполнении живого симфонического оркестра. Но это соединение подыгрывало самому автомобилю. Объясняю: я лично приехал в центр Mercedes и с помощью микрофона записал все звуки, которые предлагает мне машина. Закрывал-открывал двери, включал поворотники, «дворники» и т.д. И уже из этих сэмплов создавал всю музыкальную конструкцию. То есть «первой скрипкой» выступил сам автомобиль. В этом и заключалась концепция. А когда у вас есть концепция – вы всегда сможете сделать нечто необычно».
Шоу с Мерседесом стало лучшим автомобильным шоу 2013 года.
После другого видео, во время которого мы слышали звук электрического тока, Василий Филатов рассказал нам о своей идее и даже продемонстрировал её звуковое воплощение.
— Можно, конечно, взять микрофон и поднести к розетке. А произойдёт замыкание и – раз! – и всё, этого саунд-дизайнера не будет, придётся нового уже искать. Можно, конечно, попробовать и закоротить провода. Но я заметил, что звук обычного рвущегося листа очень похож на как раз нужный нам звук электрического тока.
Первый в России институт звукового дизайна
Это образовательный проект Филатова. Обучение направлено на подготовку специалистов в области звука: выпускники могут работать во всех сегментах музыкальной индустрии.
На вопрос о замысле создания такого образовательного учреждения Василий ответил просто:
— Дело в потребности: мне не хватало саунд-дизайнеров, которые бы со мной работали. Ребята оставляют заявку, затем проходят три собеседования. Главное – не теоретические знания, а желание. Поэтому я обращаю внимание на горящие глаза, заинтересованность.
Срок обучения составляет один год, а не четыре или пять как в обычном вузе.
— Я считаю, пять лет – это очень много для обучения. За это время может в корне поменяться вся индустрия. Сейчас всё по-другому. Главное – придать вектор, найти направление для студента. В этом году у нас 30 обучающихся. А все выпускники прошлого года уже работают по своей специальности».
В целом встреча прошла на отлично. Если в начале разговора и были те, кто слушали, что называется, вполуха, без интереса, то к концу беседы, во время просмотра роликов, многие даже отбивали ритм на впереди стоящих стульях в такт произведениям Василия Филатова. Вот она – сила музыки!
Где мы ещё можем услышать Василия Филатова:
— лекции по саунд-дизайну на телеканале «Дождь»
— «День Д», «Ирония судьбы. Продолжение», Анна Каренина (2008), «Неуловимые» — его работы в качестве звукорежиссёра
— аудио-логотип, звуковые эффекты и рингтоны для первого российского телефона Yota phone
— cтудия Василия Филатова стала партнёром телеканала Jetix Russia (в последствии – Disney Channel)
Анастасия НЕСТЕР
0 комментариев